Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 607   608   609   610   611   612   613   614   615  616   617   618   619   620   621   622   623   624   625  » »»

вариации этногенеза как степных, так и окрестных суперэтносов. В чем было
различие этих контактов? Решать поставленную задачу традиционными приемами
просто, но бесполезно. Можно перечислить все войны и мирные договоры, а
также межплеменные распри, что, кстати, уже сделано, но это будет описание
ряби на поверхности океана. Ведь воюют государства, т.е. социальные
целостности, а не этносы, целостности природного происхождения, вследствие
чего они более консервативны. Войны часто идут внутри этнической системы, а
с чужаками сохраняется "худой мир", который не всегда лучше "доброй ссоры".
Поэтому целесообразно избрать иной путь. Комплиментарность - вот тот
механизм, на базе которого не просто проходят, но осуществляются судьбы
взаимодействующих этнических систем, а иногда и отдельных персон. Уточним
сие понятие.

Положительная комплиментарность - это безотчетная симпатия, без попыток
перестроить структуру партнера; это принятие его таким, каков он есть. В
этом варианте возможны симбиозы и инкорпорации. Отрицательная - это
безотчетная антипатия, с попытками перестроить структуру объекта либо
уничтожить ее; это нетерпимость. При этом варианте возможны химеры, а в
экстремальных коллизиях - геноцид. Нейтральная - это терпимость, вызываемая
равнодушием; ну и пусть его, была бы только польза, или хотя бы не было
вреда. Это означает потребительское отношение к соседу либо игнорирование
его. Этот вариант характерен для низких уровней пассионарного напряжения.
Комплиментарность - явление природное, возникающее не по приказу хана или
султана и не ради купеческой прибыли. То и другое может, конечно,
корректировать поведение контактирующих персон, руководствующихся
соображениями выгоды, но не может изменить искреннего чувства, которое,
хотя на персональном уровне и бывает столь же разнообразным, как
индивидуальные вкусы, но на популяционном приобретает строго определенное
значение, ибо частые уклонения от нормы взаимно компенсируются. Поэтому
установление взаимных симпатий и антипатий между суперэтносами правомерно.
Легче всего запутаться в мелочах и потерять нить Ариадны - единственное,
что может вывести из лабиринта противоречивых сведений, вариаций и
случайных совпадений. Эта нить - селекция политических коллизий и зигзагов
мировоззрений на персональном уровне, ибо источники составляли авторы, т.е.
люди, а суперэтносы - системы на три порядка выше.

Древние китайцы относились к хуннам с нескрываемой враждебностьюособенно четко проявилось в IV в., когда хунны, теснимые засухой,
поселились в Ордосе и Шаньси, на заброшенных земледельцами иссушенных
полях. Китайцы так издевались над степняками, что довели их до восстания.
Так же китайцы относились к тибетцам и сяньбийцам; не щадили они и метисов,
но поскольку тех было много, то они уцелели около развалин Великой стены,
на границе степного и китайского суперэтносов.

Пассионарный толчок VI в. обострил эту неприязнь, превратив ее во вражду.
Обновленные китайцы династий Бэй-Ци и Суй истребляли последних потомков
степняков, а те подняли на щит династию Тан и сохранили старое племенное
название - табгачи, хотя говорить стали по-китайски
Империя Тан аналогична царству Александра Македонского, но не по фазе
этногенеза, а по идее. Как Александр хотел объединить эллинскую и
персидскую культуры и создать из них единый этнос, так Тай-цзун Ли Шиминь
попытался совместить "Поднебесную", т.е. Китай, Великую степь и Согдиану,
уповая на обаяние гуманной власти и просвещенного буддизма. Казалось бы,
этот грандиозный эксперимент должен был удаться, так как уйгуры, тюрки и
согдийцы, которых теснили арабы, готовы были искренне поддержать империю.
Но китайская лояльность была лицемерной, вследствие чего династия Тан пала
в 907 г., а этнос табгач был истреблен менее чем за одно столетие (X в.)
Но традиции пережили людей. Эстафету "третьей силы", равно чуждой и Китаю,
и Степи, подхватили на востоке кидани, а на западе, точнее, в Ордосе -
тангуты. Те и другие многократно громили Китай и жестоко сражались на
севере: кидани - с цзубу (татарами), тангуты - с уйгурами, "так, что кровь
текла, как журчащий поток"
Однако, когда пассионарный толчок XII в. вознес монголов над Азией,
покоренные тангуты, кидани и чжурчжэни уцелели и стали подданными
монгольских ханов, а уйгуры и тибетцы получили привилегии и разбогатели.
Когда же победили китайцы династии Мин, тангутов не стало, а западные
монголы - ойраты- еле отбились в XV-XVI вв.

Но нельзя считать китайцев злодеями! Они считали свою историческую миссию
цивилизаторской, принимая в свой суперэтнос тех, кто был согласен
превратиться в китайца. Но в случае упорного сопротивления
комплиментарность становилась отрицательной. Тюркам и монголам приходилось
выбирать между потерей жизни и утратой души.

Иранская группа этносов - персы, парфяне, хиониты, аланы, эфталиты -
постоянно воевали с хуннами и тюркютами, что, разумеется, не располагало их
друг к другу. Исключение составляли враги сарматов - скифы, у которых, как
показали открытия П.К.Козлова и С.И.Руденко, хунны заимствовали знаменитый
"звериный стиль" - изображение хищных зверей на охоте за травоядными. Но,
увы, детали истории столь древнего периода неизвестны.

В VI в. союзниками и настоящими друзьями тюркютов стали хазары, но падение
Западно-Тюркютского каганата и переворот в Хазарии не позволили хазарам
реализовать благоприятную возможность, и развивать победу над персами и
хионитами, благодаря чему и те, и другие успели оправиться.

И тем не менее, влияние персидской культуры на Великую степь имело место.
Зороастризм - религия не прозелитическая, она только для благородных персов
и парфян. Но манихейство, гонимое в Иране, Римской и Китайской империях и в
раннехристианских общинах, нашло приют у кочевых уйгуров и оставило следы
на Алтае и в Забайкалье. Высшее божество сохранило свое имя - Хормуста
(отнюдь не Агурамазда), что в сочетании с другими деталями указывает на
конгениальность древних иранцев и древних тюрок. Победа арабов-мусульман
сменила цвет времени, но до XI в. иранские этносы - дейлемиты, саки и
согдийцы - отстаивали свою культуру и традиции в борьбе с тюрками. Погибли
они героически, ничем не запятнав своей древней славы: арабы и тюрки
сохранили к персам глубокое уважение, поэтому счесть тюрко-персидскую

Страницы: «« « 607   608   609   610   611   612   613   614   615  616   617   618   619   620   621   622   623   624   625  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды