Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 610   611   612   613   614   615   616   617   618  619   620   621   622   623   624   625   626   627   628  » »»

взлет их был связан с новым пассионарным толчком. Значит, они были не
продолжатели, а зачинатели, а причина их взлета - очередная флуктуация
биосферы. Не описать этот феномен, когда это возможно и легко, -
непростительный грех перед Наукой. Поэтому обратимся к темному периоду
истории Азии, дабы с помощью географии пролить на него свет.

108. ВОСТОЧНАЯ ОКРАИНА

А теперь, описав фон, представим читателю действующих лиц, которыми в нашем
случае будут не персоны, а этносы, каждый из которых обитал на строго
ограниченной территории. На правом берегу Аргуни кочевали татары, носившие
косу, подобно своим предкам - табгачамгруппежили хонкираты - этнос, образованный смешением древних тюркских племен и
монголов, большая группа которых распространилась от Керулена до Онона. В
центральной части Великой степи, на берегах Толы и окраинах Гоби, жили
кераиты, самый культурный народ среди кочевников, а к западу от них -
найманы, осколок державы кара-китаев (киданей), уведенных на запад Елюем
Даши. Основная часть этого этноса заняла Джунгарию и Семиречье.
Кара-китайским гурханам подчинялись ыдыкуты Уйгурии и султаны Средней Азии
до Амударьи, за исключением Хорезма. От Алтая до Карпат раскинулась
Кыпчакская степь, в XII-XIII вв. отнюдь не напоминавшая пустыню. Реки были
многоводны, террасы речных долин покрыты зарослями тальника, на
водораздельных массивах нередки были сосновые боры и рощи ольхи и березы.
Сухолюбивая растительность ковыльных и полынных степей чередовалась с более
влаголюбивой - злаковой. С севера эту степь замыкала стена леса, а с юга -
цепочка оазисов.

Но эти благодатные места потому и были так прекрасны, что население в них
было очень редким: там жили куманы, т.е. половцы, потомки западной ветви
динлинов - кыпчаков. Прямые потомки динлинов, енисейские кыргызы,
продолжали жить в благодатной Минусинской котловине, занимаясь поливным
земледелием и оседлым скотоводством. Они еще хранили богатое культурное
наследие своих предков, но отказались от былой воинственности, толкнувшей
их в IX в. на завоевание просторов Великой степи. Теперь к югу от них
расположилось многочисленное монгольское племя ойратов.

На северных склонах Саянских гор жили малочисленные и разобщенные "лесные
народы", среди которых были и угры, родственные обским остякам, и
палеоазиаты, близкие к енисейским кетам, и тюрки, и даже, возможно,
самодийские реликты, которых можно видеть в загадочных меркитах. От
последних остались только "осколки" среди телесов, телеутов, киреев, башкир
и торгоутовпокорения они в число монголов не входилистепенью вероятности к тюркам и к самодийцам; последнее представляется
более вероятным, но прямых доказательств нет.

С юго-востока Великую степь ограничивали два могучих государства:
чжурчжэньская империя Кинь (Цзинь) и тангутское царство Си-Ся. Южнее лежала
китайская империя Сун, потерявшая в войнах с тангутами и чжурчжэнями
исконные китайские земли бассейна Хуанхэ и превратившаяся в государство
изгнанников, правивших на землях, некогда завоеванных у народов
Юго-Восточной Азии, над уцелевшими остатками этих народов. С этими,
подлинными, китайцами монголы до XIII в. не сталкивались и, по-видимому,
даже не знали об их существовании, ибо это не было им интересно. Зато с
чжурчжэнями и тангутами все кочевники Великой степи были в очень дурных
отношениях. А от былой мощи Тибета не осталось и следа. Каждое племя,
каждый монастырь, каждая крепость береглись своих соседей, но анархия не
была там "матерью порядка". Такова была Восточная Азия в середине XII в.,
когда монголы вышли на арену истории.

109. МОНГОЛЫ И ТАТАРЫ В XII в.

Северо-восточную часть Монголии и примыкающие к ней области степного
Забайкалья делили между собой татары и монголы. По поводу племенного
названия "монгол" существуют два мнения: 1. Древнее племя мэн-гу жило в
низовьях Амура, но, кроме того, так назывался один из родов татар,
обитавший в Восточном Забайкалье. Чингисхан происходил из забайкальских
мэн-гу и, следовательно, принадлежал к числу татар; название же "монгол",
вошедшее в употребление только в XIII в., произошло от китайских иероглифов
"мэн-гу", что означает "получать древнее". Эта гипотеза, принадлежащая
акад. В.П. Васильеву, не является общепризнанной. 2. Племенное название
"мэн-гу" (монгол) очень древнего происхождения, но встречается в источниках
очень редко, хотя отнюдь не смешивается с "дада" (татарами). В XII в.
монголы выступили как самостоятельный народ. В 1135 г., когда чжурчжэньские
войска дошли до Янцзы и громили китайскую империю Сун, монголы разбили
чжурчжэньскую армию и после двадцатилетней войны добились уступки им прав
на земли севернее р. Керулен и уплаты ежегодной дани скотом и зерном.
Вождем монголов был Хабурхан, прадед Тэмуджина. Это, наиболее
доказательное, мнение высказано Г.Е.Грумм-Гржимайло. Южные соседи монголов,
татары, были многочисленнее и не менее воинственны. Между монголами и
татарами постоянно возникали войны, но в середине XII в. монголы добились
перевеса в силах. Тот антропологический тип, который мы называем
монголоидным, был свойствен именно татарам, как и язык, который мы называем
монгольским. Древние монголы были, согласно свидетельствам летописцев и
находкам фресок в Маньчжурии, народом высокорослым, бородатым,
светловолосым и голубоглазым. Современный облик их потомки обрели путем
смешанных браков с окружавшими их многочисленными низкорослыми,
черноволосыми и черноглазыми племенами, которых соседи собирательно
называли татарами.

Для понимания истории монголов следует твердо запомнить, что в Центральной
Азии этническое название имеет двойной смысл: 1) непосредственное
наименование этнической группы (племени или народа) и 2) собирательное для
группы племен, составляющих определенный культурный или политический
комплекс, даже если входящие в него племена разного происхождения. Это
отметил еще Рашид-ад-Дин: "Многие роды поставляли величие и достоинство в
том, что относили себя к татарам и стали известны под их именем, подобно
тому как найманы, джалаиры, онгуты, кераиты и другие племена, которые имели
каждое свое определенное имя, называли себя монголами из желания перенести

Страницы: «« « 610   611   612   613   614   615   616   617   618  619   620   621   622   623   624   625   626   627   628  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды