Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»

очередь с тем, что в городах базировались промышленные предприятия союзного и
республиканского подчинения, а потому более значимые с точки зрения Центра. В
то же время, в районах базировались этноспецифичные (и потому более значимые
для руководства республик) производства.

В целом система административно-территориального деления была построена так,
чтобы минимизировать количество и типы конфликтов, разрешаемых на низших
уровнях административно-территориальной иерархии. "Проблемы" и до перестройки,
и после распада СССР решались только в Центрах, в роли которых выступали
органы управления более высоких административно-территориальных рангов.
Отношения между двумя любыми смежными уровнями административно-территориальной
иерархии были конфликтными, т.к. каждый Центр (союзный центр по отношению к
республиканскому уровню, республиканский по отношению к областному или
районному, и так далее) по отношению к любой периферии выступал как институт
отчуждения и концентрации производимого периферией продукта и орган
распределения отчужденных у непосредственных производителей ресурсов. Органы
управления нижележащего уровня стремились отдать Центру меньше, а получить из
централизованных ресурсов больше. Политика любого Центра, естественно, была
противоположной, он стремился взять от подчиненной территории больше, а отдать
меньше. Конфликты между смежными уровнями иерархии решались переносом их на
более высокий уровень, выступающим в роли третейского судьи и верховного
распорядителя ресурсов.

Возможность переноса конфликтов на более высокие уровни иерархии
обеспечивались руководящей ролью КПСС, аппарат которой "стягивал" иерархию
административного устройства в жесткую конструкцию, стержнем которой он и был.

В аппарате КПСС конфликты между смежными уровнями
административно-территориальной иерархии трансформировались во внутренние
конфликты в подразделениях советского, контрольно-репрессивного и
планово-финансового аппаратов территориального управления.

Бюро парткомитетов были институтами, в которых конфликты легализовывались и
трансформировались в формы, приемлимые для системы в целом. Отчуждение этой
функции от бюро парткомитетов в ходе перестройки и последующая ликвидация
самих бюро привели к тому, что латентные конфликты между смежными уровнями
административно-территориальной структуры (между областями и республикой,
между областями и городами-областными центрами, между городами и
административными районами, и т.д.) стали явными и не решаемыми в существующей
структуре власти.


Логика распада СССР и административно-территориальная структура России

Как видно из приведенных выше схем, административно-территориальное деление
СССР было весьма логичным. Конфликты, связанные с отношениями
отчуждения\распределения были институализированы в системе представительских
органов власти (включая аппарат КПСС), где решались с большим или меньшим
успехом. Однако объем ресурсов, которые можно было отчуждать и распределять,
постепенно уменьшался как вследствие исчерпания ресурсов, так и того, что
органы управления всех относительно нижележащих уровней нашли способы
"избегания" выполнения планов производства продукции и поставок ее
государству.

Логику распада СССР и регионализации России можно представить как функцию
самого административно-территориального устройства, почти инвариантную
относительно идеологической и политической окраски конфликтов, сопровождающих
его распад.

Для описания отношений в иерархии административно-территориальных единиц
рассмотрим ее предельно идеализированную схему, включающую только номинальные
обозначения этих единиц: Россия - республики - области (края) - города -
районы - поселения (сельсоветы). Каждый элемент более высокого ранга включает
в себя элемент низшего ранга и представляет его интересы перед элементом
высшего по отношению к нему ранга. Прямые отношения между несмежными уровнями
иерархии исключены.

Теперь предположим, что теснота связи между смежными элементами ослабла и
стали возможны отношения между несмежными элементами. Такие связи возникли в
самом начале перестройки в связи с легализацией идеологии повышения
административного ранга, когда органы управления территориями с низкими
рангами начали "напрямую выходить" на союзные или республиканские власти,
отстаивая свое право на повышение административного ранга. Связи "через
уровень" можно описать циклом отношений между элементами
административно-территориального деления, представленным следующими графами и
включающих три переменных.

Первая из них - "Центр" (то есть любая единица, вышерасположенная по отношению
к двум другим),

Вторая -"Территория А" первого ранга, непосредственно субординированная
Центру.

Третья - "Территория В" второго ранга, субординированная территории первого
ранга.

административно-территориального деления.
До перестройки отношения между элементами были линейны и строго иерархичны.
Территория А отчуждала от субординированной ей территории В произведенный ею
продукт и, в свою очередь, передавала его Центру. Центр распределял
присвоенный продукт территории А, которая перераспределяла часть полученного
из Центра территории В.

Естественно, что органы управления территорией В всеми силами пытались отдать
А меньшую часть продукции, а получить большую, чем полагалось ей сообразно
административному рангу.

С началом перестройки линейная структура превратилась в треугольную, отношения

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России