Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117   118   119   120   121   122   123   124   125  » »»

и  Шотландии  Самхейн, на острове Мэн  -  Сауин, а в Уэльсе - Нос Галан-геоф
(Ночь [накануне] зимних  календ). Праздник этот  был  весьма печальным: лето
кончилось,  наступала  зима  с ее  короткими, пасмурными  днями  и  долгими,
унылыми ночами. Кроме  того, в этот день  у древних кельтов  начинался новый
год, и благословение на будущее у злых сил тьмы можно было заполучить только
с  помощью жутких ритуалов. "В канун первого ноября, - говорится в старинной
пословице из Норт Кередигион, - на каждой  ступеньке сидит по привидению". А
скотты в старину придумали  даже  особое  привидение - Самханах, или гоблин,
появляющееся только на праздник Самхейн.

     [1]  День св.  Иоанна  Крестителя  празднуется  на  Западе 25  июня  по
григорианскому (новому) стилю (прим. перев.)
     [2] Праздник урожая  отмечается на Британских островах 1 августа (прим.
перев.).
     [3]  Хэллоуин   отмечается  31  октября.   В  позднейшей   христианской
интерпретации - канун Дня всех святых (1 ноября) (прим. перев.).
     [4] Майское дерево - украшенный цветами шест или столб, вокруг которого
1 мая в старину устраивались танцы (прим. перев.).

     По преданию, праздник  1 августа был  установлен самим богом  Солнца. В
Ирландии его называют Лугнасад (празднества в честь Луга),  на острове Мэн -
Лла  Ллуанис,  а  в  Уэльсе  - Гвил  Авст  (августовский праздник).  Некогда
значение этого  праздника  мало  в чем  уступало  Белтейну и даже  Самхейну.
Любопытно  заметить, что в старину 1 августа считалось большим праздником  в
Лионе  (Франция), носившим в те времена название Лугудунум, что значит  "дун
(город)  Луга".  Зато праздник  летнего  солнцестояния, напротив,  во многом
утратил свое прежнее мифологическое значение после установления христанского
праздника - дня  Иоанна Крестителя. Характерная черта всех  этих  праздников
заключается  в том, что они  дают хотя бы  некоторое представление  о пышных
языческих церемониалах, пережитками и  травестийными  вариантами которых они
являются. Во  все эти праздники на  самых высоких  холмах зажигают  огромные
костры,  а  во всех  домах пылают очаги  и  камины. Они предоставляют  людям
множество поводов для забав и активного отдыха. И все же в воздухе ощущается
атмосфера таинственности: дело в том, что  феи в  эти дни особенно активны и
любопытны,  и следует особенно  остерегаться,  чтобы  не  пропустить или  не
нарушить какой-нибудь исстари соблюдаемый ритуал, ибо в противном случае феи
могут разгневаться и вмешаться в ход событий. Ритуалы  в честь некоторых  из
этих богов, принимаемых наполовину  всерьез,  сложились  уже  в сравнительно
поздние времена. Когда  сэр Томас Пеннант в XIX веке писал свое "Путешествие
по Шотландии  и поездка  на  Гебриды",  во  многих поселениях  Хайланда  еще
существовал  обычай в день праздника Белтейн совершать возлияния и приносить
в  жертву пироги и  печенье не только духам, считавшимся покровителями  стад
скота,  но и таким существам,  как лисица,  орел и черный  ворон, чтобы  тем
самым  снискать  их  расположение.  Как писал  Мартин Мартин  в  своей книге
"Описание  островов  Западной  Шотландии",  первом  известном нам рассказе о
жизни на Гебридских  островах,  увидевшем  свет  в конце  1690-х  годах,  на
праздник Хэллоуин  (кельтский Самхейн)  местные жители  Гебридских  островов
совершали  ритуальное возлияние эля в  честь  морского бога  по имени  Шони,
упрашивая его пригнать  водоросли поближе  к берегу. В честь местных божеств
совершались и другие довольно странные и даже курьезные обряды. Так, девушки
на  заре умывались утренней росой, умоляя послать им  красоту. При  этом они
надевали  венки из  веток  рябины, мистического дерева,  пурпурно-алые ягоды
которого служили местным аналогом амброзии для богов клана Туатха Де Данаан.
     В  своем  первоначальном  варианте  все  эти  ритуальные   празднества,
кажущиеся   сегодня  совсем   невинными,   несомненно,   представляли  собой
религиозные  действа   оргиастического   характера  -   наподобие  тех,  что
пользовались такой широкой популярностью в Древней  Греции в связи с культом
Диониса. Великих "повелителей  жизни", а также силы природы, создавших жизнь
и  управлявших  ею,  старались  умилостивить исступленным пением  и криками,
ритуальными  танцами и - человеческими жертвоприношениями.  Среди  элементов
праздника упоминались и костры, играющие столь заметную  роль  в современных
фестивалях. Первоначально они представляли собой не просто feux de joile[1],
а имели куда более страшное значение, которое, кстати сказать, сохранилось в
связанных  с  ними  ритуалах. Так,  во  время праздника Белтейн в  Шотландии
участники  делили между  собой  пирог, и тот, кому  доставался  "подгоревший
кусок", должен был трижды перепрыгнуть через пламя. На празднике в честь дня
летнего солнцестояния в Ирландии сквозь пламя костра должны были пройти все:
мужчины  -  когда  пламя было особенно сильным, женщины - когда оно  немного
ослабевало,  а скот  -  когда на  месте кострища оставались  лишь  дымящиеся
головни.  В Уэльсе,  в  последний  день октября,  когда отмечался  старинный
праздник Самхейн, совершался  несколько иной,  более впечатляющий ритуал. На
вершине холма зажигали  костры и следили, пока не исчезнут  последние язычки
пламени.  Тогда  все  участники  бросались  бежать  вниз  по  склону  холма,
выкрикивая заклинания,  целью которых  было  напугать  дьявола,  который, по
поверью,  мог схватить  отставших. Дьявол в новых  языческих  представлениях
считался  древним  богом,  сумевшим выжить.  Во  всех этих  ситуациях  такие
ритуалы  представляли собой не  просто бег  наперегонки,  а  символизировали
человеческие жертвоприношения.

     [1] Feux de joile (франц.)  - фейерверк,  салют в честь знаменательного
праздника (прим. перев.).

     Аналогичные,  но гораздо более жестокие  обряды совершались в день  св.
Иоанна Крестителя, вплоть  до  самого их запрета при короле Людовике XIV[1].
На  кострах,  зажигавшихся  при  покровительстве  и  в присутствии  старосты
деревни или мэра города, сжигали огромные корзины, клетки с живыми волками и
кошками. Юлий  Цезарь  упоминает  в  своих "Записках" о том,  что  у друидов
существовал обычай устраивать огромные каркасные фейерверки, на которые  они
привязывали  живых людей  и  затем поджигали  все  сооружение,  и  можно  не
сомневаться, что  корзины с  волками, лисицами  и кошками служили во Франции
заменой человеческих жертвоприношений.

     [1] Людовик XIV - король Франции с 1643 г. (прим. перев.).

     После принятия христианства была придумана особая теория, целью которой
было  добиться  сохранения этих  архаических  ритуалов, несколько изменив их
смысловое содержание.  Прохождение людей и скота  через пламя или дым костра
стало истолковываться как вполне  допустимая практика, обеспечивающая особую
магическую защиту от сил зла, то есть  бесов. Этот "гомеопатический" принцип
обращения  к  силам  зла и использования их  собственно  сакральной силы для

Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117   118   119   120   121   122   123   124   125  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии