Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 725   726   727   728   729   730   731   732   733  734   735   736   737   738   739   740   741   742   743  » »»

Любопытно, что сторонники обоих направлений не искали себе вождей на
стороне, а выбирали их из потомков Дмитрия Донского. Первое направление
поддерживало юного князя Василия II, а второе - его дядю, Юрия Дмитриевича,
и детей Юрия - Василия Косого и Дмитрия Шемяку. Все эти князья талантами не
блистали, и следует заключить, что они слушались своих подчиненных, а не
руководили ими. Значит, перед нами момент этнической истории - образование
соперничающих субэтносов, с разными стереотипами и структурами. Эти
субэтносы даже группировались на разных территориях: сторонники Василия II
- в Подмосковье, его противники - на окраинах ареала - в Галиче и Вятке.
Свидригайло, на свою беду, сдружился с вождями оппозиции великому князю,
который, естественно, не подал ему помощи в решающий момент борьбы, а,
наоборот, заключил мирный договор с Казимиром Литовским
Открытая война с переменным успехом тянулась в княжестве Московском 20 лет
- с 1432 по 1452 г. Описание ее перипетий лежит за пределами нашей темы.
Отметим лишь, что она велась более свирепо, нежели предыдущие удельные
усобицы. Теперь пленных князей стали ослеплять, а Шемяку, убежавшего в
Новгород, отравил повар-предатель. Впрочем, было за что. Взяв в 1450 г.
Устюг, Шемяка топил несимпатичных ему горожан в Сухоне не после штурма,
сгоряча, а обдуманно, методично.

Шемяка проиграл потому, что народ и войско предпочли новые порядки, т.е.
новый стереотип поведения, старому, традиционному, но уже искаженному
наступившей дряхлостью системы. Обновленному этносу был омерзителен
"Шемякин суд".

Агония Древней Руси закончилась в том же 1453 г., что и агония Византии.
Разница была лишь в том, что Константинополь взяли славяне и пафлагонцы,
принявшие взамен православия ислам и сменившие название "ромеи" на "турки".
Казалось бы, это просто смена ярлыков, но нет! Изменились стереотип
поведения и мировоззрение, а измена самому себе никогда не проходит
бесследно. Аналогичная коллизия возникла в Литовской Руси. Католики были не
добрее турок. И только Великое княжество Московское сумело сохранить из
любимой, родной культуры то, что можно сберечь при смене витка-этногенеза,
природного явления того же порядка, что и землетрясение, наводнение или
цунами. Как ему это удалось?

219. МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

В середине XV в. на месте древнерусского этноса возникли три новых,
молодых, непохожих на своего одряхлевшего предканеудивителен. Так бывало при смене суперэтносов всегда и везде. Ограничимся
одним наглядным примером. Византия считала себя "вторым Римом"сути была "анти-Римом". Карл Великий в 800 г. назвал свое Франкское
королевство "Священной Римской империей", но ему пришлось добавить эпитет:
"германской нации", чтобы избежать терминологической путаницы. Галлия,
Бургундия, Аквитания, Прованс превратились в королевство Францию, а жители
этих стран стали французами. Для таких перемен был необходим пассионарный
толчок, благодаря которому соседние этносы смешивались и образовывали
новый, доселе не существовавший. Культуру же новорожденный этнос наследовал
не от одного предка, имя которого он принимал, а от всех этнических
субстратов, интегрированных в новую этническую систему.

Так было и на нашей Родине. Великороссы, белорусы и украинцы по отношению к
древним русичам - это то же, что итальянцы относительно римлян, с той лишь
разницей, что последние обрели новую культурную доминанту - католичество, а
потомки русичей сохранили древнее православие, что определило направление
их этногенеза, а тем самым и исторической судьбы. Как обычно бывает, здесь
не обошлось без "рокового мгновения", имевшего место в 1439 г. и
усугубившего дезинтеграцию Восточной Европы и Западной Евразии.

Для молодых этносов самую большую опасность представляют взрослые, т.е.
хищные, соседние суперэтносы. Хищность их определяется уровнем
пассионарного напряжения, заставляющего людей преодолевать пустыни и дебри,
моря и океаны, что они и делают, если дома наступает покой, который
водворяют "здравомысленные" особи со средней пассионарностью. Такая эпоха
наступила в Западной Европе в 30-х годах XV в.

В 1434 г. чешские утраквисты (православные) разбили при Липанах чешских
таборитов (экстремистов), после чего окончились войны, опустошившие и
Чехию, и Германию. В 1436 г. коннетабль Франции Ришмон взял Париж, после
чего наступил перелом в Столетней войне. Хотя она вяло тянулась до 1453 г.,
когда французы взяли Бордо, но лишние воины оказались и во Франции.
Католическая Европа перестала аннигилировать внутри себя и обратилась опять
на Восток.

Снова, как в 1095 г., папский престол возглавил крестовый поход для
отражения турок и обращения схизматиков. В 1438- 1439 гг. начал свою работу
Вселенский собор, открывшийся в Ферраре, а потом перенесенный во Флоренцию.
На нем были приняты два решения: уния восточной и западной церквей и поход
против турок. То и другое окончилось бедой.

Император Иоанн VIII, видя безнадежность защиты от турок без помощи с
Запада, принудил греческое духовенство принять унию с Римом, но народ и
простые попы отвергли компромисс с латинством. Епископы-латинофилы были
вынуждены уехать в Рим. А крестовый поход кончился поражением при Варне в
1444 г. Тем не менее официально уния не была отменена, что окончательно
уронило авторитет Палеологов в глазах всех православных государств, равно
как и собственного народа.

Зато решения Флорентийского собора пришлись по душе польско-литовскому
правительству Ягеллонов, принявшихся насаждать унию среди своих
православных подданных в Галиции и Белоруссии. В Москве же великолепно
поняли, что покорение души народа предваряет покорение страны. Поэтому
митрополит Исидор, упомянувший папу в литургии, был тут арестован и
водворен в тюрьму. Но так как Василий II не знал, что с ним делать, то
велел организовать ему побег и переход за литовскую границу. Таким образом
создалась четкая граница между гуманистической Западной Европой и
хранительницей православной ортодоксии - Россией. Россия была слабее, так
как Литва имела глубокий тыл; если бы не победа турок при Варне, то,

Страницы: «« « 725   726   727   728   729   730   731   732   733  734   735   736   737   738   739   740   741   742   743  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды