|
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 173 Размер файла: 1090 Кб Страницы: «« « 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 » »» вечной жизни. Дух источника в Банффшире являлся в обличье мухи, способной
переселяться из одного тела в другое. Главной ее функцией были
проророчества, и, судя по тому, насколько активной она была или, напротив,
впадала в летаргический сон, местные колдуны изрекали свои пророчества. А
сохранившиеся вплоть до наших дней культы воды, деревьев, камней и животных,
проявляющиеся в самых разнообразных ситуациях, не стоит и перечислять, ибо
они общеизвестны. Достаточно сказать, что эти проявления были поистине
бесчисленны. Особенно любопытно то, что мы и сегодня сталкиваемся лицом к
лицу с живыми рудиментами самой древней и примитивной религии на свете -
религии, которая некогда, по-видимому, была поистине универсальной и, будучи
более всех прочих близкой к земле, позволяла всем остальным верованиям
развиваться параллельно с нею - и пережила их все.
Эта система лежит в основе трех великих мировых религий и до сих пор
сохраняется в сознании большинства их номинальных приверженцев. Для мудрости
христианской церкви весьма характерен тот факт, что она, понимая скрытую
силу древней веры, сочла за благо взять под свой покров отдельные ее
элементы и тем самым отчасти санкционировать ее, вместо того чтобы
искоренять. Многочисленные кельтские аналоги древнегреческих "источников
нимф" были освящены и превратились в "святые источники". Так, св. Колумба,
отправившийся в VI веке с апостольской миссией, намереваясь обратить пиктов
в христианство, наткнулся на некий источник, который они почитали в качестве
бога. Мудрый святой предпочел благословить источник, и, по свидетельству
"Жизнеописания" того же Адамнана, "с того дня демон навсегда покинул воды
[источника]". Кроме того, св. Колумба освятил еще не менее трехсот таких же
родников и источников. Точно так же были приняты под эгиду христианства и
бесчисленные священные камни. Некоторые из них были заложены в основание
алтарей различных церквей и соборов, другие вмурованы в стены освященных
зданий. Животным-богам тоже нашлось место в христианских легендах: эти
зооморфные создания стали их героями, а если их адаптация в рамках новой
религиозной системы была невозможной, то такие звери объявлялись
"колдовскими тварями", и отношение к ним было соответствующим. Именно это
произошло с зайцем, священным, по свидетельству Юлия Цезаря, животным
древних бриттов, а ныне пользующимся весьма дурной репутацией в пережитках
суеверий их потомков. А на птичку крапивника в Ирландии в день памяти св.
Стефана устраивают настоящие облавы. Вся вина бедной птицы состоит в том,
что в ее крови, по странному суеверию, будто бы имеется "капля крови
дьявола", но на самом деле причина жестоких гонений на крапивника, вероятно,
заключается в том, что в старину ирландские друиды, по примеру римских
авгуров, часто гадали по его щебету.
В этой книге мы попытались дать некую общую картину религиозных
представлений и верований наших далеких предков, гэлов и бриттов - двух
ветвей кельтов Британских островов. Мы старались показать, что собранные
исследователями осколки древних мифологических систем кельтов не уступают
мифам древних греков ни богатством фантазии, ни великолепием и живостью
красок. Мы попытались познакомить читателей с богами и прочими персонажами
наших мифов и вкратце пересказать основные предания о них. Мы рассказали об
их падении и запустении прежних святилищ и том, как древние боги обрели
новую жизнь, превратившись в королей, христианских святых или рыцарей со
страниц романов, и попытались угадать последний угасающий отсвет их былой
славы в образах "фей", а также рассказать о ритуалах, и поныне еще
совершаемых людьми, вряд ли догадывающимися, кому же они, собственно,
посвящены. Разумеется, наш обзор неизбежно страдает и краткостью, и
поверхностностью, и недостаточной полнотой. Сегодня можно лишь строить
догадки о том, удастся ли когда-нибудь восстановить мифологические
представления кельтов во всей полноте. По всей вероятности, громадные
фрагменты этой системы слишком глубоко погребены в недрах минувшего и
разбросаны по бесчисленным фольклорным памятникам. Но и ее руины остаются
той неисчерпаемой каменоломней, из которой поэты грядущих поколений будут
по-прежнему добывать прекрасный мрамор для новых и новых нерукотворных
созданий.
А
АБЕРФРАВ
Резиденция древних королей Гвинедда на юго-западе Энглси, где
состоялась свадьба Бранвен, сестры Брана Благословенного, и Матолвха, короля
Ирландии (см. главу 18).
АБРЕД
В мифологии валлийских кельтов одно из названий Потустороннего мира.
См. также Аннвн.
АВАЛЛОН, или АВАЛЛАХ
Имя, данное бриттами Сомерсета богу Потустороннего мира; эквивалент
валллийского Гвин ап Нудд. Его владения носили название Инис Аваллон, то
есть "остров Аваллона".
АВАЛОН или АВИЛЬОН
В кельтской мифологии - райский остров в западных морях, его прототип -
Инис Аваллон. В Артуровских легендах - место, куда переносится Артур,
получив смертельную рану. Впоследствии был отождествлен с Гластон-бери.
АВГУСЕЛ см. АРАВН
АВРЕЛИЙ
Полуреальный-полумифический король Британии, повелевший Мерлину
воздвигнуть знаменитый Стоунхендж.
АГАЛАМХ-НА-СЕНЬОРАХ
"Диалоги старейшин", трактат, сохранившийся в рукописях XIII и XIV вв.
и излагающий историю Ирландии через описание подвигов и деяний фианов и
богов Туатха Де Данаан.
АГНОМАН
В мифологии ирландских кельтов - отец Немхеда.
АЙЛЕЙ
На шотландском острове Айлей, входящего в Гебридский архипелаг,
сохранилось немало памятников кельтской культуры, начиная с эпохи мегалита и
кончая первыми веками развития христианства. Один из замечательных
Страницы: «« « 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |