Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 96   97   98   99   100   101   102   103   104  105   106   107   108   109   110  »

связанные с потреблением. Уровень жизни в поселениях высших рангов был
нормативно выше, чем в поселениях низших рангов, что вызывало естественное
движение населения от поселений низших рангов к высшим (миграцию).

В территориальном аспекте социально-учетный статус человека определялся его
приписанностью к конкретной территории, поселению (прописка), правом на жилье,
реализующимся в ордере на квартиру, и если он военнообязанный, то воинским
учетом в определенном военном комиссариате. Нормы и санкции, задающие
социальное положение в территориальном аспекте, называются административным
режимом. Контроль за соблюдением административного режима осуществлялся и
осуществляется органами Министерства внутренних дел, местными администрациями
и военными комиссариатами, естественно не так жестко, как это было при
Советской власти.

Система рангов территорий была далеко не проста и неоднозначна. Строгая
иерархия территорий постоянно нарушалась в конкуренции за ранги. Отдельные
территории добивались более высоких рангов, чем полагается по
административному положению или демографическим показателям, или получали
особые привилегии, например высокие категории снабжения и коэффициенты к
заработной плате для проживающих на них. Жители поселений более низких рангов
стремились переселиться в поселения высоких рангов либо ездили в них за
покупками, в театры, на предприятия бытового обслуживания.

Другой аспект определения социально-учетной группы связан с занятостью в
отраслях народного хозяйства. Отрасли, так же как и поселения, были
ранжированы, хотя ранги отраслей не столь выражены. Министерства оборонной
"девятки" были заведомо выше в государственной табели о рангах, чем
сельскохозяйственные министерства, а статус министерства среднего
машиностроения был просто несравним со статусом министерства культуры. Уровень
обеспечения жильем, коммунальными услугами, уровень и стабильность заработной
платы варьировали на предприятиях различных отраслей в зависимости от того,
насколько "важны" то или иное предприятие или отрасль, к которое они
принадлежат.

Социальный статус в отраслевом аспекте определялся профессией и уровнем
образования, зафиксированными в дипломах и трудовых книжках, квалификационных
удостоверениях, удостоверениях личности работника и других "корочках".

Градиент в уровне заработной платы и не денежных доходов вызывал естественный
поток рабочей силы, направленный от предприятий низких рангов к предприятиям
высших рангов (текучесть кадров). Движение рабочей силы между предприятиями и
организациями регулировалось нормами Кодекса законов о труде и подзаконными
актами. Задачи КЗОТ, в частности, заключались в том, чтобы обеспечивать
рабочей силой предприятия всех рангов вопреки естественному потоку рабочей
силы от предприятий низших рангов к высшим. Смена места работы, если она
сопряжена с переходом на предприятие более высокого ранга, была связана с
прохождением различных комиссий, получением разрешении или с понижением
разряда и уровня заработной платы.

Реальная ранжированность предприятий и организаций была неоднозначна. Это
связано с тем, что предприятия и организации конкурировали за рабочую силу и
за счет собственных средств вводили различные дополнительные льготы, такие,
как относительно быстрое получение жилья, доплаты, специализированное
снабжение.

В деятельности государственных плановых органов нормы преобразовывались в
планы, которые "спускались" предприятиям, территориям и другим подразделениям
государственного устройства и в них становились конкретными решениями о приеме
или неприеме на работу, введении человека на тот или иной уровень
номенклатуры, разрешении или ограничении прописки, т.е. реализовались в нормах
административного режима и КЗОТа, квотах механизма подбора и расстановки
кадров.

Сочетание норм административного режима, КЗОТа и механизма подбора и
расстановки кадров задавало параметры управления, понимаемого и реализуемого
как доведение социальной структуры до идеального состояния с минимальной
степенью социальной неоднородности и с максимумом социальной справедливости.

Другое следствие социально-учетной структуры имеет огромное экономическое
значение. Речь идет о покупательной способности денег, существенно зависящей
от социального статуса их обладателя. В силу ранжированности территорий,
отраслей и должностей и соответствующего распределения благ покупательная
способность денег возрастала с ростом служебного положения, с передвижением из
поселений низкого ранга в поселения высших рангов и с переходом с предприятий
и организаций низкопрестижных отраслей в высокопрестижные. Занятость в
отрасли, имеющей высокий статус и связанные с ним специализированные ОРСы,
системы общественного питания и другие льготы, давала возможность приобретения
благ по более низкой цене. Высокое должностное положение позволяло благодаря
специализированному снабжению и обслуживанию иметь гораздо более высокие
реальные доходы, чем у людей с низким должностным положением и такими же
номинальными доходами.

В результате социально-структурной дифференциации в покупательной способности
денег возникали их потоки, направленные вверх по иерархии должностей
(коррупция и злоупотребление служебным положением), с территорий низких рангов
на территории высоких рангов (поездки за покупками в региональные столицы), от
предприятия к предприятию (торговля дефицитом: топливом, запасными частями,
спиртом и многим другим).

Потоки денег усиливали социальное неравенство и нарушали гармонию
установленной социальной однородности. Кроме того, перетек денег снижал
управляемость социальной структуры в целом, так как противодействовал одному
из основных методов управления - материальному стимулированию. Это вынуждало
государство направлять значительные усилия на борьбу с коррупцией, несунами,
поездками за покупками и другими обыденными явлениями общественной жизни
реального социализма.

Как уже говорилось, построение социальной структуры было завершено в 40-е
годы. Именно с того времени и до 1991 года почти без изменений действовали
административный режим, КЗоТ и механизм подбора и расстановки кадров. И все

Страницы: «« « 96   97   98   99   100   101   102   103   104  105   106   107   108   109   110  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России