Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 621   622   623   624   625   626   627   628   629  630   631   632   633   634   635   636   637   638   639  » »»

Источники не сообщают об отношениях семьи Борджигинов с другими
монгольскими племенами. Но ведь долина Онона не планета в космосе, и,
следовательно, дети Есугея были не совсем одиноки. Так, в 1173 г.
одиннадцатилетний Тэмуджин играл в альчики (бабки) на льду Онона с
Джамухой, членом знатного рода племени джаджиратов. Весной того же года они
обменялись стрелами и поклялись друг другу в верности, как анды -
побратимы. Трогательный обычай побратимства, унаследованный монголами от
далеких предков и ставший в XII в. почти анахронизмом, заключался в крепкой
и постоянной взаимовыручке. "Анды - как одна душа" - эти слова были ими
услышаны от стариков, и они их запомнили на всю жизнь.

118. БРАТОУБИЙСТВО

И вот начинается пора загадок. В 1178 или 1179 г. Тэмуджин и Хасар убили
своего сводного брата Бектера. И главное, из-за чего? Из-за пустяков! Вот
на это-то и следует обратить внимание.

Бектер был самым сильным из братьев и, пользуясь своим влиянием на
Бельгутея, обращался с Тэмуджином и Хасаром безобразно. Он отнимал у них то
пойманную рыбу, то подстреленную птицу, а когда братья жаловались матери,
та ханжески укоряла их за то, что они не могут жить в мире с обидчиком.

Однажды Тэмуджин и Хасар подкрались к Бектеру, сторожившему табун, с луками
наготове. Бектер, понимая, что обречен, будто бы сказал: "Думаете ли вы о
том, с чьей помощью можно исполнить непосильную для вас месть за обиды,
нанесенные тайджиутскими братьями? Зачем вы смотрите на меня, будто я у вас
ресница в глазу или заноза в зубах... В минуты, когда у нас нет друзей,
кроме своих теней, нет плети, кроме бычьего хвоста. Не разоряйте моего
очага, не губите Бельгутея" (Сокр. ск. §77)-и, сев на корточки, дал себя
застрелить.

Речь эта тем более удивительна, что в ней даже не упомянута причина ссоры -
отнятая рыба. Перед лицом смерти обычно говорят то, что думают, и то, что
может спасти. Бектер о рыбе и птице забыл, но вспомнил о "тайджиутских
братьях", месть которым "непосильна". И вряд ли здесь можно видеть "факт,
свидетельствующий о мстительности и жестокости характера будущего
Чингисхана", который будто бы видел в Бектере соперникастарательно навязывал читателям автор "Тайной истории", тенденциозность
которой несомненнао четырех мальчиках, против которых настроено могучее племя? Нет, тут
что-то иное, гораздо более серьезное.

Судя по словам Вектора, если только они переданы историком правильно, он
вполне понимал, что убить его есть за что. Но за неуживчивость не убивают,
особенно когда можно просто разъехаться. И еще более странно, что в
повествовании нет ни слова о реакции матери Бектера, но приведено древнее
проклятие, обрушенное на голову Тэмуджина и Хасара их собственной матерью
Оэлун, которая была Бектеру мачехой и не могла любить злого мальчишку,
постоянно обижавшего ее сыновей.

Оэлун почему-то все время защищала Бектера, даже когда он был заведомо не
прав, и только причитала: "Ах, что мне с вами делать? Что это вы так
неладно живете со своими братьями! Не смейте так поступать!" (Сокр. ск. §
76). Похоже на то, что она боялась Бектера и стремилась избежать ссоры
любым путем.

Но когда убийство свершилось и Оэлун по выражению лиц сыновей узнала о
происшедшем, она обрушила на них проклятие, смысл коего был в том, что
нельзя убивать родственника, когда "нет друга, кроме своей тени, нет плети,
кроме конского хвоста" (Сокр. ск. § 77-78). Укор сам по себе циничный,
пожалуй, не по существу.

Теперь попробуем разобраться, откуда автор источника мог знать о последних
словах Бектера? Только от его убийц. Последние же не были заинтересованы ни
в чем, кроме самооправдания. Значит, они передали потомству то, что считали
нужным. Однако если доверять тексту, то Хасар поступил дурно, выстрелив в
грудь брата, а Тэмуджин еще хуже, стреляя ему в спину. Полно, так ли просто
все это дело? И вряд ли Бектер, доведший своих братьев до исступления,
вдруг оказался столь робким и тихим! И почему его брат Бельгутей так
спокойно перенес его предательское убийство, что даже не испортил отношений
с Тэмуджином? Не слишком ли много вопросов, на которые автор источника не
дает ответов?

Можно предложить два варианта истолкования этого странного братоубийства:
один - основанный на доверии к источнику, второй - скептический.

Допустим, что Тэмуджин и Хасар убили Бектера за постоянное издевательство,
а Оэлун отругала их за то, что они сами лишили себя военного товарища. Но
разве можно идти в бой рука об руку с человеком, который даже пойманную
рыбу у тебя отнимает? А ну как в бою он выкинет что-нибудь подобное? Ведь
это может стоить жизни.

Затем, имеет ли право человек, стремящийся к власти, допускать, чтобы им
помыкали? Такая уступчивость обязательно вызывает презрение тех, кто должны
были бы быть его последователями. А так как Бектеру ничего нельзя было
внушить, то возникает мысль, что его поведение было нарочитым. Тэмуджин
подрос и, очевидно, уже стал проявлять способности, которые впоследствии
доставили ему престол. Бектер полагал, что ему ничего не грозит. Значит, у
него были сильные защитники.

И тут возникают веские основания для скепсиса. А что, если автор источника
знал только то, что ему сознательно внушили и чему он искренне поверил? Не
было ли скрытой причины для братоубийства, которой не знала даже Оэлун?
Такой веской причиной могла быть только измена. Этого монголы не прощали не
только в силу характера, но и по догмату своей религии. Врагами Тэмуджина
был тайджиуты; следовательно, именно они были заинтересованы в том, чтобы в
стане Борджигинов был их лазутчик. Но откуда мог это узнать Тэмуджин?
Только от Бельгутея, человека искреннего, простодушного и болтливого. Вот
поэтому-то Бельгутей и не негодовал после убийства брата, а Тэмуджин любил
его всю жизнь больше, чем родных братьев.

Страницы: «« « 621   622   623   624   625   626   627   628   629  630   631   632   633   634   635   636   637   638   639  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды