|
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 173 Размер файла: 1090 Кб Страницы: «« « 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 » »»
БУРЫЙ БЫК ИЗ ОЛЬСТЕРА см. ДОНН КУАЛЬГНЕ
БЫК
Бык занимал весьма заметное место в мифологии и культуре кельтов. Он
считался символом силы и мужества, а также агрессивности, которую
символизировали его рога, часто изображавшиеся нарочито огромными на резных
рельефах, статуэтках и пр. Изображения бычьей головы часто использовались в
качестве ручек ковшей. Сохранились статуэтки VII в., изображающие быка.
Жертвоприношения быков были широко распространены у кельтов; примером тому
служит изображение на серебряном Гундеструпском котле. Кроме того, бык
ассоциировался и с другими кельтскими ритуалами. Так, в Тарбфейсе во время
обряда выбора верховного короля приносили в жертву быка, мясо которого
съедалось участниками церемонии, а кровь выпивал особый друид. Затем этот
друид впадал в сон и, как считалось, должен был увидеть во сне кандидата,
которому и предстояло стать верховным королем. В мифологии самая известная
легенда, связанная с образом быка, - это "Похищение быка из Куальгне",
повествующая о том, как Донн Куальгне, знаменитый Бурый Бык из Ольстера, был
похищен Медб, королевой Коннахта.
В
ВАНБОРО
В Ванборо, графство Суррей, в древности находились святилище и
романо-кельтский храм. Сакральное значение этого святилища в кельтские
времена подчеркивают находки трех бронзовых венцов, ибо такие венцы (короны)
обычно надевали жрецы, совершавшие в храмах религиозные церемонии и обряды.
Миниатюрные бронзовые колеса, венчающие два из этих венцов, свидетельствуют
о том, что их использовали жрецы, имевшие отношение к культу Солнца. В слое
под культурным слоем, в котором были найдены следы римской эпохи, было
обнаружено множество кельтских монет - свидетельство того, что это место
почиталось у кельтов священным задолго до появления на острове римлян.
ВЕДЬМА ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ
В мифологии кельтов Ведьма из преисподней - женщина, обладающая
сверхъестественной силой. Она упоминается в истории любви Куллвха и Олвен
(см. главу 24).
ВЕПРЬ
Вепрь занимал видное место в мифологии и культуре кельтов. Вепрей за их
свирепость почитали священными животными, ассоциировавшимися с войной.
Боевые шлемы кельтских воинов часто украшались гребнями в виде вепря;
широкое распространение получили и боевые трубы в форме головы вепря. Вепря
часто изображали с оскаленными клыками - знак, что зверь готов броситься в
атаку. Вепрь, как и олень, считался символом охоты, а также иногда
ассоциировался с пиром. Свинина и кабанина считалась у ирландских кельтов
одним из лакомств на пирах, устраиваемых как смертными, так и богами из
Потустороннего мира. Важную роль играли вепри и в кельтских легендах (см.
главы 14, 24).
ВИ
В Ви, что в Бургундии (Франция), найден курган, в котором захоронена
кельтская княгиня, жившая в VI в. до н. э. Находки всевозможных артефактов и
предметов обихода, сделанные во время раскопок в могиле княгини из Ви, как
ее стали называть, проводившиеся в 1953 г., заметно расширили наши
представления о культуре кельтов. Останки княгини покоились на
четырехколесной повозке, украшенной золотыми пластинками, а также брошками и
украшениями из янтаря. В захоронении была также найдена очень большая и
тяжелая греческая ваза. Вместе с княгиней в могилу были положены и другие
ценные артефакты. Обилие и огромная ценность предметов, которые княгиня
захватила с собой в путешествие в Потусторонний мир, - свидетельство того,
что в культуре кельтов женщины пользовались большим почетом и уважением.
Находки из кургана княгини из Ви говорят о том, что в древности кельты вели
активную торговлю с греками, этрусками, а также с Римом и Бургундией.
ВИВЬЕН
В легендах Артуровского цикла - имя, под которым фигурирует Рианнон
(см. главу 25).
ВОДА
Вода пользовалась у кельтов особым почитанием; они видели в ней не
только источник жизни, но и своего рода звено, связующее этот мир с
Потусторонним миром. В особенности это относилось к водам, поднимающимся на
поверхность с большой глубины, в частности, к родникам и источникам. В
жертву таким водоемам и источникам приносили оружие и всевозможные ценные
вещи, в частости, ювелирные украшения, монеты, предметы домашнего обихода,
особенно котлы, а также животных и даже людей. Эти и многие другие вещи
извлечены со дна озер, рек, ручьев, прудов и т. п. Кельты верили, что у
каждого озера, реки и источника есть свой дух-покровитель, которому и
следует подносить жертвы на алтарях и жертвенниках, воздвигавшихся
неподалеку от берега. Вода в эпоху кельтов, как, впрочем, и в более поздние
времена, считалась источником целебной силы. Возле родников и источников,
которым приписывались всевозможные целительные свойства, в предримскую эпоху
и в романо-кельтский период, воздвигались алтари и жертвенники. Эта связь
воды с целительными силами самой природы сохранилась куда дольше, чем
просуществовала цивилизация кельтов. В качестве примера достаточно назвать
Бат и его многочисленные целебные источники (см. также главу 7).
ВОЙНА
Кельты были воинственным племенем. Это со всей очевидностью показывают
материалы археологических раскопок. Шиты, мечи, копья сплошь и рядом
встречаются в могилах в числе прочих вещей, которые могли понадобиться душе
в ее загробном странствии и в жизни в Потустороннем мире. Об этом же говорят
и многочисленные жертвоприношения по обету, найденные на дне озер, рек и
прочих водоемов. Предметы оружия не обязательно предназначались для
богов-воителей, а считались, по-видимому, жертвами богам вод или духам
священным мест и пр. Многие из предметов оружия, найденных в таких местах,
нарочно сломаны или повреждены перед совершением акта жертвоприношения.
Возможно, у кельтов бытовало поверье, что, для того чтобы боги благоволили
принять такую жертву, оружие необходимо привести в непригодность (см.
РИТУАЛЬНАЯ ПОРЧА ВЕЩЕЙ). В жертвы богам на жертвенники часто приносились
Страницы: «« « 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |