|
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 173 Размер файла: 1090 Кб Страницы: «« « 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 » »» защиты от них самих чем-то напоминает упоминаемый в библейской книге Левит
запрет варить козленка в молоке его матери. Что же касается отношения к
языческим "демонам", то такая практика считалась вполне допустимой.
Разумеется, объяснение ее явно натянуто; на самом деле в основе ее лежат
мрачные представления друидов о том, что, по свидетельству того же Цезаря,
"если жизнь одного человека не будет оплачена и искуплена ценой жизни
другого, то невозможно снискать благосклонности бессмертных богов". Этим и
объясняется "необходимость" человеческих жертвоприношений у кельтов как на
общегосударственном, так и на частном уровне, тенью и рудиментом которых и
являются прохождение через огонь и дым костров, а также многочисленные
документально подтверженные случаи жертвоприношений скота в недавние
времена.
В самом конце XIX века Лоренс Гомме в своей книге "Этнология в
фольклоре" приводит множество свидетельств о жертвоприношениях скота не
только в Ирландии и Шотландии, но и в Уэльсе, Йоркшире, Нортгемптоншире,
Корнуолле и на острове Мэн. "Не далее чем в двадцати милях от столицы
Шотландии один из родственников профессора Симпсона принес живую корову в
жертву духу скотьей чумы". В Уэльсе, когда там начался мор среди животных,
жители принесли в жертву бычка, сбросив его с вершины высокой скалы. Гораздо
чаще, впрочем, жертвенные животные сжигались живьем. Так, в 1859 году на
острове Мэн один фермер неподалеку от Тинуолд Хилл принес в жертву телку,
чтобы избавиться от мести призраков обитателей кургана, который был раскопан
и тем самым осквернен. Более того, такие "всесожжения" иногда приносились
даже христианским святым. Хроники прихода в Дингуолле под датами 1656-й и
1678 годы содержат упоминания о жертвах скота на месте старинного храма в
честь сакрального персонажа, которого одни называли "святым Моури", а
другие, по всей вероятности, лучше осведомленные о его происхождении, -
"старым богом Моури". Были и другие святые, в частности, св. Кутберт в
Киркудбрайте и св. Бено в Клинноге, Уэльс, которые" по поверью, очень любили
кровь быков.
Такие жертвоприношения животных по большей части имели целью
предотвратить мор и падеж скота. По старинному поверью, в жертву обычно
приносили "голову за голову", и такие жертвоприношения скота постепенно
практически у всех народов вытеснили более древние человеческие
жертвоприношения. По свидетельству Лоренса Гомме, в старину нередко
поклонялись особому идолу, "истукану, сделанному из дерева, высотой около
двух футов, вырезанному и раскрашенному по образу женщины". Эта идолица
считалась богиней оспы,и от имени человека, надеявшегося выздороветь от этой
болезни, было принято приносить в жертву овцу.
Третий вид пережитков кельтского язычества - это многочисленные и
разнообразные случаи особого почитания воды, деревьев, камней и животных.
Кельты, как и другие народы арийского происхождения, поклонялись рекам. Так,
реку Ди почитали в качестве богини войны, носившей титул Аэфрон, а река
Риббл, под почетным названием Белисама, отождествлялась римлянами с самой
Минервой. В мифах кельтов, как и у древних греков, нередко упоминаются
священные реки. Так, считалось, что река Ди изрекала пророчества об исходе
непрекращающихся войн между валлийцами и англичанами. Если река гнала волны
к валлийскому или английскому берегу, в этом усматривали знак, что победу
одержит тот или другой народ. Твид, как и многие реки и ручьи античной
Греции, можно было умилостивить человеческими жертвоприношениями. То, что
рекам Великобритании действительно приносились человеческие жертвы, ясно из
памятников фольклора, в которых упоминаются многие водоемы. Считалось, что,
если реки и ручьи не получат человеческих жертв, они будут стараться отнять
жизнь у тех, кто обманул их ожидания. "Речка Дарт, не спеши; каждый год ты
ждешь души", - поется в народной песне в Девоншире. Река Спей тоже каждый
год требовала человеческой жертвы, а вот дух Риббла вполне удовлетворялся
человеческой жертвой, приносимой раз в семь лет.
Свидетельства о почитании рек нередко переплетаются с поклонением
источникам. "Что касается поклонения источникам, - пишет Лоренс Гомме, - то
можно с полной уверенностью утверждать, что таковое имеет место в каждом
графстве трех королевств". По мнению Гомме, наиболее живучим такое почитание
остается в гэльских графствах, тогда как в графствах с преобладанием бриттов
оно заметно слабее, а на юго-востоке Британии, заселенной потомками
германцев, оно и вовсе отсутствует. Особенно многочисленны так называемые
"святые источники"; им посвящен целый ряд специальных монографий. В одних
случаях таким источникам приписываются свойства исцеления от тех или других
болезней, в других они могут вызвать перемену погоды или просто "принести
удачу". Им приносились жертвы, чтобы задобрить богов или нимф, обитавших в
них. Пеннант рассказывает, что в старину богатые люди должны были принести в
жертву одного из своих лучших коней возле источника в окрестностях
Абергелеу, чтобы заручиться милостью к остальным скакунам. У источника св.
Теглы неподалеку от Урексхэма больные, страдающие эпилепсией (припадками),
приносили в жертву домашнюю птицу: кур, гусей и пр., но в более поздние
времена дух источника привык довольствоваться и более мелкими дарами -
шпильками, булавками, гребешками, цветными камешками и мелкими монетками. Со
святыми источниками часто были связаны и священные деревья, ветви которых и
кусочки коры верные почитатели хранили как священные реликвии. Иногда, в тех
местах, где почва вокруг таких источников была лишена какой бы то ни бьыо
растительности, поклонники высаживали у самой воды мелкие кустарники. Те
самые люди, которые молились у источников, почитали и всевозможные священные
камни. В своей книге "Развитие реформации в Ирландии" лорд Роден,
рассказывая в 1851 году об острове Инниски у побережья Майо, сообщает, что
священный источник под названием Дерривла и священный камень, именуемый
Ннивоуги, который в дни особого поклонения бережно обертывали красивой
фланелью, являли собой единственные божества, хоть как-то известные трем
сотням обитателей этого уединенного островка в Атлантике. Это кажется почти
невероятным, но мы располагаем убедительными свидетельствами почитания
камней-фетишей жителями наших островов в совсем недавние времена. По
утверждению Мартина Мартина, автора книги "Описание островов Западной
Шотландии", у клана Чаттан имелся такой священный камень, находившийся на
острове Арран. Считалось, что камень этот, как и камень с острова Инниски,
способен излечивать всевозможные недуги, и его обычно "заворачивали в тонкие
льняные полотнища, поверх которых обычно клали "плащ" из толстой шерстяной
ткани". Кроме того, почитание источников часто существовало бок о бок с
поклонением животным. У источника возле "Гати Дьявола", находящегося между
Ракли и Эктоном в графстве Шропшир, жили, а возможно, и сегодня еще живут
четыре лягушки, считавшиеся воплощением "самого дьявола и его бесенят", то
есть бывшие, так сказать, богами или демонами древнего культа
идолопоклонников. В Ирландии такими духами-хранителями чаще всего считались
рыбы: форель, угри или лосось. Именно им приписывалось обладание даром
Страницы: «« « 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |