Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Костомаров Н.И. - Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 68
Размер файла: 450 Кб
Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»

изменил своим видам относительно Романа. Оставивши у себя при дворе сына
Гертруды от первого брака, он задумал женить его на своей дочери и
предоставить ему спорные владения, а потому и покинул без помощи Романа,
боровшегося в Австрии с Оттокаром. Осажденный в Нейбурге близ Вены, Роман
вместе с женою терпел недостаток, напрасно ожидая выручки от Белы. Тогда
Оттокар сделал ему такое предложение: "Оставь короля угорского: он тебе
много обещает, но ничего не исполнит; ты мне свояк: разделим землю
пополам; а что я говорю правду, в том ставлю тебе свидетелей: папу и
двенадцать епископов". Но Роман следовал нравственным правилам отца
своего, никогда не изменявшего своим союзникам, и сказал: "Я дал обещание
королю угорскому, своему тестю: не могу тебя послушать.
   Стыдно и грешно не исполнять данного слова". Сама жена вооружала его
против Белы: "Он взял моего сына к себе, - говорила она, -хочет забрать
нашу землю, а мы за него здесь голод терпим". Роман был непреклонен.
Преданная им женщина тайком пробиралась из Нейбурга в Вену и приносила им
пищу. Наконец какой-то Веренгер вывел их из осады, и Роман отправился к
отцу.
   План Данила с этой стороны окончательно рушился.
   Удачнее шли дела Данила на севере. Ятвяги, народ воинственный, дикий и
жестокий, живший в лесах и болотах нынешней Гродненской губернии, делали
опустошительные набеги на русские области и уводили множество пленников,
которых держали в тяжелом рабстве. Данило проник в их трущобы, разорил их
поселения и освободил всех русских пленников, наконец, умертвил в битве их
князя Стеконта, подчинил их своей власти и наложил на них дань.
   Удачно также шли дела его с Литвою. Этот народ, когда-то покорный
русским князьям, был выведен из терпения немецкими рыцарями, хотевшими
жестокими мерами распространить между ним крещение. Столкновение с этими
новыми врагами пробудило спящие силы литвинов, и они не только упорно и
мужественно отбивались от врагов, но сделались воинственным и
завоевательным народом. Литва начала расширяться за счет Руси. Один из ее
князей, Миндовг, заложил свою столицу Новогродок на русской земле и
сделался сильнейшим князем во всей Литве. Двое племянников его:
   Тевтивилл и Эдивид сделались князьями - один полоцким, другой
смоленским, а дядя их Викинт витебским. Миндовг хотел подчинить их своей
власти; тогда они обратились за помощью к Данилу. Данило, после смерти
первой жены своей Анны, женился на сестре Тевтивилла и Эдивида и теперь
горячо принял их сторону. Чтобы усмирить Миндовга, Данило заключил союз с
Ригою, вооружил против Миндовга половину жмуди (ветвь литовцев) и ятвягов
и стеснил Миндовга так, что последний, с намерением разорвать союз Данила
с немцами, изъявил желание принять католическую веру. В 1252 году он
крестился в присутствии папского легата и магистра немецкого ордена и был
коронован королем. Крещение его было притворное:
   он в душе оставался язычником. Вскоре Миндовг убедился, что союз его с
немцами приведет его к порабощению и что гораздо лучше будет сойтись с
русскими. Он помирился с племянниками и предложил мир и родственный союз
Данилу, отдавши свою дочь за сына Данилова Шварна. Союз этот устроил сын
Миндовга, знаменитый Воишелк: сперва кровожадный и жестокий, этот
литовский князь потом принял христианство, постригся в монахи и сделался
строгим отшельником. Преданный Данилу, он привел к нему сестру свою,
будущую жену Шварна. Мир был закреплен тем, что старшему сыну Роману
предоставили Новогродок, Слоним и Волковыйск, с обязанностью, однако,
признавать первенство Миндовга.
   Но все эти успехи были недостаточны для целей Данила. Ему нужно было
приобрести значение и силу в Европе, заручиться надеждой на помощь со
стороны Запада в то время, когда он открыто решится действовать против
татар. Для этой цели нужно было сойтись ему с такою центральною силою,
которая двигала всем западным миром.
   Такой центральной силой казался ему папа. Постоянные и долгие сношения
с западными католическими государями неизбежно должны были внушить ему
высокое мнение о могуществе духовного римского престола, хотя в то время
это могущество в сущности не могло произвести того, что производило
столетием ранее. Сношения с папою начались еще с 1246 года. Данило
изъявлял желание отдать себя под покровительство Св. Петра, чтобы идти под
благословением римского престола, вместе с западным христианством, на
монголов. Последствием этого обращения был целый ряд папских посольств и
булл. Желая прежде всего устроить присоединение русской церкви, папа
Иннокентий IV послал к Данилу доминиканских монахов Алексея Гецелона и
других для совещания о вере и для постоянного пребывания при русском
князе, писал целый ряд булл, называл в них Данила королем, дозволял
русским сохранять ненарушимо служение литургии на просфорах и соблюдать
все обряды греческой церкви и предлагал, между прочим, короновать его
королем. Но Данило имел в виду только одно: существенную помощь Запада для
освобождения Руси от монголов, а потому не поддавался ни на какие уловки.
"Что мне в королевском венце? - говорил он папскому послу. - Татары не
перестают делать нам зло; зачем я буду принимать венец, когда мне не дают
помощи!" В 1249 году, потерявши надежду на помощь папы, Данило изгнал
епископа Альберта, которого папа назначил главою духовенства в южной Руси.
Папский легат с неудовольствием выехал из Галиции. Тем и кончились тогда
сношения Данила с папою. В 1252 году король венгерский помирил Данила с
Римом, и сношения с папою возобновились. В 1253 году папа издал буллу ко
всем христианам Богемии, Моравии, Сербии и Померании, призывающую их к
крестовому походу против татар, а в следующем 1254 году буллу к
архиепископу, епископам и другим духовным особам Эстонии и Пруссии, чтобы
они проповедовали крестовый поход против татар. В глазах Данила вся
восточная Европа готова была подняться против завоевателей Руси. Тогда же
папа отправил послов к Данилу с королевскою короною, но Данило не очень
горячо хватался за эту папскую милость. Когда он, возвращаясь из чешского
похода, свиделся с этими послами в Кракове, то сказал им: "Не годится мне
видеться с вами в чужой земле. После!" В следующем году приехал в Русь
папский легат Опизо с королевским венцом, скипетром и с щедрыми обещаниями
помощи против татар. Данило и теперь еще колебался; но его убедили принять
предложение папы, с одной стороны - его мать, а с другой - польские князья
Болеслав и Земовит. Последние со своими вельможами обещали Данилу, как
только он примет венец, тотчас идти против татар. Данило был торжественно
коронован в Дрогичине и помазан папским легатом (1255). Его успокоили
уверения легата, что "папа уважает греческую церковь, проклинает тех, кто
осуждает ее обряды, и намерен скоро собрать собор для соединения церквей".
   В том же году начались неприязненные действия с татарами. Неизвестно,
дошел ли до монголов слух, что на западе собираются идти на них, или же их
раздражило то, что Данило укреплял свои города. Ханский темник Куремса

Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях ее главнейших дейтелей