Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 723   724   725   726   727   728   729   730   731  732   733   734   735   736   737   738   739   740   741  » »»

истории, отмечает: "...в истории ничто не оканчивается вдруг и ничто не
начинается вдруг; новое начинается в то время, когда старое
продолжается"большей степени, нежели к истории социальной. Вспомним, как в Римской
империи христианские общины - новорожденный этнос с собственной структурой
и оригинальным стереотипом поведения - вытеснили на окраины ареала
носителей старой традиции, причем победители унаследовали гордое название -
ромеи, а побежденных стали называть pagani, т.е. деревенщина. Ныне мы
вынуждены сами выдумывать этнонимы для нового этноса, чтобы не путаться;
потому мы называем потомков разноплеменных христиан византийцами.

В XV в. древнерусская этническая традиция сошла на нет, а на ее месте
возникли три этноса: великороссы, белорусы и украинцы, которые сами себя до
XVII в. называли русскими. Украинцы - этноним условный, как и византийцы.

Но так как в этом сложном процессе принимали участие кроме древних русичей
литовцы, татары, угры и восточные финны, то уделить внимание началу XV в.
целесообразно, тем более что сам С.М. Соловьев рубежом Древней Руси и
Московской державы - будущей России - считает 1462 годсоциальная, культурная и этническая периодизации совпадают
217. КОНТУР ОРДЫ

Раны, нанесенные Тимуром улусу Джучиеву, залечить не удалось. Потомки
"людей длинной воли" погибли, защищая Великую степь от гулямов
самаркандского владыки. Хотя Тимуру не удалось сломить Орду, но он оставил
в ее теле "занозу" - мурзу Едигея, ставшего "правителем двора", т.е. главой
правительства. По происхождению Едигей был мангут, но опорой его стали
ногайцы - тюркское племя, кочевавшее между низовьями Волги и Яикомдомонгольское время эту территорию населяли гузы, и возможно, что ногайцы
хотя бы частично были их потомками. Эта гипотеза объясняет враждебность
ногайцев к поволжским и крымским татарам, потомкам кыпчаков, с которыми у
них шли постоянные войны - степная вендетта. А если так, то понятно, что
они признали своим вождем соратника Тимура - мудрого и храброго Едигея,
легко возводившего ханов на престол Сарая и так же легко их убиравшего.
Фактически еще при жизни Едигея ногайцы выпали из целостности Большой орды,
как она стала именоваться в XV в., но в 1438 г. Сарай еще был большим
городом и крупным торговым центром
Тем не менее развал Большой орды продолжался. Претенденты на престол
убивали друг друга, опираясь то на литовских Гедиминовичей, то на
самаркандских Тимуридов, а этносы продолжали обособляться. В 1428 г.
освободилась Тюмень, где хан Абульхайр и его улус приняли название
"узбеки". Примерно в 1438 г. отделились от Большой орды Крым и Казань. Все
эти новообразовавшиеся ханства были врагами Большой орды. Дольше всего союз
с Ордой поддерживала Москва, хотя и уклонялась от регулярной выплаты дани.
Деньги, которые продолжали взимать с крестьян якобы для татар, оставались в
казне московского князя. Из-за распрей в Орде можно было и не платитьПоэтому понятно, что русские князья воевали не против хана, а против
мятежников, часто совершавших набеги на пограничные области. Даже сам
Василий II в 1445 г. был разбит и пленен вышедшим из Орды Улуг-Мухаммедом,
незадолго перед этим искавшим убежища на Руси.

Да и трагическая гибель Сарая в 1480 г. - дело рук не столько русских,
сколько ногайцев и крымцев. Дезинтеграция этносоциальной системы улуса
Джучиева была прямым следствием снижения уровня пассионарности за счет
распрей и войн. Но снижался этот уровень медленно, и до конца XVI в.
оставались островки высокой пассионарности, постепенно размытые отбором,
т.е. перемещением пассионариев в окрестности Москвы.

И все-таки улус Джучиев продержался дольше других. Восточные монголы стали
жертвой своих западных соседей - ойратов уже к 1434 г., когда Большая орда
на Волге еще держалась.

Ойраты - название союза четырех племен: дорбетов, хойтов, торгоутов и
хошоутов, предки которых были сосланы в Западную Монголию Чингисом, а там
смешались с тюркским этносом - ойратамиблагодаря чему в их языке много тюркизмов1259-1301 гг. западные монголы сражались на стороне Хайду против Хубилая.
Это повело к отчуждению их от восточных монголов, которых стала
поддерживать империя Мин. В 1449 г. ойраты наголову разбили китайское
войско, но ограничились грабежом и были вынуждены отступить к северу, где
они убили монгольского хана в 1451 г. Однако когда ойратский полководец
Эсень попытался объявить себя ханом, князья восстали против попытки
узурпации и убили Эсеня в 1454 г. Ойратское государство стало степной
республикой, отказавшейся от завоевания Восточной Монголии, где власть
вернулась к ханам Чингисидам.

Одновременно ойраты совершили грандиозный набег на запад. Между 1452 и 1455
гг. их войско прошло через Могулистан, северную окраину Джагатайского
ханства, вторглось в Кыпчакскую степь, повернув на юг, долиной Сырдарьи
прошло до Ташкента и вернулось домой с богатой добычейразгрома с карты Азии исчезла Белая орда, на месте которой оформились
племенные союзы казахов (джузы). Подобно ойратам, казахи стали выделяться
из ордвласть советами князей. Ойраты называли своих правителей китайским словом
"тайчжи" (царевич), а казахи - арабским словом "султан". В обоих случаях
произошла реставрация дочингисовских социальных форм при сохранении
этнических норм, присущих кочевникам. Снижение пассионарного напряжения
отразилось на общественной жизни ойратов и казахов и вернуло их к идиллии,
утраченной в XIII в. при построении мировой империи, созданной за счет
избытка пассионарности. Теперь сил хватало лишь на междоусобицы и набеги,
но не на внешние завоевания, сколь бы заманчивы они ни были.

А теперь сопоставим две системы отсчета: социальную и этническую. С позиции
социальной истории, изменения, происшедшие в Великой степи, следует
рассматривать как регресс, поскольку восторжествовали традиции
родо-племенного строя. Пользы кочевникам от этого было мало потому, что
межплеменные войны сопровождались постоянным угоном скота и, следовательно,
нарушением хозяйства как у побежденных, так и у победителей, чья молодежь

Страницы: «« « 723   724   725   726   727   728   729   730   731  732   733   734   735   736   737   738   739   740   741  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды