Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 279   280   281   282   283   284   285   286   287  288   289   290   291   292   293   294   295   296   297  » »»

философии, науке, разуме. Название происходит от имени  греческого  философа
скептической школы, жившего в IV в. до н. э.



       Глава XXVII

ПРОЦЕССЫ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ ИНКВИЗИЦИЕЙ ПРОТИВ РАЗНЫХ ГОСУДАРЕЙ И КНЯЗЕЙ


       Статья первая

     ДОН ХАИМЕ НАВАРРСКИЙ, СЫН ПРИНЦА ВИАНЫ [1]

     I. Не следует удивляться, что инквизиция не останавливалась перед  тем,
чтобы преследовать ученых, чиновников и святых: ведь она даже не  страшилась
нападать на государей, принцев и  грандов.  Усердие,  внушаемое  инквизицией
судьям, было столь пламенно, что оно заставляло их не считаться ни с  какими
человеческими  соображениями;  именно  это   чувство,   по   крайней   мере,
воодушевляет их, когда они под покровом тайны разбирают  судебные  процессы.
Некоторые   писатели   (особенно   французские   и    фламандские)    сильно
преувеличивали все касающееся этой  стороны  деятельности  инквизиции.  Одни
потому, что имели лишь смутные или неверные понятия  о  том,  что  лежало  в
основе того, о чем они говорили; другие находили удовольствие ругательствами
и баснями расписать ту картину, которую они  пожелали  преподнести.  Я  пишу
критическую историю инквизиции и стараюсь черпать материал в  ее  архивах  и
судебных делах; я должен, следовательно, держаться скорее  того,  что  могут
дать эти подлинные документы, чем рассказов  лиц,  не  имевших  тех  данных,
какие имелись у меня. Я соединяю в одной главе все, что есть достоверного  о
судебных процессах, которые святая инквизиция возбуждала  против  государей,
властителей и других важных лиц.
     II. Как только  святой  трибунал  был  учрежден  в  Арагоне,  он  начал
применять свою власть против принца, имя которого было дон Хаиме Наваррский;
одни называли его инфантом Наваррским, другие - инфантом Туделы. Этот  принц
был сыном покойного Гастона, графа де Фуа, и его  вдовы  Элеоноры,  королевы
Наваррской, по отцу сестры монарха, основателя инквизиции, жестокая политика
которого допустила покушение на принца под видом  ревности  по  вере.  А  за
какой смертный грех? За  благодеяние:  убийство  блаженного  Петра  Арбуеса,
каноника кафедрального Сарагосского собора и  первого  инквизитора  Арагона,
совершенное в 1485 году, заставило многих жителей этого города бежать;  один
из беглецов отправился в наваррскую Туделу, резиденцию  принца  дона  Хаиме,
чтобы получить тайный приют в его доме на  несколько  дней,  перед  тем  как
перебраться во Францию. Инквизиторы, будучи  осведомлены  об  этом  гуманном
поступке, велели в 1487 году арестовать принца  и  отправить  в  тюрьму  как
врага святой инквизиции. Они приговорили его прослушать  стоя  торжественную
обедню в архиепископской церкви при большом стечении народа,  в  присутствии
двоюродного брата дома Альфонса Арагонского (незаконного сына Фердинанда  V,
архиепископа Сарагосского, едва достигшего  семнадцатилетнего  возраста),  и
получить освобождение  от  церковных  наказаний,  которым  предполагали  его
подвергнуть, после того как он  перенесет  наказание  кнутом  от  руки  двух
священников и проделает все обряды, предписываемые в подобном случае римским
требником. Город  Худела  зависел  от  сарагосской  инквизиции  по  делам  о
преступлении ереси; он составлял часть Наваррского королевства, которым в то
время управляли Жан д'Альбре и Катарина де Фуа, двоюродная  племянница  дона
Хаиме, внучка Элеоноры, королев Наваррской.


       Статья вторая

     ДЖОВАННИ ПИКО ДЕ ЛА МИРАНДОЛА [2]

     В следующем, 1488 году инквизиция преследовала судом Джованни  Пико  де
ла Мирандолу  и  де  Конкордиа,  принца,  известного  с  двадцатитрехлетнего
возраста как диво знания.  Иннокентий  VIII  начал  этот  процесс,  отправив
Фердинанду и Изабелле бреве от 16 декабря 1487 года, в котором сообщал,  что
его уведомили о приезде Джованни Пико в Испанию с намерением поддерживать  в
университетах и других школах королевства ложную доктрину, некоторые  тезисы
которой уже успел опубликовать в Риме; принц тем более виновен, так как  уже
раз был изобличен  и  отрекся  от  этих  ложных  тезисов.  Его  Святейшество
прибавлял, что более всего его огорчает  то  обстоятельство,  что  молодость
принца, мягкость манер и занимательность беседы могут обольстить  доверчивые
умы и  доставить  ему  большое  число  последователей;  эти  важные  причины
заставляют Его Святейшество предложить  обоим  монархам  государства  отдать
приказ об аресте принца, когда тот прибудет в  Испанию:  быть  может,  страх
смертной казни скорее будет способен удержать принца  от  преступления,  чем
страх церковного отлучения. Джованни Пико де ла Мирандола проведал, конечно,
о том, что затевалось против него, и не стал подвергать себя опасностям этой
поездки; в архивах я не видел ничего указывающего на его поездку в  Испанию.
Ученый историк Флери не  знал  о  существовании  папского  бреве,  поскольку
утверждал, что дело принца де  ла  Мирандолы  закончилось  уничтожением  его
тезисов в Риме в 1486 году. Принц опубликовал и отстаивал девятьсот  тезисов
по  богословию,  математике,  физике,   каббале   [3]   и   другим   наукам,
заимствованных у халдейских, еврейских, греческих и  латинских  авторов.  На
тринадцать тезисов поступил донос, и папа  дал  рассмотреть  их  богословам.
Последние объявили  их  еретическими.  В  ответ  на  это  принц  опубликовал
апологию  и  придал  всем  своим  тезисам  католический   смысл,   доказывая
невежественность судей. Я не могу не упомянуть  о  том,  что  один  из  этих
богословов на вопрос принца о значении  слова  "каббала"  ответил,  что  это
знаменитый ересиарх, который писал против божественности  Иисуса  Христа,  и
что все его приверженцы поэтому именуются  каббалистами.  Противники  принца
Пико де ла Мирандолы обвинили его в  чародействе  и  стали  утверждать,  что
столь великая глубина знания в таком  раннем  возрасте  не  может  появиться
иначе как с помощью договора с дьяволом. Надо согласиться с  тем,  что  этот
анекдот делает мало чести столице христианского  мира,  где  безапелляционно
выносится приговор в отношении всех богословских споров.


       Статья третья

     ГЕРЦОГ ВАЛЕНТИНСКИЙ [4]

Страницы: «« « 279   280   281   282   283   284   285   286   287  288   289   290   291   292   293   294   295   296   297  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции