Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 732   733   734   735   736   737   738   739   740  741   742   743   744   745   746   747   748   749   750  » »»

Этнический контакт - процесс взаимодействия двух и более этнических систем
одного или разных рангов этнической иерархии.

Этнический субстрат - исходные этнические компоненты (два и более),
интегрируемые вследствие пассионарного толчка в новый этнос.

Этническое поле - возникающее на основе пассионарного поля поле поведения и
аттрактивности членов этнической системы.

Этногенез - момент возникновения и весь процесс исчезновения этнической
системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности.

Этногенез в аспекте этнического поля - динамика колебательного движения
этнического поля.

Этнология - географическая наука, изучающая становление этносферы Земли как
результат процессов этногенеза в историческую эпоху.

Этнопсихология - наука о проявляющейся в этнической истории смене
устойчивых настроений этноса в зависимости от фазы этногенеза.

Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа
поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система
(структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя
из ощущения комплиментарности.

Этносфера - земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом
отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов Земли.

Этноценоз - геобиоценоз, в котором происходит развитие данного этноса,
опосредованное процессом его адаптации.

Явления - результаты влияния биосферы на поведение человека и этнического
коллектива.


   -==МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ВОСТОКОВЕДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ==-

-=Л.Н. Гумилев=-


О значении географических условий, например рельефа для военной истории,
говорилось давно. Еще в XVIII в. один из первых русских историков Иван Никитич
Болтин сделал замечание: "У историка, не имеющего в руках географии,
встречается претыкание" [+1]. Однако ныне история ставит куда более глубокие
задачи, и география отошла от простого описания диковинок нашей планеты и
обрела возможности, которые нашим предкам были недоступны.

В наше время вопрос стоит иначе, чем в XVIII-XIX вв.: не только "Как влияет
географическая среда на людей?", но и "В какой степени сами люди являются
составной частью той оболочки Земли, которая сейчас именуется биосферой?" [+2].

Диалектический материализм различает несколько взаимосвязанных форм движения
материи, как то: физическую, химическую, биологическую и общественную [История человечества, как чуткий прибор, фиксирует эти формы движения и
позволяет разобраться в характере их взаимодействия.

Смена общественно-экономических формаций идет то более, то менее быстро, но
последовательно. Однако она не охватывает тех воздействий на человечество,
которые связаны с проявлениями физико-химических и биологических процессов,
Человечество с момента своего становления было тесно связано с окружающей
природой, черпая из нее средства существования. Приспособляясь к различным
ландшафтам: тропическому лесу, сухой степи, тундре и т. д., люди вырабатывали
систему навыков и обычаев, что повлекло разделение человечества как вида на
разнообразные коллективы, которые называются этносами. Этническое размежевание
человечества продолжается и поныне, очевидно являясь формой существования вида
Homo sapiens. Оно называется этногенезом и является феноменом, пограничным
между общественной и прочими природными формами движения материи.

В самом деле люди (и каждый человек в отдельности) являются не только членами
общества, но и твердыми телами, т, е. подвержены закону тяготения;
организмами, со всеми биологическими функциями; млекопитающими хищниками,
входящими в биоценоз населяемого ими ландшафта: наконец, членами этноса
(племени, нации, народности и т. п.). Как таковые они подвержены воздействиям
то силы земного притяжения, то разных инфекций, то голода или изобилия из-за
изменения вмещающего ландшафта и, наконец, процессов этногенеза, которые не
всегда совпадают с общественными процессами, а идут своими ритмами.

В аспекте исторической географии этносами называются коллективы людей,
противопоставляющих себя всем остальным, например: китайцы и варвары,
арабы-мусульмане времен первых халифов и "неверные", и т.д. Зарождаясь в
условиях какого-либо ландшафта, этносы распространяются иногда по всей земле,
но это связано с их исторической судьбой, определяемой не только ритмами
этногенеза, но и в не меньшей степени глобальным общественным развитием
человечества. Таким образом, проблема этногенеза лежит на рубеже наук
естественных и гуманитарных (подробно см.: [+3] [+4]).

Непосредственно на человеческий организм и на любой человеческий коллектив
влияет не просто Земля, а определенный ландшафт. С другой стороны, люди за
историческую эпоху видоизменили почти всю поверхность суши, но египтяне,
монголы, арауканы и шведы делали это настолько по-разному, что конструктивнее
рассматривать влияние этносов на природу, нежели человечества в целом. Поэтому
можно рассматривать природу как многообразие ландшафтов, человечество - как
мозаику этносов, а их взаимодействие и его результаты - как этногеографию и
палеогеографию исторического периода. Для нашей проблемы в очерченном круге
вопросов важны две темы, которые мы разберем поочередно: 1) постоянное
воздействие ландшафта на этнос и 2) варианты воздействия этноса на ландшафт.


Страницы: «« « 732   733   734   735   736   737   738   739   740  741   742   743   744   745   746   747   748   749   750  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды