|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 » »» прощанье: люблю, возвращайся...
Князь замахал руками, а причалы и берег утихли. Донеслось с моря:
- У-уу... Уууу-у...
Первое слово - люблю. Княгине послано? Всем. Как и обещанье
вернуться...
- Заметил? - спросил бывалый тмутороканец товарища. - Взял он наших,
русских, немного, и все-то из старших, бояр, для распоряженья, совета. А
так все касоги, хозары, варяги, греки, торки, печенеги.
- Как сказал, так он и сделал, - отозвался товарищ. - На нас,
стариков, оставил Тмуторокань да на русскую дружину. Разумник князь-то.
И пошли они в крепость-город, толкуя о деле, решать которое пустился
князь Мстислав. Брат его Ярослав и воин знатный, и князь мудрый. Окаянного
сбил, печенегов смирил, устроил тишину на Руси. В одном плох -
несправедлив к брату. Не наделил его из выморочных волостей, дает Муром и
говорит, что Тмуторокань богаче Киева. Что нам в золоте! И дальний Муром,
право же, в насмешку предложен. Нам в Тмуторокани люди нужны, нам нужны
южные волости, чтобы из них Тмуторокань пополнялась русскими людьми. Иначе
зачахнет русский дух и здесь, и в Таврии.
Обсудили. Тмутороканец вспомнил черепки, бренчавшие в сумке. Обсудили
и их, но не сошлись в счете лет давности. Находчик черепков жил в каменном
доме, строенном отцом его тому назад лет шестьдесят. Стали мерить,
насколько земля поднялась от пыли. Спорили, ссорились, путались, и
пришлось отдохнуть. Засев в садовую тень, вспомнили свой последний поход
на касогов, после которого касоги, присмирев, с Тмутороканью примирились.
Редедя, касожский князь, а по-гречески Редедос-кесарь, взамен общего
боя предложил Мстиславу божий суд - поединок.
Сердце изныло глядеть, как князья шлемы иссекли, щиты расщепили, латы
помяли, оружие поломали и сошлись бороться руками. Почему легче самому
делать, чем смотреть на тяготы другого?
Редедя - Редедос был богатырь телом, крупнее Мстислава и все ж
Мстислав пересилил, хватил оземь через колено и довершил его жизнь ножом.
Касоги сказали - помиловал: по-ихнему, для побежденного нет солнца.
По условию касоги отдали Мстиславу семью Редеди, казну, лошадей и
скотину, и еще Мстислав наложил на них дань. Семью Редеди Мстислав там же
отдал касогам за выкуп, и много они заплатили, чтоб уйти от бесчестья.
До того времени иные касоги, поссорившись со своими, убегали в
Тмуторокань. После победы над Редедею многие храбрые витязи - рыцари
касожского роду пришли проситься на службу во Мстиславову дружину. Народ
они верный, честь чтут до смерти. А все же лучше, чтобы к нам побольше шло
своих людей, с Руси...
В память победы Мстислав на выкуп Редедьевой семьи построил храм деве
Марии, княгиня у него крещеным именем тоже Мария.
Отдохнув, пошли старики к храму. Чист, как снег, белого тесаного
камня, купол сведен банным строением, а не шатром. Откуда ни взгляни, нет
красивее ни в Корчеве, ни в Суроже, ни в Киеве.
Попробовали измерить, насколько земля наросла у храмовых стен,
поспорили, сколько на год приходится и от каких людей черепки: один кричит
- до потопа, другой - после, зато сразу, как земля высохла.
Признав - темное дело судить о прошлых веках, пошли молча, думая
каждый о своем. Находчик черепков вспомнил, что нужно заутро плыть к сыну
в Корчев, для чего можно уже с вечера погрузить в лодью готовую гончарину:
море будет стоять зеркалом. Другой думал, как будет мирить дочь с мужем
ее. Молодые-то умны, но не притирчивы друг к дружке, семейная жизнь не
проста. Как мирить? За Корчевом на Сурожском берегу, близ межи с греками,
сидит брат, дочке дядя. Греческая межа спокойна всегда, как нынешнее море.
Скажу, весть получил - болен брат, и поплыву к нему вместе с дочерью. Там
ее до времени и оставлю. Есть между ними любовь, опомнятся, сбегутся. Нет
любви, лучше смолоду разойтись, чем век маяться.
Потом думы друзей полились одним руслом, что прав князь Красивый,
взяв с собой инокровных дружинников. Таким, если Ярослав со Мстиславом не
урядятся, легче будет биться и кровь лить. Перекинулись словами о днях,
когда сами они ходили в последний поход. Отяжелели тогда? от скачки, от
копья с мечом кости попросили покоя. На тмутороканских стенах, если
придется, они покажут себя молодым за пример. На месте. В седле скакать и
своими ногами бегать не нужно.
Текли увесисто, твердо ступая, и мысли, и двое людей" Черепки прошлых
дней колебались в душе, как ракушки, когда их выносит и тащит прибоем
назад. Память - зеркало, коль нет в ней ничего, кроме твоего отраженья. На
волю бы. Все ты привязан к земле, как бык в стойле.
- Как думаешь, - спросил один, - здесь до нас сколько людей свой век
отжило? Сколько звезд в небе? Иль меньше?
- Больше, - ответил второй. - Делали, как мы, такие же были, оттуда
же глину копали, так же огонь в печи разводили, так же смеялись, любились.
- На месте живем, но будто бы и движемся куда-то все вместе.
Взглянули на море. Низовой ветерок нес прохладу и надувал паруса
кораблям князя Мстислава. А княгиня-то плачет? Нет, и от себя слезы
спрячет такая.
Дети, идя из школы, кланялись старшим. Учитесь, учитесь, в
Тмуторокани неграмотному - полцены, грамотному - две. Вам жить.
- Да, друг-брат, страх, пока сидишь, как свинья, в своем закутке. А
вышел на волю, мысли раскинул - нет страха, не боишься ни боли, ни смерти.
- Да что человек! Как ветка на дереве. Растешь, разветвляешься, плод
даешь и... - Не находя слов, матерой тмутороканец раскинул руки.
Спешившая навстречу молодайка, поклонившись старшим, спросила
нарочито скромным голоском:
- Чтой-то вы размахались, бояре? Аль с солнышком не поладили?
- Да мы так, рассуждаем по-стариковски.
- Старики! - лукаво протянула молодка. - Зелен виноград - не вкусен,
млад человек - не искусен. - И вильнула своей дорожкой, запев песенку о
князе-вдовце, который вздумал сынка женить поскорее, но красавица невеста
не сына, отца на себе поженила и подарила ему двенадцать сыновей-богатырей
на зависть всему белому свету.
Пошли своим путем и друзья, невольно расправив плечи по-молодому.
Успеется еще в землю-то лечь, туда не опоздаешь, как и на тот свет.
Верно. От повестей о поздней любви не пусты русские были и ромейские
преданья, а в Священном писании таких примеров не счесть. Бывалому больше
нужно, чем молодому. И то сказать, лечь в домовину успеешь, земля в твой
час возьмет тебя без укора, что ей! А на том свете божий ангел не спросит,
сколько времени ты, душа, жила в русском теле и сколько любила, а спросит,
много ль добра совершила и какого наделала зла... Так, что ли, друг? Так,
Страницы: «« « 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |