|
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 173 Размер файла: 1090 Кб Страницы: «« « 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 » »» и Шотландии Самхейн, на острове Мэн - Сауин, а в Уэльсе - Нос Галан-геоф
(Ночь [накануне] зимних календ). Праздник этот был весьма печальным: лето
кончилось, наступала зима с ее короткими, пасмурными днями и долгими,
унылыми ночами. Кроме того, в этот день у древних кельтов начинался новый
год, и благословение на будущее у злых сил тьмы можно было заполучить только
с помощью жутких ритуалов. "В канун первого ноября, - говорится в старинной
пословице из Норт Кередигион, - на каждой ступеньке сидит по привидению". А
скотты в старину придумали даже особое привидение - Самханах, или гоблин,
появляющееся только на праздник Самхейн.
[1] День св. Иоанна Крестителя празднуется на Западе 25 июня по
григорианскому (новому) стилю (прим. перев.)
[2] Праздник урожая отмечается на Британских островах 1 августа (прим.
перев.).
[3] Хэллоуин отмечается 31 октября. В позднейшей христианской
интерпретации - канун Дня всех святых (1 ноября) (прим. перев.).
[4] Майское дерево - украшенный цветами шест или столб, вокруг которого
1 мая в старину устраивались танцы (прим. перев.).
По преданию, праздник 1 августа был установлен самим богом Солнца. В
Ирландии его называют Лугнасад (празднества в честь Луга), на острове Мэн -
Лла Ллуанис, а в Уэльсе - Гвил Авст (августовский праздник). Некогда
значение этого праздника мало в чем уступало Белтейну и даже Самхейну.
Любопытно заметить, что в старину 1 августа считалось большим праздником в
Лионе (Франция), носившим в те времена название Лугудунум, что значит "дун
(город) Луга". Зато праздник летнего солнцестояния, напротив, во многом
утратил свое прежнее мифологическое значение после установления христанского
праздника - дня Иоанна Крестителя. Характерная черта всех этих праздников
заключается в том, что они дают хотя бы некоторое представление о пышных
языческих церемониалах, пережитками и травестийными вариантами которых они
являются. Во все эти праздники на самых высоких холмах зажигают огромные
костры, а во всех домах пылают очаги и камины. Они предоставляют людям
множество поводов для забав и активного отдыха. И все же в воздухе ощущается
атмосфера таинственности: дело в том, что феи в эти дни особенно активны и
любопытны, и следует особенно остерегаться, чтобы не пропустить или не
нарушить какой-нибудь исстари соблюдаемый ритуал, ибо в противном случае феи
могут разгневаться и вмешаться в ход событий. Ритуалы в честь некоторых из
этих богов, принимаемых наполовину всерьез, сложились уже в сравнительно
поздние времена. Когда сэр Томас Пеннант в XIX веке писал свое "Путешествие
по Шотландии и поездка на Гебриды", во многих поселениях Хайланда еще
существовал обычай в день праздника Белтейн совершать возлияния и приносить
в жертву пироги и печенье не только духам, считавшимся покровителями стад
скота, но и таким существам, как лисица, орел и черный ворон, чтобы тем
самым снискать их расположение. Как писал Мартин Мартин в своей книге
"Описание островов Западной Шотландии", первом известном нам рассказе о
жизни на Гебридских островах, увидевшем свет в конце 1690-х годах, на
праздник Хэллоуин (кельтский Самхейн) местные жители Гебридских островов
совершали ритуальное возлияние эля в честь морского бога по имени Шони,
упрашивая его пригнать водоросли поближе к берегу. В честь местных божеств
совершались и другие довольно странные и даже курьезные обряды. Так, девушки
на заре умывались утренней росой, умоляя послать им красоту. При этом они
надевали венки из веток рябины, мистического дерева, пурпурно-алые ягоды
которого служили местным аналогом амброзии для богов клана Туатха Де Данаан.
В своем первоначальном варианте все эти ритуальные празднества,
кажущиеся сегодня совсем невинными, несомненно, представляли собой
религиозные действа оргиастического характера - наподобие тех, что
пользовались такой широкой популярностью в Древней Греции в связи с культом
Диониса. Великих "повелителей жизни", а также силы природы, создавших жизнь
и управлявших ею, старались умилостивить исступленным пением и криками,
ритуальными танцами и - человеческими жертвоприношениями. Среди элементов
праздника упоминались и костры, играющие столь заметную роль в современных
фестивалях. Первоначально они представляли собой не просто feux de joile[1],
а имели куда более страшное значение, которое, кстати сказать, сохранилось в
связанных с ними ритуалах. Так, во время праздника Белтейн в Шотландии
участники делили между собой пирог, и тот, кому доставался "подгоревший
кусок", должен был трижды перепрыгнуть через пламя. На празднике в честь дня
летнего солнцестояния в Ирландии сквозь пламя костра должны были пройти все:
мужчины - когда пламя было особенно сильным, женщины - когда оно немного
ослабевало, а скот - когда на месте кострища оставались лишь дымящиеся
головни. В Уэльсе, в последний день октября, когда отмечался старинный
праздник Самхейн, совершался несколько иной, более впечатляющий ритуал. На
вершине холма зажигали костры и следили, пока не исчезнут последние язычки
пламени. Тогда все участники бросались бежать вниз по склону холма,
выкрикивая заклинания, целью которых было напугать дьявола, который, по
поверью, мог схватить отставших. Дьявол в новых языческих представлениях
считался древним богом, сумевшим выжить. Во всех этих ситуациях такие
ритуалы представляли собой не просто бег наперегонки, а символизировали
человеческие жертвоприношения.
[1] Feux de joile (франц.) - фейерверк, салют в честь знаменательного
праздника (прим. перев.).
Аналогичные, но гораздо более жестокие обряды совершались в день св.
Иоанна Крестителя, вплоть до самого их запрета при короле Людовике XIV[1].
На кострах, зажигавшихся при покровительстве и в присутствии старосты
деревни или мэра города, сжигали огромные корзины, клетки с живыми волками и
кошками. Юлий Цезарь упоминает в своих "Записках" о том, что у друидов
существовал обычай устраивать огромные каркасные фейерверки, на которые они
привязывали живых людей и затем поджигали все сооружение, и можно не
сомневаться, что корзины с волками, лисицами и кошками служили во Франции
заменой человеческих жертвоприношений.
[1] Людовик XIV - король Франции с 1643 г. (прим. перев.).
После принятия христианства была придумана особая теория, целью которой
было добиться сохранения этих архаических ритуалов, несколько изменив их
смысловое содержание. Прохождение людей и скота через пламя или дым костра
стало истолковываться как вполне допустимая практика, обеспечивающая особую
магическую защиту от сил зла, то есть бесов. Этот "гомеопатический" принцип
обращения к силам зла и использования их собственно сакральной силы для
Страницы: «« « 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |