|
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 776 Размер файла: 4526 Кб Страницы: «« « 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 » »» даже после развала халифата, сохранили рифмованную историю древних
персидских царей - "Шахнамэ". Творения человека, в отличие от произведений
природы, не развиваются, а либо существуют, либо разрушаются. Но именно они
открыты непосредственному наблюдению, благодаря которому Науке доступно
понимание явлений невидимых, но умопостигаемых. Более того, в каждом из нас
живет генетическая память, не ощущаемая в повседневности, но иногда
вспыхивающая в подсознании. Недаром сказал поэт:
... И тут я проснулся и вскрикнул: "Что, если
Страна эта истинно Родина мне?
Не здесь ли любил я и умер не здесь ли,
В зеленой и солнечной этой стране?"
И понял, что я заблудился навеки
В пустых переходах пространств и времен,
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещен.
(Н.С.Гумилев)
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Соловьев С .М. История России. Кн. II. Т. IV. С. 357.
2 Там же. Т. III. С. 364-365.
3 Там же. С. 365.
4 См.; Шенников А.А. Княжество потомков Мамая // Депонировано в ИНИОН.
№7380. Л., 1981.С.20-22.
5 См.: Шабульдо Ф.М. Указ. соч. С. 150.
6 Тизенгаузен Т. П. С. 188.
7 Экземплярский А.В. Указ.соч.С.426.
8 ПСРЛ.ГУ. С.108; цит. по: Комарович В.Л. Китежская легенда. С.67.
9 См.: Экземплярский А.В. Указ. соч.С.591.
10 См.: Соловьев С.М. История России...Кн.II. T.IV.С.369.
11 Полотнище держалось на девяти копьях, причем на каждом висело по бунчуку
(конскому хвосту).
XXXIII. Контуры
216. НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ
Эпохи, как и люди, смертны. Суперэтническая целостность, сопряженная с
мироощущением и культурной традицией, возникая вследствие пассионарного
толчка, неизбежно теряет инерцию, а следующий пассионарный толчок знаменует
начало нового процесса. Однако культура может быть передана по эстафете,
что часто заслоняет природные закономерности: современникам эпохи, на
которую приходится разрыв между старым и новым этногенезом, кажется, что
ничего особенного не произошло. А историки и литературоведы не могут
заметить живой действительности уже потому, что объект их изучения -
создание рук человеческих, которые могут либо сохраняться, либо
разрушаться, но не взрослеть или стареть.
Да и как может заметить современник долго идущий процесс этнической
модификации? Это видно только историку, чье зрение охватывает века, а в них
бурные эксцессы, поражающие современников, оказываются лишь зигзагами
этногенеза. При этом некоторые спокойные эпохи - в действительности затишье
перед бурей, подготовка к проявлению нового этноса, уже миновавшего свой
инкубационный период.
Такой эпохой для России было время княжения Дмитрия Донского, Василия I и
Василия Темного, когда набухшая пассионарность превратила Древнюю Русь в
Великую Россию. Времени на эту перестройку понадобилось относительно
немного - 70 лет.
Представим себе русского человека, родившегося в 1412 г., после последнего
татарского вторжения на Русь. В годы его детства он узнает, что живет в
Московском княжестве, находящемся в составе улуса Большой орды, правитель
которой считается "царем". На западе лежит Великое княжество Литовское,
враждебное и опасное, а на севере - богатая Новгородская республика, где
господствует беззаконие; оттуда на ушкуях приезжают злые разбойники,
которым в лапы лучше не попадать.
Но политическое размежевание не влечет за собой культурного разделения.
Православие остается господствующим мировоззрением и в Москве, и в
Новгороде, и на большей части Литвы, несмотря на ее государственный контакт
с католической Польшей. Ситуация представляется предельно устойчивой, а
изменение ее - невозможным.
А через 70 лет, в 1482 г., уже не было ни Новгородского веча, ни Большой
орды, ни самостоятельной Литвы, превратившейся в окраину королевства
Польского, угнетающего православных подданных. Зато появилось царство
Российское, назвавшее себя "третьим Римом" и претендующее на вечное
процветание. Так ход этногенеза сломал этносоциальные системы, казавшиеся
вечными.
Таким образом, намеченная нами тема исчерпывается XIV веком. Само описание
XV в. требует уже иной методики изучения источников и событий. Предоставим
это другим ученым, а сами ограничимся контурной обрисовкой хода событий
лишь для того, чтобы уяснить, что именно произошло и как произошло.
С.М. Соловьев, рассматривая различные принципы периодизации русской
Страницы: «« « 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |