Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»

номен граждане граждане






Первые лица и простые граждане номинально были охарактеризованы (как типы)
выше. Рассмотрим теперь номенклатурных граждан и чиновников. Номенклатурные
граждане (то есть разного рода депутаты, артисты, специалисты, эксперты,
технологи и прочие космонавты) обладали по своему положению административной
валютой и использовали ее для оказания влияния на принятие административных
решений первыми лицами, причем решений такого плана, который бы способствовал
либо повышению их статуса, либо увеличению оценки статуса в доходах. Они
принимали участие в руководстве, но весьма специфичным образом. Доходы
номенклатурных граждан складывались из зарубежных командировок, участия в
государственных программах развития, техническими руководителями которых и
оказывались номенклатурные граждане, и пр. Номенклатурные граждане известны, в
частности, своими предложениями по улучшению экономики и по нахождению
ключевых звеньев и "клеточек", воздействуя на которые можно было бы по их
мнению радикально изменить экономические показатели. Это авторы идей
ускорения, энергетической программы, преобразования машиностроительной
промышленности и так далее. К номенклатурным гражданам можно отнести и
теоретиков-рыночников, для которых изменение принципов хозяйствования и отказ
от социализма были не более чем еще одной государственной программой,
руководителями которых оказались бы они сами.

Тип чиновники - специалисты по административной игре в системе фиксированных
партийным и государственным строительством статусах, в ходе которой они
стремились к повышению статуса и к соответствующему увеличению
административной валюты, прилагающейся государством к определению их статуса.
Чиновники выживали в условиях, определяемых отношениями между первыми лицами и
потому целиком и полностью зависели от персональных изменений в руководстве.
Система чиновничьих статусов была производна от ранжированности отраслей и
территорий. Поэтому чиновничьи игры велись на повышение административного
статуса соответствующих отраслей и территорий, т.к. вместе с повышением их
статуса повышался и статус чиновников.

Первые лица, номенклатурные граждане и чиновники находились в постоянном
структурном контакте, так как повышение статуса территорий и отраслей было,
как правило, связано с привязкой к ним определенных проектов по преобразованию
экономики. Типичной ситуацией такого рода была инициатива по "бригадному
подряду", выдвинутая неким номенклатурным гражданином, и поддержанная
чиновниками - сотрудниками первого секретаря обкома КПСС и другими первыми
лицами.

Для того, чтобы описывать отношения между первыми лицами, номенклатурными
гражданами, чиновниками и простыми гражданами (представленные схемой рис 19),
надо еще раз напомнить, что внутри каждого типа существовала иерархия статусов
(иерархии первых лиц, простых чиновников, номенклатурных и обычных граждан), и
стремления людей, принадлежащих к конкретному типу, были направлены на
продвижение вверх по этим иерархиям. Пути для этого определены связями
формальной структуры, обозначенными стрелками рис.18. Так простой гражданин,
например, живущий в коммунальной квартире, мог попытаться подняться вверх в
иерархии других простых граждан, попытавшись получить отдельную квартиру, и
для этого мог пойти разными путями. В частности, от мог жаловаться чиновникам
на то, что его его жилье не удовлетворяет санитарным нормам. Чиновники
ходатайствовали бы перед первым лицом о выполнении желании простого
гражданина. И первое лицо могло пойти (а могло и не пойти) на удовлетворение
этих желаний.

Был и другой ход, когда простой гражданин обращался к номенклатурному
гражданину (депутату, например), и уже депутат ходатайствовал перед первым
лицом об удовлетворении потребностей простого гражданина.

Логически и иногда практически были возможны ситуации, когда первое лицо
обращало свое внимание на неудовлетворенные потребности простого гражданина и
давало поручения чиновникам удовлетворить его статусные потребности.

Сетка связей, которая устанавливалась при итерациях отношений такого рода,
была элементом административного рынка в собственном смысле этого понятия.
Каждое изменение положения любых типов внутри специфических для них иерархий
было связано с торгом между представителями типов, обьединенными схемой рис.
18, включенными в действия, необходимые для повышения рангов. Торг
заканчивался административно - валютными расчетами, одним из компонент которых
и было повышение (или понижение) ранга представителя конкретного типа в
пределах возможностей, предоставляемых номинальными характеристиками типа.

Необходимо обратить внимание на то, что в сетке связей между типами само по
себе возникало функциональное место на пересечении прямых связей между всеми
вовлеченными в административное действо. Это место обозначено на рис 19
квадратом. Оно могло быть занято любым носителем типологических свойств. В
функциональные свойства этого места входило то, что желания и потребности всех
действующих лиц могли быть удовлетворены без прохождения обычных
административных путей, а просто обращением к лицу, занимающему это
виртуальное место. В обыденном языке люди, занимающие эти места, получили
название посредникво, а способ удовлетворения потребностей с использованием
блатных - название "блат". В силу особенностей этого рода отношений
описываемый вид блата называется в данной работе номенклатурно-гражданским.
Номенклатурно-гражданские посредники были чистыми носителями управленческой
формы деятельности, не имеющими, однако, соответствующего социального статуса.

Отношения в тетраде "первые лица-чиновники-номенклатурные граждане-простые
граждане", опосредованные соответствующим блатом, в конечном счете привели к
формированию относительно замкнутой латентной номенклатурно-гражданской
группы, своеобразного скрытого измерения пространства доперестроечного
административного рынка, из которого возникла одна из размерностей
экономического пространства постперестроечного государства.


Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России