|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 » »» Х.А.Льоренте.
История испанской инквизиции.
OCR Кудрявцева О.Л. / Spellcheck Кудрявцев Г.Г.
ХУАН-АНТОНИО ЛЬОРЕНТЕ И ЕГО КНИГА
Хуан Антонио Льоренте родился в 1756 г. в маленьком городке близ
Калаоры в обедневшей старинной дворянской семье и, рано потеряв родителей,
воспитывался в доме дяди-священника. С 14 лет он с тонзурой на макушке
поступил учиться в монастырь и спустя три года в присутствии калаорского
епископа и других духовных особ защищал на латинском языке диссертацию из
области метафизики и логики и поступил в Сарагосский университет, чтобы
изучать римское право. Три года он на варварской латыни упражнялся в римском
праве и в 1776 г. получил степень бакалавра юридических наук. Через год мы
уже видим его субдьяконом и каноником в Калаоре, обеспеченным ежегодным
твердым доходом от бенефиции. По старому испанскому обычаю молодому
духовенству разрешалось развлекаться составлением театральных пьес, и
Льоренте решил отдавать свободные часы драматической литературе. Так, на
театральной сцене Калаоры появилось "Отвращение к браку" - топорная
мелодрама, не пришедшаяся по вкусу даже неизбалованной и непритязательной
публике захолустного городишка Старой Кастилии. В 1778 г. Льоренте поступил
в Валенсийский университет, чтобы специализироваться в каноническом праве.
Вскоре Льоренте стал доктором канонического права, и молодому
священнику дано было право исповедовать не только мужчин, но и женщин. В
1782 г. калаорский епископ назначил его генеральным викарием своей епархии,
и Льоренте нужно было лишь терпеливо ждать смерти своего непосредственного
почти семидесятилетнего начальника, чтобы самому стать епископом Калаоры и
тем завершить свою карьеру. Не добившись успеха в области драматической
литературы, Льоренте взялся за составление религиозно-философских статей,
столь же плоских и безвкусных, как огромное множество схоластических
упражнений испанских монахов и священников. Но "философия" не удовлетворяла
Льоренте, и он перешел к истории. Его исторические монографии зачастую
строились на архивном материале и свидетельствовали о значительной
начитанности автора и умении классифицировать обрабатываемый им материал. Но
темы его работ были жалки и ничтожны; главным образом это были жизнеописания
местных святых, чудотворная слава которых никогда не выходила за пределы
маленькой Калаоры. В 1784 г. Королевская академия святых канонов, литургии и
церковной испанской истории, находившаяся в Мадриде, избрала Льоренте своим
действительным членом, и молодой заместитель епископа имел основание мечтать
уже не только о Калаоре, но и о крупном испанском центре.
В это же время Льоренте встретился с каким-то образованным иностранцем,
который стал ему доказывать, что при оценке того или иного религиозного и
философского положения, равно как поэтических и моральных указаний, следует
прежде всего руководствоваться собственным разумом и ни в коем случае не
полагаться на чужой авторитет и вековой опыт, ибо зачастую высокие
авторитеты и старинные традиции оказываются рассадниками всяких
предрассудков и суеверий и ведут не к истине и правде, а к вреднейшим
заблуждениям и опаснейшим ошибкам. Единственным мерилом истины, убеждал
Льоренте случайно очутившийся в Калаоре иностранец, является наш собственный
разум, а потому не следует воспринимать ничего, что ему противоречит и с чем
он не мирится. К ссылкам на ежедневные факты следует точно так же относиться
с недоверием, пока они лично не проверены на практике. Иностранец, который,
вероятно, был французом-рационалистом, советовал Льоренте тщательно изучать
сочинения Декарта, много и подробно беседовал с ним по поводу прочитанного,
и, по словам Льоренте, эти частые собеседования производили на него особенно
большое впечатление, которого даже и время не могло изгладить. Как ни велико
было влияние этой случайной встречи, однако нельзя исключительно ею
объяснить тот умственный перелом, который произошел в уме Льоренте в 80-х
годах. Самое это влияние могло иметь место и быть благотворным только
потому, что в XVIII в. в Испании происходила сильнейшая борьба между
загнивавшим средневековым феодализмом, доведшим страну до полного истощения
и гибели, и шедшей ему на смену буржуазией, богатой энергией и инициативой и
представлявшей в тот исторический отрезок времени прогрессивную силу.
Значительный социальный сдвиг, совершившийся в Испании в XVIII в.,
надломивший старую, традиционную политику испанского папистского
духовенства, не мог не быть предметом продолжительных бесед Льоренте с тем
иностранцем, который на многое открыл ему глаза и который в качестве
рационалиста, естественно, поддерживал новое течение внутри испанской
Церкви, всячески борясь с ультрамонтанскими тенденциями огромного
большинства авторитетных представителей Церкви в Испании. В разгаре борьбы
внутри самой Церкви каждый обмен мнений между Льоренте и рационалистом,
каждая новая прочитанная антипапистская книга, философское произведение,
политический трактат и публицистический памфлет находили отклик в душе
Льоренте, будили его мысль, тревожили его и все дальше отталкивали от
старого, папистского пути. В 1785 г. Льоренте, показав, что ни прадед, ни
дед, ни отец его не привлекались к суду никаким инквизиционным трибуналом и
никем не были заподозрены ни в какой ереси, засвидетельствовав чистоту своей
крови и доказав, что в его жилах нет ни одной капли еврейской и арабской
крови, получил должность комиссара инквизиционного трибунала в Логроньо.
Кровавая хроника этого трибунала свидетельствует о значительном падении
числа жертв в годы службы Льоренте в Логроньо (1785 - 1789) и об отсутствии
смертных приговоров за этот короткий промежуток времени. Начавшаяся во
Франции буржуазная революция вызвала на первых порах замешательство даже
среди руководителей инквизиции, и главный инквизитор Рубин де Севальос в
поисках нового человека, способного взять на себя ответственность за те или
иные действия инквизиционных трибуналов, назначил Льоренте главным
секретарем инквизиции. Льоренте все больше укреплялся в своей позиции
практического смягчения инквизиционных приговоров и считал, что необходимо
реорганизовать инквизицию, тем более что и министр Флорида-Бланка, авторитет
которого в глазах Льоренте стоял очень высоко, склонился к мнению, что
"дикому фанатизму не должно быть места в просвещенный век" и что можно
крепко держать в руках руль государства без помощи ненавистного всей стране
учреждения. Однако Флорида-Бланка вскоре должен был подать в отставку, и
почти одновременно с ним ушел и генеральный секретарь инквизиции, пробыв на
этом посту менее двух лет. Льоренте оказался в опале как заподозренный в
снисходительности к религиозным преступникам и даже в скрытом сочувствии
просветительным идеям, которыми он будто заразился от престарелого
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |