Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 609   610   611   612   613   614   615   616   617  618   619   620   621   622   623   624   625   626   627  » »»

первоклассника со студентом и профессором, когда им было тоже по семь лет,
то сопоставление будет иметь не только смысл, но и научную перспективу. Так
же обстоит дело в этнологии. Диахрония всегда напомнит, что цивилизованные
ныне европейцы стары и потому чванливы и гордятся накопленной веками
культурой, как и все этносы в старости, но она же напомнит, что в своей
молодости они были дикими франками и норманнами, научившимися богословию и
мытью в бане у культурных в то время мавров.

Этнология не ставит вопросов, кто культурнее: хунны или древние греки,
тюрки или немцы, ибо культурные и творческие сегодня через 300 лет вдруг
оказываются равнодушными обывателями, а еще полторы тысячи лет назад и
имени-то их никто не знал. Она беспристрастна, так как единственным мерилом
является уровень пассионарного напряжения, проявляющийся в частоте событий,
последовательность которых образует плавную мелодию чередования эпох и,
наконец, заметную смену фаз этногенеза. Можно до бесконечности выяснять,
что лучше - войлочная юрта, деревянная изба, мраморная вилла или каменный
замок, и так и не прийти к выводу, ибо критерий такого сравнения
отсутствует, но, сопоставляя хуннов, эллинов и немцев, например, по их
жертвенности и накалу страстей, легко убедиться, что в "юные лета" они
одинаково "загорались", готовые отдать жизнь за свои идеалы, в "зрелости" -
боролись за свободу, равно блистая умом и выдержкой, а в "старости" их
чувства одинаково остывали и силы ослабевали.

"Но как же можно сравнивать каких-то хуннов с культурными эллинами и
цивилизованными немцами? - возмутится иной читатель. - Ведь хунны - это
дикари, жестокие и грубые, а эллины - носители самых высоких идей, учителя
всех позднейших философов, поэтов и художников!" К этой оценке мы привыкли
настолько, что задумываться над ее правильностью стало казаться кощунством.
А если все-таки подумать? Вспомним, как часто привычные мнения
опровергались научным анализом, начиная с вопроса о форме Земли и кончая
законом сохранения энергии.

Об извечной "дикости" хуннов и их сверстников - степных народов мы уже
говорили в других работахсредневековых немцев и французов говорить особенно нечего. В эпоху
Гогенштауфенов и "кулачного права" Германия, как и Франция в конце
Столетней войны, была еще весьма неуниверситетской страной. А какими они
станут в эпоху обскурации, мы можем только гадать. Поэтому сравним Хунну,
Германию и Элладу по одинаковым возрастам, отсчитывая последние с момента
"рождения" (как самостоятельных этнополитических систем), зафиксированного
историей. Мы знаем, что этим датам предшествовал относительно короткий
инкубационный период, но его мы опустим, потому что хронология в рамках
этого периода всегда неточна. Зато моменты выхода на арену истории всегда
ярки и выпуклы. Для Хунну это 209 г. до н.э., для Германского королевства -
Верденский договор 841 г. - образование на территории "Священной Римской
империи германской нации" Арелатского, Французского, Ломбардского,
Аквитанского королевства, а для Эллады дата расплывчатаЭто "Великая греческая колонизация" и образование государств с записанными
законами. Чтобы дать уточнение, изберем эталоном Афины. Тогда аналогичной
датой начала становления будет 621 г. до н.э., т.е. Драконтовы законы.
Спарта возникла несколько раньше, но этой неточностью можно пренебречь.

Все три этноса прошли фазу пассионарного подъема и вступили в фазу
перегрева (акматическую) за период около 250-300 лет. Хунну - от создания
родовой державы в 209 г. до н.э. до 46 г. н.э. - распада на Северную и
Южную державы. Германия - от 841 до 1147 г. - неудачных крестовых походов
императора Конрада III в Малую Азию и герцога саксонского Генриха Льва
против вендов (полабских славян). Афины (ведущий субэтнос) - с 621 г. до
н.э. до 449 г. до н.э. - конца греко-персидской войны. В фазе перегрева
хунны, составлявшие с сяньби единую суперэтничсскую систему, с 46 по 181 г.
хотя и воевали между собой, но одерживали победы над всеми соседями:
империей Хань, усунями, динлинами и аланами. В Германии Гогенштауфены в
борьбе с папами держатся до 1268 г. и гибнут, оставив страну в полном
распаде. Зато война за Прибалтику выиграна. Афины и Спарта, растратив силы
в Пелопоннесской и Фиванской войнах, стали жертвами Македонии (в 337 г. до
н.э.), входившей в суперэтничсскую систему греко-римского мира. В фазе
надлома, которая в Азии была осложнена Великой засухой III в., происходит
распад степной империи на мелкие химерные государства. В Германии -
Междуцарствие и "кулачное право", нажим чехов, вылившийся в гуситские
войны, и блестящее Возрождение на фоне всеобщего вырождения. И так тянулось
до 1436 г., т.е. до конца гуситских войн. А что Эллада? Благодаря
господству Македонии идет "распыление" греков вплоть до Индии, сооружение
Александрии и Антиохии, расцвет эллинизма. Но сами эллины и македоняне
завоеваны жестокими римлянами. Последний оплот эллинства - Коринф разрушен
в 146 г. до н.э. В инерционной фазе хуннов приветили тюркюты, воссоздавшие
степную империю (546-745). В Германии навели порядок Габсбурги (1438-1918),
а эллинистические государства были завоеваны Римом (Пергам -в 130 г., Понт
-в 63 г., Сирия - в 62 г. и Египет -в 30 г. до н.э.) и переживали эту фазу
вместе с ним, так же как и следующую - фазу обскурации. Последние хунны -
тюрки-шато - в обскурации еще совершили последние подвиги и вошли в
гомеостаз как реликт - онгуты, или белые татары. Грекам и римлянам это не
удавалось.

Даже при очень беглом сравнении, которое можно при желании провести с еще
большей точностью, чтобы обнаружить сходство и в отдельных деталях, видно,
что повода считать хуннов неполноценнее европейцев, как современных, так и
древних, нет.

Скорее наоборот, надо отдать должное уму и такту хуннов, табгачей и тюрок.
Они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже непохожим на
них. Идеологии периферийного варварства они не создали. И благодаря этому
при неравенстве сил они устояли в вековой борьбе и победили, утвердив как
принцип не истребление соседей, а удержание своей территории - родины - и
своей культурно-исторической традиции - отечества. И потому они
просуществовали свои 1500 лет и оставили в наследство монголам и русским
непокоренную Великую степь.

Монголы не были продолжением хуннов и тюрок ни в генетическом, ни в
этнокультурном аспекте. Общее у них было только в этноландшафтном аспекте -
лесостепь и степь, что определяло особенности их хозяйства. Но этнический

Страницы: «« « 609   610   611   612   613   614   615   616   617  618   619   620   621   622   623   624   625   626   627  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды