Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Костомаров Н.И. - Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 68
Размер файла: 450 Кб
Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68  »

Кавгадый вошли в кибитку и увидели обнаженное тело Михаила, Кавгадый с
суровым видом сказал Юрию: "Ведь он тебе старейшим братом был, словно
отец; для чего же тело его лежит брошенное и голое!" Юрий приказал
прикрыть труп епанчею. Видно, что хан колебался исполнить приговор суда,
но Юрий настаивал и добивался смерти Михаила.
   Юрий мстил Михаилу и после смерти его: Юриевы бояре, которые повезли на
Русь тело убитого, не допускали ставить это тело в церквах, а ставили в
хлеву. Его привезли в Москву и погребли в Спасском монастыре.
   Юрий, получив от хана великое княжение, возвратился в Русь с большою
честью; он вез с собою, как пленных, сына Михайлова Константина, его бояр
и слуг. Вдова Михаила и другие сыновья его, узнавши о печальном конце
тверского князя, обратились к Юрию с просьбою отдать им тело убитого для
погребения в Твери. Юрий согласился, но прежде поломался над ними. Один из
сыновей убитого князя, Александр, ездил за телом отца в Москву. Михаила
погребли в церкви Спаса в Твери.
   Старший сын Михаила Димитрий (названный в родословной: Грозные Очи)
злобствовал на Юрия за смерть отца, но принужден был до поры до времени
смириться. В 1321 году, при посредстве тверского епископа Варсонофия,
между Димитрием и Юрием заключен был мир: тверской князь заплатил две
тысячи гривен серебра и обязался не искать великого княжения.
   Юрий, сделавшись великим князем, послал в Новгород брата своего
Афанасия, но после смерти последнего в 1322 году сам переехал в Новгород и
остался в нем. Он, по-видимому, уступил Москву брату Ивану и, считаясь
великим князем, жил в Новгороде. Юрий любил Новгород, и новгородцы любили
Юрия. Он воевал за новгородцев со шведами, построил город Орешек (ныне
Шлиссельбург), заключил от имени Новгорода мир с шведским королем и
счастливо прогонял литву, делавшую частые набеги на новгородские владения;
в 1324 году, по поводу оскорблений, причиненных новгородским
промышленникам устюжанами, Юрий с новгородцами ходил в Устюг, взял этот
город и заключил с устюжанами мир, выгодный для новгородцев.
   Здесь он навсегда простился с ними: они отправились домой, а Юрий,
доехав до Камы, спустился вниз этой рекой в Орду. Его позвали.
   Димитрий Михайлович тверской обвинял Юрия в том, что он, взявши выход с
тверских князей, не отдал его татарскому послу, а уехал с деньгами в
Новгород 4. Юрий, прибывший в Орду 21-го ноября 1325 года, был умерщвлен
князем Димитрием Михайловичем. Тело Юрия было привезено в Москву и предано
земле митрополитом Петром и архиепископом новгородским Моисеем. Хан казнил
убийцу, но не ранее, как спустя десять месяцев после убийства.
   Брат Юрия Иван, по прозванию Калита (от обычая носить с собою кошелек с
деньгами для раздачи милостыни), оставался долго в тени при старшем брате,
но когда Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, Москва
оставлена была в полное управление Ивана; с этих-то пор он вступает на
историческое поприще.
   Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления
Москвы и ее возвышения над русскими землями. Главным способом к этому
усилению было то, что Иван особенно умел ладить с ханом, часто ездил в
Орду, приобрел особенное расположение и доверие Узбека и оградил свою
московскую землю от вторжения татарских послов, которые, - как уже сказано
выше, - называясь этим именем, ездили по Руси, делали бесчинства и
опустошения. В то время, когда другие русские земли поражены были этим
несчастием и, кроме того, подвергались другим бедствиям, владения
московского князя оставались спокойными, наполнялись жителями и,
сравнительно с другими русскими землями, находились в цветущем состоянии.
"Перестали поганые воевать русскую землю, - говорит летописец.
   -перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой
истомы и многой тягости, и от насилия татарского; и с этих пор наступила
тишина по всей земле".
   Город Москва расширялся в княжение Ивана. Кроме Кремля, составлявшего
ее центр или внутреннее укрепление, посад за пределами Кремля уже при
Иване был обнесен дубовою стеною. Вокруг Москвы одно за другим возникали
села.
   Бояре оставляли других князей, переходили к московскому князю и
получали от него земли с обязанностью службы; за боярами следовали вольные
люди, годные к оружию.
   Таким образом, соседние князья слабели и поневоле должны были угождать
московскому князю и подчиняться ему. В Москву переселялись и иноземцы, и
даже татары приходили на поселение не врагами, не господами, а принимали
крещение и становились русскими. В числе таких татарских выходцев был
мурза Чет, родоначальник фамилии Годуновых и предок Бориса, царствовавшего
на русском престоле. Иван заботился о внутренней безопасности, строго
преследовал и казнил разбойников и воров: и тем самым он дал возможность
ездить торговым людям по дорогам. Москва тогда уже наполнялась торговцами
с разных сторон. На устье Мологи возникла славная в те времена моложская
ярмарка, куда съезжались купцы с востока и запада. Оживляя народное
благосостояние, эта ярмарка доставляла доходы великому князю.
   В первых же годах своего правления Иван дал Москве нравственное
значение переводом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Еще в XIII
столетии русские первосвятители нашли невозможным оставаться в Киеве, в
крае малолюдном, в опустошенном и обнищалом городе, где древняя святыня
находилась в запустении, где Десятинная церковь лежала в развалинах, где
от Св. Софии оставались одни стены, а Печерская обитель стояла безлюдная.
Митрополиты: Кирилл и Максим, хотя и считались киевскими, но не жили в
Киеве, вели странническую жизнь и более всего пребывали во Владимире. По
смерти митрополита Максима было два соискателя митрополичьего престола.
Один из северной Руси, владимирский игумен Геронтий, другой из южной Руси
- Петр, игумен ратский, родом волынец. Галицкий князь Юрий Львович, внук
Данила, послал Петра в Константинополь для посвящения, с целью утвердить у
себя митрополию в Галичине. Петр был предпочтен Геронтию, получил сан
митрополита (1308), но вместо того, чтобы жить в южной Руси, удержав титул
киевского митрополита, переселился на север во Владимир; однако и тут не
жил постоянно, а переезжал с места на место, поставляя духовных. Вместе с
князем Михаилом Ярославичем тверским Петр совершил поездку в Орду к Узбеку
и получил от него знаменитую грамоту, по которой православное русское
духовенство со своими семействами и со всеми лицами, принадлежащими к
духовному ведомству, освобождалось от всякой дани и ограждалось от каких
бы то ни было обид и притеснений со стороны ханских чиновников и подданных.
   Во время своих обычных переездов с места на место Петр сошелся с князем
Иваном Даниловичем и полюбил более всех других городов его Москву. Здесь
он стал проживать подолгу, заботился об украшении Москвы святынею храмов и
4 августа 1325 года, вместе с князем Иваном, заложил первую каменную

Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей