Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 117   118   119   120   121   122   123   124   125  126   127   128   129   130   131   132   133   134   135  » »»

     БУРЫЙ БЫК ИЗ ОЛЬСТЕРА см. ДОНН КУАЛЬГНЕ

БЫК
     Бык занимал  весьма заметное место в  мифологии и культуре  кельтов. Он
считался   символом  силы   и   мужества,  а  также  агрессивности,  которую
символизировали  его рога, часто изображавшиеся нарочито огромными на резных
рельефах, статуэтках  и пр. Изображения бычьей головы часто использовались в
качестве ручек  ковшей. Сохранились  статуэтки  VII в.,  изображающие  быка.
Жертвоприношения  быков  были широко распространены у кельтов; примером тому
служит  изображение  на  серебряном  Гундеструпском  котле. Кроме того,  бык
ассоциировался и с другими кельтскими ритуалами. Так,  в Тарбфейсе во  время
обряда  выбора верховного  короля  приносили  в жертву  быка,  мясо которого
съедалось участниками церемонии,  а кровь выпивал  особый друид. Затем  этот
друид  впадал в  сон и, как считалось, должен  был увидеть во сне кандидата,
которому и  предстояло стать верховным  королем. В мифологии самая известная
легенда, связанная  с  образом быка,  -  это "Похищение  быка из  Куальгне",
повествующая о том, как Донн Куальгне, знаменитый Бурый Бык из Ольстера, был
похищен Медб, королевой Коннахта.
В

ВАНБОРО
     В  Ванборо,  графство  Суррей,  в  древности   находились  святилище  и
романо-кельтский  храм.  Сакральное  значение  этого  святилища в  кельтские
времена подчеркивают находки трех бронзовых венцов, ибо такие венцы (короны)
обычно надевали жрецы, совершавшие  в храмах религиозные церемонии и обряды.
Миниатюрные бронзовые колеса, венчающие два из этих  венцов, свидетельствуют
о том, что их  использовали жрецы, имевшие отношение к культу Солнца. В слое
под  культурным слоем,  в  котором были  найдены  следы римской эпохи,  было
обнаружено множество кельтских монет -  свидетельство  того, что  это  место
почиталось у кельтов священным задолго до появления на острове римлян.

ВЕДЬМА ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ
     В  мифологии  кельтов  Ведьма  из  преисподней  -  женщина,  обладающая
сверхъестественной силой.  Она упоминается в  истории любви Куллвха  и Олвен
(см. главу 24).

ВЕПРЬ
     Вепрь занимал видное место в мифологии и культуре кельтов. Вепрей за их
свирепость  почитали  священными  животными,  ассоциировавшимися  с  войной.
Боевые  шлемы кельтских  воинов часто  украшались  гребнями  в  виде  вепря;
широкое распространение получили и боевые  трубы в форме головы вепря. Вепря
часто изображали  с оскаленными клыками  - знак, что зверь готов броситься в
атаку.  Вепрь,  как  и  олень,  считался  символом  охоты,  а  также  иногда
ассоциировался  с пиром.  Свинина и кабанина считалась  у ирландских кельтов
одним  из лакомств  на пирах,  устраиваемых как  смертными, так и  богами из
Потустороннего  мира.  Важную роль играли  вепри и в кельтских легендах (см.
главы 14, 24).

ВИ
     В  Ви, что в Бургундии (Франция),  найден курган, в котором  захоронена
кельтская княгиня, жившая в VI в. до н. э. Находки всевозможных артефактов и
предметов обихода, сделанные  во время раскопок в могиле  княгини из Ви, как
ее  стали   называть,  проводившиеся  в  1953  г.,  заметно  расширили  наши
представления   о   культуре   кельтов.   Останки   княгини   покоились   на
четырехколесной повозке, украшенной золотыми пластинками, а также брошками и
украшениями из  янтаря. В  захоронении  была также найдена очень  большая  и
тяжелая греческая ваза.  Вместе с княгиней в  могилу  были положены и другие
ценные  артефакты.  Обилие  и  огромная ценность  предметов, которые княгиня
захватила с собой в путешествие  в Потусторонний мир, -  свидетельство того,
что  в  культуре кельтов женщины пользовались большим почетом  и  уважением.
Находки из кургана княгини из Ви говорят  о том, что в древности кельты вели
активную торговлю с греками, этрусками, а также с Римом и Бургундией.

ВИВЬЕН
     В легендах  Артуровского  цикла -  имя, под которым  фигурирует Рианнон
(см. главу 25).

ВОДА
     Вода пользовалась  у кельтов  особым почитанием; они  видели в  ней  не
только  источник  жизни,  но  и  своего  рода  звено, связующее этот  мир  с
Потусторонним миром. В особенности это относилось к водам,  поднимающимся на
поверхность  с  большой глубины, в  частности, к  родникам и  источникам.  В
жертву таким водоемам  и источникам приносили оружие и  всевозможные  ценные
вещи, в частости, ювелирные украшения, монеты, предметы  домашнего  обихода,
особенно  котлы,  а также животных  и даже людей.  Эти и  многие другие вещи
извлечены  со  дна озер, рек, ручьев, прудов  и т. п. Кельты верили,  что  у
каждого  озера,  реки  и  источника  есть свой  дух-покровитель, которому  и
следует   подносить   жертвы   на  алтарях  и  жертвенниках,  воздвигавшихся
неподалеку от берега. Вода в эпоху кельтов, как, впрочем,  и в более поздние
времена, считалась  источником целебной  силы. Возле  родников и источников,
которым приписывались всевозможные целительные свойства, в предримскую эпоху
и в романо-кельтский  период, воздвигались алтари и  жертвенники.  Эта связь
воды  с  целительными силами  самой  природы сохранилась  куда  дольше,  чем
просуществовала цивилизация кельтов. В  качестве  примера достаточно назвать
Бат и его многочисленные целебные источники (см. также главу 7).

ВОЙНА
     Кельты были воинственным  племенем. Это со всей очевидностью показывают
материалы  археологических  раскопок.  Шиты,  мечи,  копья  сплошь  и  рядом
встречаются в могилах в числе прочих вещей,  которые могли понадобиться душе
в ее загробном странствии и в жизни в Потустороннем мире. Об этом же говорят
и  многочисленные жертвоприношения по обету,  найденные  на дне озер, рек  и
прочих  водоемов.  Предметы   оружия   не  обязательно  предназначались  для
богов-воителей,  а  считались,  по-видимому, жертвами  богам  вод или  духам
священным мест  и пр. Многие из предметов оружия, найденных в таких  местах,
нарочно  сломаны  или  повреждены перед совершением  акта  жертвоприношения.
Возможно, у кельтов  бытовало поверье,  что, для того чтобы боги благоволили
принять  такую  жертву,  оружие  необходимо привести  в  непригодность  (см.
РИТУАЛЬНАЯ  ПОРЧА  ВЕЩЕЙ). В жертвы  богам на  жертвенники часто приносились

Страницы: «« « 117   118   119   120   121   122   123   124   125  126   127   128   129   130   131   132   133   134   135  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии