Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 110   111   112   113   114   115   116   117   118  119   120   121   122   123   124   125   126   127   128  » »»

памятников   того  далекого   прошлого   -   Килдалтонский   крест,   хорошо
сохранившийся  кельтский крест в круге,  датируемый примерно  800 г.  н.  э.
Крест  этот   имеет   высоту  около  девяти  футов1;   он  покрыт
высокорельефной  резьбой   и  служит   прекрасным  образцом   символического
орнамента  "гнездо  яиц", встречающегося  на  кресте св.  Иоанна на  острове
Айона. О значении этого символа можно лишь  догадываться. Так, высказывалось
предположение,  что этот знак  мог  быть символом,  связанным с  поклонением
солнцу и природе, характерным для  друидов. Согласно другому  предположению,
этот знак  - символ Святой  Троицы, однако его подлинный смысл, по-видимому,
утрачен во тьме веков. Еще один  превосходный  образчик кельтского искусства
сохранился  до наших дней в Килнавере на острове Айлей.  Это - замечательный
кельтский крест высотой девять с половиной футов, датируемый примерно 850 г.
н.  э.  Его  резные  рельефы,   хотя  их  и  нелегко  разобрать,  напоминают
орнаментальные  украшения  кельтского  креста  в  Келлсе,  графство  Мет,  в
Ирландии. А в Килхонане, также  на  острове Айлей, сохранились превосходный,
отдельно  стоящий кельтский  крест  с  дискообразным  навершием,  датируемый
концом XIV в., а также надгробные плиты,  покрытые изящной каменной резьбой.
По  всей видимости, остров  Айлей  также  связан с деятельностью св. Колумбы
(см. Айона). По преданию, его наставник из Ирландии, св. Киаран, поселился в
Риннсе на острове Айлей, где скончался в 548 г.

     1 9 футов - около 2,8 м (прим. перев.).

АЙОНА
     Св. Колумба, или Колумкилл (под этим именем он известен гэлам), основал
в 563 г. н.  э. христианскую  общину  на острове  Айона, одном из Гебридских
островов, отправившись туда в качестве миссионера из Ирландии. Члены  общины
жили  "в кельях  наподобие пчелиных  ульев", остатки которых можно видеть на
острове  и сегодня.  Однако  это неудивительно,  если вспомнить, что  остров
Айона богат  свидетельствами  частых и интенсивных контактов  с  кельтами  и
кельтскими  проповедниками  христианства.  Все,  кто  интересуется  историей
кельтов,  найдут  здесь  немало  любопытного.  Особенно  много   на  острове
знаменитых кельтских крестов, хотя исторические свидетельства говорят о том,
что  в старину  их было  гораздо больше, но большинство их  было разрушено и
снесено  во  время  набегов викингов, начавшихся примерно с середины  VII в.
Сегодня  на  острове  высятся  три  превосходных  образца  отдельно  стоящих
крестов.  Один из них - крест св. Мартина, датируемый примерно IX в., высота
его  - около 5 метров. Он украшен рельефами с изображением различных сцен  и
Библии,  вырезанными на передней  стороне  креста,  выполненного из твердого
камня   вулканического   происхождения.  На  оборотной  стороне   креста   -
характерный кельтский  орнамент  -  "переплетающиеся  змеи", при  этом змеи,
по-видимому,  представляют  собой свидетельство активного влияния язычества,
усвоенного  христианским  искусством  и  культом.  Другой   пример  отдельно
стоящего кельтского креста на острове Айона - крест св. Иоанна,  находящийся
возле западных ворот аббатства. Он  представляет собой копию  более древнего
креста, датируемого концом VIII в  и снятого для  реставрации и ремонта. Еще
один  большой крест на  о.  Айона  относится к  значительно  более  позднему
времени, чем первые два. Это так называемый Маклинский крест, представляющий
собой  крест-распятие, заключенный в круг. В центре его изображено Распятие.
Крест этот  высок и  очень изящен,  его покрывают  резные  плиты со  сложным
орнаментом,  доходящие до  самого основания креста. Однако о. Айона вошел  в
историю кельтов не  только благодаря своим крестам. На  острове  сохранилось
святилище с Источником исцеления. Источник этот, находящийся у самой вершины
Дун,  гранитной скалы высотой около  девяноста метров,  имеет форму глубокой
трещины в скале, наполненной на  удивление холодной водой. Источник посвящен
св. Колумбе и, как считается, им активно пользовались уже при жизни святого.
Паломники,  жаждущие  исцеления,  если,  конечно,  силы  позволяли  им  это,
старались взобраться на скалу к самому источнику. Если же им это было не под
силу,  целебную воду им приносили  сердобольные спутники. Более того, остров
Айона был связан с историей кельтов задолго до появления на нем св. Колумбы.
В более  древние времена  здесь активно  действовали  друиды. В  самом деле,
древнее гэльское название острова Айоны - Иннис-на-Друиннех, что переводится
как Остров  Друидов. В  наши дни  на острове  Айона  существует  религиозная
община,  основанная в  1930-е  гг.  доктором  Джорджем  Маклеодом  на  месте
Бенедиктинского   аббатсттва,   построенного   в  Средневековье   на   месте
первоначального монастыря Св. Колумбы.

АЛЬБА
     Старинное название Шотландии.

     АЛЬБАНАКТУС см. КАМБЕР; ЛОКРИНУС

АМАЭТОН
     В мифологии валлийских кельтов - бог  земледелия, сыв богини Дон и брат
Гвидиона и Гованнана (см. также главы 22 и 24).

АМХЭЙРГИН, или АМАЙРГЕН
     В мифологии ирландских кельтов  Амхэйргин,  имя которого дошло до нас в
нескольких вариантах, был воином и бардом. По  преданию, он был сыном Мила и
принимал участие  в  походе сынов  Мил Эспэйна,  высадившихся  в Ирландии. В
качестве барда он, согласно преданию, отличался справедливостью,  и именно к
нему  обратились тогдашние  обитатели Ирландии,  боги Туатха  Де  Данаан,  с
просьбой решить  их спор с  сынами  Мил Эспэйна о том, кому из них править в
Ирландии (см. главу 10).

АНА
     В мифологии ирландских кельтов - один из вариантов имени Дану.

АНГИШ, АНГИССАНС
     В  мифологии  валлийских  кельтов  - имена,  под  которыми  в  легендах
Артуровского цикла выступает Аравн.

АНЕВРИН
     Валлийский  бард  VI  в. Книга  Аневрина -  одна  из  "Четырех  древних
валлийских  книг".  Она  была  создана  в  конце  XIII  в.  и, по  преданию,
составлена  из поэм  Аневрина.  К  числу  трех  других древних  книг  Уэльса
относятся Кармартенская Книга, Книга Талесина и Гергестская Книга.

АННА
     Под этим именем Джеффри Монмутский рассказывает об Аранрод.

Страницы: «« « 110   111   112   113   114   115   116   117   118  119   120   121   122   123   124   125   126   127   128  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии