Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Костомаров Н.И. - Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 68
Размер файла: 450 Кб
Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68  »

Сергий предрек ему победу и возбуждал как великого князя, так и весь
русский народ на священную брань за свободу Руси. Когда предсказание
сбылось и русские победили, святость Сергия возвысилась еще более.
Впоследствии сложилось предание, будто святой игумен благословил идти на
брань двух иноков своей обители: Александра Пересвета, бывшего боярина, и
Ослябя; и оба они пали в битве. Так как об этом событии нет известия ни в
древнем Житии Сергия, ни в старых летописных редакциях, то едва ли можно
признать его исторически верным; но оно, утвердясь в воображении потомков,
имело важное нравственное влияние, возвышавшее в памяти потомков как
Сергия, так и его монастырь.
   Митрополит Алексий перед смертью призвал Сергия к себе и хотел передать
ему после себя митрополию. Сергий решительно отказался и даже долго не
хотел принять золотою креста от Алексия: "Я от юности не носил золота, а в
старости тем более подобает мне пребывать в нищете", - говорил Сергий.
Несмотря на все свое смирение, Сергий, однако, возвышал свой голос в
церковных делах. Когда по смерти Алексия Димитрий хотел возвести на
митрополичий престол своего любимца Митяя, Сергий открыто говорил против
него.
   Кроме Троицкой обители, Сергий еще при своей жизни был основателем
нескольких монастырей. Однажды у него произошла размолвка со старшим
братом Стефаном во время вечернего богослужения. Стефан, стоя на левом
клиросе, спросил канонарха:
   "Кто тебе дал эту книгу?" - "Игумен", - отвечал канонарх. "Кто здесь
игумен, - сказал Стефан, - не я ли первый сел на этом месте?" Сергий
услыхал эти слова и, окончивши вечерню, не зашел в келью, а направил путь
в Махрищенский монастырь к своему другу киевлянину Стефану, основателю
Махрищенского монастыря; посоветовавшись с ним, Сергий вознамерился
поселиться на пустынном берегу реки Киржачи и основать там новый
монастырь. Братья Троицкого монастыря принялись искать своего игумена, и
когда сделалось известным, где он находится, то некоторые из них, один за
другим, стали переселяться к нему. Сергий испросил у митрополита Алексия
разрешения построить церковь во имя Благовещения. Когда разнеслась весть,
что Сергий основывает другую обитель, к нему стеклось много людей, и
монахов и мирских: они добровольно работали над постройкою церкви и келий:
князья и бояры давали денежные пособия на устроение нового монастыря; но
по усиленной просьбе троицкой братии митрополит Алексий приказал Сергию
возвратиться к Троице, а в новопостроенном монастыре поставить одного из
своих учеников. Сергий поставил там игуменом Романа, и с тех пор основался
монастырь Благовещения на Киржаче (Покровского уезда во Владимирской
губернии). Из нынешних московских монастырей Андроньев и Симонов основаны
были Св. Сергием.
   Первый построен был на берегах реки Яузы по желанию митрополита
Алексия, в память его избавления от морской бури во время плавания из
Цареграда, и посвящен во имя Нерукотворенного Спаса. Сергий поставил в нем
своего любимого ученика и земляка Андроника. Этот монастырь сделался
вскоре знаменитой школой иконописания для всей Руси. Симонов монастырь во
имя Успения Богородицы был основан, по благословению Сергия и под его
руководством, племянником его Феодором, который впоследствии был владыкой
в Ростове. Преподобный Сергий посещал свою родину Ростов и в окрестностях
его (в 15 верстах) устроил на берегах реки Устьи Борисоглебский монастырь.
В 1365 году, путешествуя в Нижний по делу между Димитрием и Борисом, он
основал монастырь Георгиевский на реке Клязьме (в Гороховском уезде). В
1374 году, по желанию князя Владимира Андреевича, Сергий в двух верстах от
Серпухова заложил Зачатейский Высоцкий монастырь на реке Нара и поставил
там настоятелем ученика своего Афанасия. По желанию Димитрия Донского
Сергий в 1378 году основал монастырь Дубенский на Стромени (в 30 верстах
на юго-восток от Лавры), а в 1380 (в 40 верстах от Лавры и на
северо-западе от нее) другой Дубенский Успенский, в память Куликовской
битвы. В Коломне был им построен монастырь Голутвенский в честь
Богоявления Господня. Во все эти монастыри он поставил настоятелями
своих учеников.
   Несколько знаменитых монастырей в разных местах Руси было воздвигнуто
его учениками. Один из учеников Павел, происходивший из знатного
московского рода, по благословению Сергия, удалился из Троицкого монастыря
в дремучий Комельский лес на реке Грязовице и долгое время жил "в липовом
дупле наподобие птицы", а потом перешел на реку Нурму (Вологодской
губернии) и там основал Обнорскую обитель. Другой ученик Сергия Аврамий, с
его благословения, основал четыре монастыря близ Галича (Костромской
губернии): Успенский на Озере, Поясоположенский, Покровский чухломской и
Собора Богоматери на реке Виче. В тех же местах после смерти Сергия, в 40
верстах от Галича, ученик его Лаков основал Железно-Борский Предтеченский
монастырь. Ученик Сергия Мефодий основал Николаевский монастырь на реке
Песноше (в 15 верстах от Дмитрова). После смерти Сергия, один из любимых
учеников его Савва, бывший несколько лет преемником Сергия на игуменстве в
Троицком монастыре, вышел оттуда и основал свой собственный монастырь на
горе Стороже (в Звенигородском уезде), который сделался одним из уважаемых
на Руси монастырей под именем монастыря Саввы Сторожевского.
   Св. Димитрий прилуцкий, хотя не был учеником Св. Сергия, но живя в
Переяславской Горицкой обители, приходил беседовать с Сергием и с его
благословения удалился на север, где близ Вологды основал монастырь
Прилуцкий, который сделался рассадником монашеского житья в
северо-восточных странах. Собеседником Св.
   Сергия был также знаменитый Стефан, просветитель Перми. Об отношениях
его к Сергию осталось такое предание: когда Стефан ехал из Перми в Москву
мимо Троицкого монастыря, хотя вдалеке от него, то поклонился в ту
сторону, где был монастырь. Сергий сидел тогда за трапезой и, будучи
прозорлив, встал и поклонился в ту сторону, где тогда находился Св.
Стефан. В память этого события до сих пор в Троицкой Лавре остался обычай
братии вставать с места после третьей перемены кушанья за трапезой.
   Из Сергиевых учеников мы укажем на Ферапонта и в особенности на Кирилла
белозерского: оба они были основателями монашества в пустынных северных
краях, соседних с Белоозером. Первый основал монастырь Ферапонтов, второй
- Кирилло-Белозерский монастырь, приобревший особенную знаменитость в XV и
XVI в., славный своею богатою библиотекою. Ученики Кирилла белозерского
были в свою очередь важными распространителями монашества. Таковы были
между прочими Дионисий глушицкий и Корнилий комельский, основатели
монастырей в диких вологодских странах. Не говорим уже о многих других,
которые, не будучи учениками Сергия или его учеников, были возбуждаемы его
примером и всеобщим распространившимся стремлением к основанию монастырей
в пустынных странах.

Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей