Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Костомаров Н.И. - Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 68
Размер файла: 450 Кб
Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»


   XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на
нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских
племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток
народонаcеления; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем
западного католичества.
   Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по
возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла
удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и
положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой
задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего
века.
   Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский.
   Отрочество и юность его большею частью протекли в Новгороде. Отец его
Ярослав всю жизнь то ссорился с новгородцами, то опять ладил с ними.
Несколько раз новгородцы прогоняли его за крутой нрав и насилие и
несколько раз приглашали снова, как бы не в состоянии обойтись без него.
Князь Александр уже в молодых летах подвергался тому же вместе с отцом. В
1228 году, оставленный со своим братом Федором, с двумя княжескими мужами,
в Новгороде, он должен был бежать, не выдержав поднявшегося в то время
междоусобия - явления обычного в вольном Новгороде. В 1230 году юноша
снова вернулся в Новгород с отцом и с тех пор, как кажется, долго не
покидал Новгорода. С 1236 года начинается его самобытная деятельность.
Отец его Ярослав уехал в Киев; Александр посажен был князем в Великом
Новгороде. Через два года (1238) Новгород праздновал свадьбу своего
молодого князя: он женился на Александре, дочери Брячислава полоцкого, как
кажется, последнего из Рогволодовичей, скоро замененных в Полоцке
литовскими князьками. Венчание происходило в Торопце. Князь отпраздновал
два свадебных пира, называемых тогда "кашею" - один в Торопце, другой в
Новгороде, как бы для того, чтобы сделать новгородцев участниками своего
семейного торжества. Молодой князь был высок ростом, красив собою, а голос
его, по выражению современника, "гремел перед народом как труба". Вскоре
важный подвиг предстоял ему.
   Вражда немецкого племени со славянским принадлежит к таким всемирным
историческим явлениям, которых начало недоступно исследованию, потому что
оно скрывается во мраке доисторических времен. При всей скудости сведений
наших, мы не раз видим в отдаленной древности признаки давления немецкого
племени над славянским. Уже с IX века в истории открывается непрерывное
многовековое преследование славянских племен; немцы порабощали их, теснили
к востоку и сами двигались за ними, порабощая их снова. Пространный
прибалтийский край, некогда населенный многочисленными славянскими
племенами, подпал насильственному немецкому игу для того, чтобы потерять
до последних следов свою народность. За прибалтийскими славянами к востоку
жили литовские и чудские племена, отделявшие первых oт их русских
соплеменников. К этиM племенам в конце XII и начале XIII века проникли
немцы в образе воинственной общины под знаменем религии, и, таким образом,
стремление немцев к порабощению чужих племен соединилось с
распространением христианской веры между язычниками и с подчинением их
папскому престолу. Эта воинственная община была рыцарским орденом
крестоносцев, разделявшимся на две ветви: орден Тевтонский, или Св. Марии,
и, позже ею основанный в 1202 году, орден Меченосцев, предназначенный для
поселения в чудских и леттских краях, соседних с Русью. Оба эти ордена,
впоследствии, соединились для совокупных действий.
   Полоцкий князь Владимир, по своей простоте и недальновидности, сам
уступил пришельцам Ливонию (нынешние прибалтийские губернии) и этим
поступком навел на северную Русь продолжительную борьбу с исконными
врагами славянского племени.
   Властолюбивые замыслы немцев после уступки им Ливонии обратились на
северную Русь. Возникла мысль, что призванием ливонских крестоносцев было
не только крестить язычников, но и обратить к истинной вере русских.
Русские представлялись на западе врагами Св. отца и римско-католической
церкви, даже самого христианства.
   Борьба Новгорода с немцами была неизбежна. Новгородцы еще прежде
владели значительным пространством земель, населенных чудью, и постоянно,
двигаясь на запад, стремились к подчинению чудских племен. Вместе с тем
они распространяли между последними православие более мирным, хотя и более
медленным путем, чем западные рыцари. Как только немцы утвердились в
Ливонии, тотчас начались нескончаемые и непрерывные столкновения и войны с
Новгородом; и так шло до самой войны Александра. Новгородцы подавали
помощь язычникам, не хотевшим креститься от немцев, и потому-то в глазах
западного христианства сами представлялись поборниками язычников и врагами
Христовой веры. Такие же cтoлкновения явились у новгородцев с католической
Швецией по поводу Финляндии, куда с одной стороны проникали новгородцы с
православным крещением, а с другой шведы с западным католичеством; спор
между обеими сторонами был также и за земное обладание финляндской страной.
   Папа, покровительствуя ордену, возбуждал как немцев, так и шведов к
такому же покорению северной Руси, каким уже было покорение Ливонии и
Финляндии. В завоеванной Ливонии немцы насильно обращали к христианству
язычников; точно так же приневоливали они принимать католичество крещенных
в православную веру туземцев; этого мало: они насиловали совесть и тех
коренных русских поселенцев, которых отцы еще прежде прибытия рыцарей
водворились в Ливонии.
   Силы ордена Меченосцев увеличились от соединения с Тевтонским орденом.
Между тем рыцари, по решению папы, должны были уступить датчанам часть
Ливонии (Гаррию и Вирландию), а папа предоставил им вознаградить себя за
это покорением русских земель. Вследствие этого, по призыву дерптского
епископа Германа, рыцари и с ними толпа немецких охотников бросились на
Псков. Один из русских князей Ярослав Владимирович вел врагов на своих
соотечественников. В 1240 году немцы овладели Псковом: между псковитянами
нашлись изменники; один из них, Твердила Иванкович, стал управлять городом
от немецкой руки.
   Между тем на Новгород ополчились шведы. Папская булла поручала шведам
начать поход на Новгород, на мятежников, непокорных власти наместника
Христова, на союзников язычества и врагов христианства. В Швеции, вместо
больного короля, управлял тогда зять его Биргер. Этот правитель Биргер сам
взял начальство над священным ополчением против русских. В войске его были
шведы, норвежцы, финны и много духовных особ с их вассалами. Биргер
прислал в Новгород к князю Александру объявление войны надменное и
грозное: "Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю

Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей