Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»

саге об Артуре, главное  внимание в  которой  сосредоточено  на приключениях
рыцарей Круглого стола, Артур предстает средневековым королем. В современных
ему кельтских источниках не найдено никаких сведений об Артуре ни в качестве
исторической фигуры, ни в качестве легендарного героя, хотя он упоминается в
истории о  Куллвхе, а  также  в  рассказе  о походе в  Аннвн с целью захвата
волшебного котла (см. главу 18).  Артур тесно связан с кельтскими мифами, но
вполне возможно, что произошло это весьма поздно; возможно, что образ Артура
есть  совмещение в одном лице двух персонажей  - Артура, кельтского варианта
Артайуса, и исторического вождя кельтов. Вполне возможно, что  он обрел силу
в  эпоху  угасания  кельтской цивилизации, и поэтому легенды, окружающие его
имя, уносили его все дальше и дальше от родины (см. главы 23, 24, 25, 26).

АРФА
     Ирландская арфа часто фигурирует на страницах кельтских мифов и легенд.
Сохранились  ее  многочисленные  изображения  на  резных каменных  рельефах,
датируемые  VIII - X вв.  и сохранившиеся в разных провинциях Ирландии  и на
западе Шотландии. В то  же время от той ранней эпохи, в которую традиционная
форма ирландской  арфы достигла расцвета, до  нас дошло  всего  четырнадцать
целых инструментов и их фрагментов.  Недостаток  конкретной  информации  еще
более  усугубляется тем  фактом, что  у  мастеров,  создававших традиционную
ирландскую арфу, не было обыкновения  ни  датировать инструменты, ни ставить
на  них  свое имя. Все, что нам известно, - это то, что ирландские арфы были
инструментами  куда  более громоздкими и тяжелыми, чем  арфы,  бытовавшие  в
других странах Европы. Начиная примерно с  XII в. их  струны стали делать из
латуни.  К XIV в. возникли и сложились  два  разных  типа европейской  арфы;
одной  из них и была громоздкая и тяжелая ирландская арфа, а другой  - более
легкий и компактный инструмент,  обычно называемый  готической или романской
арфой. По легенде, ирландская арфа появилась  весьма необычным путем.  Некая
женщина  заснула  на берегу моря  и слышала  сквозь  сон,  как  ветер  гудит
сухожилиями  в  скелете  кита,  лежавшем  неподалеку  от нее.  Услышав  этот
рассказ, муж  той  женщины тотчас сделал  деревянную раму и  натянул на  ней
китовые  жилы,  сделав  первую  арфу.  Не  столь   романтический,  но  более
достоверный  источник  говорит,  что  излюбленный  инструмент  кельтов   был
привезен в Ирландию из Греции.

АФАГДДУ
     В  мифологии  валлийских  кельтов  Афагдду  -  сын  Керридвен.  Он  был
настолько уродлив, что мать решила наделить его  даром интеллекта, чтобы как
бы  компенсировать неприглядный  внешний  облик, но  по  странному  стечению
обстоятельств эти дары перешли к Талесину (см. главу 23).

АХРЕН
     Одно из названий Потустороннего мира

АЭД АБРАТ
     В мифологии ирландских кельтов Аэд Абрат - отец Фанд и Ли Бан.

     АЭД (1)
     В мифологии  ирландских  кельтов - второй ребенок и первый  сын  Лира и
Аобх.  Злая мачеха, Аоифе (1),  превратила его вместе с  сестрой Фионуалой и
братьями Фиахтрой и Конном в лебедя (см. также главу 11).

     АЭД (2) см. ИБХЕЛЛ; МОНГАН

АЭДА
     В мифологии ирландских кельтов Аэда  был карликом при дворе Фергуса Мак
Леды.  Бард  Эйсир увез  его с собой ко  двору  Иубдана,  короля  крошечного
Фэйлинна, чтобы  доказать,  что  на  земле  действительно  существует  племя
великанов.

     АЭДХ(1)
     В  мифологии ирландских кельтов - один из троих сыновей Миодхаоина.  Он
был  убит, когда  попытался вместе  со  своими  братьями отомстить за смерть
своего отца трем сынам Туиреанна (см. также главу 8).

     АЭДХ (2)
     В мифологии ирландских кельтов - претендент на руку Бебхионн. Именно он
убил Бебхионн после того, как та  обратилась за помощью к  Финну (см.  главу
15).

АЭЙ, ДОЛИНА
     В  мифологии ирландских кельтов Долина Аэй  была местом, где состоялась
знаменитая эпическая битва двух быков, Донн Культе и Финнбенаха, описанная в
саге "Похищение быка из Куальгне" (см. главу 12).

     АЭНГУС см. ОЭНГУС

     АЭС СИДХЕ см. СИДХ

АЭФРОН
     В мифологии  валлийских  кельтов - богиня войны, ассоциируемая с  рекой
Ди.
Б

БАДБ
     В  мифологии  ирландских  кельтов  Бадб  считалась  богиней  войны. Она
изображалась и в качестве  отдельного персонажа, и в виде одного из аспектов
триединой  богини;  двумя  другими  были  Нимэйн  и  Маха  (см.  главу 5). В
результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Нимэйн превратились в
банши  - дух,  стоны которого предвещали  смерть, в том числе  и тем, кто не
участвовал в битве (см. также главу 9).

БАДОН
     В Артуровских легендах - место одного из сражений Артура, находившееся,
по всей вероятности, неподалеку от Бата (см. главу 24).

БАЙЛЕ
     В  мифологии  ирландских  кельтов  Байле  -  наследник  трона Ольстера,
влюбившийся в Эйлинн, внучку короля Лейнстера. Перипетии их страсти изложены
в  легенде "Байле Медовые Уста",  этой истории  несчастной любви (см.  главу

Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии