|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 » »» факт и утверждают, что обвинение - сущая клевета; они указывают лиц,
которые, как они предполагают, выдумали это, причины их плохого отношения и
имевшуюся у них цель и предлагают представить доказательства. Принадлежащие
к четвертой и пятой категориям обыкновенно признают сущность обстоятельств,
которые, как они предполагают, были показаны в доносе; но они объясняют их.
так, чтобы уверить, что кающаяся их неверно истолковала. Если обстоятельства
не позволяли признать достаточными эти объяснения, они прибегали к слезам;
смиренно признавались в своем грехе и просили за него прощение.
XVII. Большая часть этих донесений делалась простыми и добросовестными
монахинями, слабое воображение которых успокаивалось лишь после того, как
они донесли на своего духовника, хотя бы по подозрению; при этом они не
боялись скомпрометировать честь, свободу и благосостояние своего ближнего.
Почти всегда эти показания не имеют никакого твердого основания и
заслуживают только подозрения; поводом к ним служит дурной смысл, который
эти кающиеся придали словам своих духовников. Если бы священники,
исповедующие монахинь, видели бумаги святой инквизиции, они бы очень скоро
приобрели отвращение к служению, которое иногда исполняют с таким
удовольствием, не ведая угрожающей им опасности. К счастью, инквизиторы
ближайшего к нам времени были уверены, что не следует придавать никакого
значения показанию монахини, если оно не представляет собой определенно
непристойного предложения или достоверных и неопровержимых фактов. В Испании
эти попытки затруднительны из-за формы и расположения исповедален в женских
монастырях; их помещают на виду у людей, посещающих церкви; духовник и
кающаяся отделены стеной, открытой на уровне головы сидящего или стоящего на
коленях, и это отверстие закрыто металлическим листом со щелями шириною в
большой палец. Что касается плана какого-либо преступного предприятия,
который кающаяся и священник могли бы составить в монастыре, то все знают,
насколько трудно было бы его осуществление вследствие той особой
тщательности, с которою следят за входом в монастырь несколько пожилых
привратниц, строгих и почтенных, против которых невозможно было бы иметь
хотя бы малейшее подозрение; точно так же мешают участникам подобных затей
высота стен, окружающих монастырь, сад и внутренний двор, огромные железные
перекладины на окнах келий и большое число других мер предосторожности,
принятых настоятельницами монастырей, которым нельзя отказать в том, что они
с огромным усердием поддерживают честь религии и монастырской жизни.
Любители скандальных анекдотов не пропускают случая рассказывать истории про
монахов и монахинь и воображают, что очень занимают своих слушателей.
Разумеется, есть несколько пикантных и подлинных случаев; тем не менее я не
боюсь смело утверждать, что подобные факты были чрезвычайно редки и что
можно привести лишь два или три случая в течение столетия. Когда речь идет о
деле, имеющем довольно серьезные последствия, недостойно справедливости
беспристрастного читателя смешивать историческую правду с эпизодом романа
или новеллы.
XVIII. Священники, сознающиеся в факте развращения, обыкновенно
прибавляют, что никакое ложное верование не примешивалось к их покушению;
что они были увлечены чрезвычайной склонностью к данной особе, силою
страсти, которой слабость и немощь человеческой природы не могли
сопротивляться, но что они никогда не сомневались, что их грех очень велик.
Эта исповедь обыкновенно правдива; однако, если доносчицы передают
какое-нибудь выражение, свидетельствующее о том, как священник пробовал
убедить их, что поступок, который он хотел совершить, вовсе не грех или
только легкий грех, тогда можно, по учению глав инквизиции, его подвергнуть
пытке по вопросу о намерении и веровании. Между тем я не видел и не читал
ничего доказывающего, что придворная инквизиция применила пытку к
какому-либо духовнику или чтобы эта мера была употреблена в каком-либо
другом трибунале в течение второй половины восемнадцатого столетия, ибо
просвещение, несомненно, начало проникать в самую глубь святой инквизиции,
несмотря на ее суровую систему.
XIX. Когда дело готово к рассмотрению, испанские инквизиторы между
прочим приказывают, чтобы духовник произнес отречение в легкой степени от
ереси, состоящей в том, что будто не следует смотреть как на смертный грех
на всякую попытку склонения к бесчестным поступкам во время исповеди или при
других обстоятельствах, изложенных в указе. Римская главная инквизиция
заставляет делать отречение в сильной степени. Здесь впервые мы находим
испанскую инквизицию более умеренной, чем какая-либо другая. Правда, следует
сознаться, что справедливость на ее стороне, потому что нет, быть может,
почти ни одного священника-совратителя, который бы не следовал в этом случае
побуждению своей страсти, не имея возможности удовлетворить ее иначе из-за
недостатка денег и отсутствия подходящего случая, так как очень редко
встречаются такие распутные священники, которые прибавляют ересь к своим
порочным склонностям, а те из них, которые являются еретиками, не имеют
никакой охоты к должности духовника.
XX. Осужденного священника-соблазнителя на всю жизнь лишали возможности
исповедовать. Наложенное наказание правильно: человек, злоупотребляющий
самым святым служением, чтобы вливать в души яд вместо возвращения их к
жизни, не достоин более исполнять столь благородные обязанности. Но слишком
часто можно видеть, что нарушителям долга удается посредством просьб,
обещаний, интриг и даже притворства получить восстановление доброго имени у
главных инквизиторов, которые, будучи обыкновенно людьми пожилого возраста,
позволяют обманывать себя и часто слишком доверяют одной лишь видимости
раскаяния и добродетели.
XXI. Другое наказание священников-соблазнителей состоит в изгнании их
из города, где они совершили преступление, а также из столицы, из всех
королевских резиденций и из места пребывания осудившего их трибунала. Нельзя
отрицать того, что первая часть этого наказания кажется в первую минуту
справедливой; но не таковы две другие части, если суд не назовет особенных
причин, послуживших основанием для них. Число проступков и важность
сопровождавших их обстоятельств влияют на применение более или менее тяжелых
наказаний: заключение в монастырь или в тюрьму, ссылка или отправка в
пресидио [52] или в какую-нибудь крепость. Филипп Лимборх говорит о
наказании работой на галерах и даже о релаксации, однако, если виновный
исповедовал ложное учение о сущности побуждения его на дурной поступок и
если не упорствовал в этом, инквизиторы никогда, я в том уверен, не доходили
до этой крайности.
XXII. Проступок, о котором я говорю, не принадлежит к разряду тех,
которые наказуются в публичном аутодафе, из опасений, как бы эта мера не
отвратила христиан от частого повторения этого таинства. Осужденному читают
его приговор в малом аутодафе, то есть в зале судебных заседаний трибунала;
туда призывают духовников из белого духовенства, по два от каждого духовного
учреждения, существующего в городе, и четырех от религиозного братства
Страницы: «« « 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |