Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»

в Ирландии  -  "поки", в  Уорчестершире  - "поуки",  а в  Западной Англии  -
"пикты".   Именно  в  Уэльсе  сохранилось  самое  богатое   и  разнообразное
"собрание"   всевозможных  фей.   Некоторые  из  них  очаровательны,  другие
загадочны, третьи скрытны, четвертые отличаются злобностью и т. д. На  реках
и озерах обитают девы, именуемые гвраггед аннвн, а злобных и свирепых горных
фей  обычно  называют  гвиллионами.  Есть  и  духи  домашнего  очага  -  так
называемые  бвбаходы,  нечто  вроде  английских  и  шотландских  домовых,  и
коблины, или  гномы (которых в  Корнуолле называют "стучащие"), и эллиллоны,
или  эльфы, особой  ветвью и  родичами которых  считаются пвкки  (пикты).  В
Северной Англии духи  по  большей части считаются существами  более  низкого
порядка.  Привидения,  домовые,  души  убитых, красные шапочки, гномы  и пр.
имеют  весьма мало  общего с  существами  более  высокого  порядка  - феями,
созданиями  арийского  происхождения.  Так,  валлийский  бвбах  предстает  в
легендах  бурым  и  волосатым,  а коблин  -  черным или  меднолицым.  Мы  не
ошибемся,  если  признаем  весь  сонм этих  существ  деградировавшими богами
доарийских племен, сородичей ирландских лепрехавнов и пок, не имеющих ничего
общего  с  прелестными  и  по-прежнему благородными  образами потомков клана
Туатха Де Данаан.

     [1]  Fabliaux  (франц.)  -   фаблио  (фабльо),  средневековые  сборники
занимательных  и сказочных  историй, легенды  и  пр., пользовавшиеся широкой
популярностью у простых читателей (прим. перев.).
     [2] "Nibelungenlied" (старонем.) - "Песнь о  Нибелунгах", средневековая
немецкая эпическая поэма (прим. перев.).

     Одни  из этих  бесчисленных и безымянных подданных  Гвина  обитают  под
землей  или под  поверхностью  озер, которые  в  Уэльсе,  по всей видимости,
заняли  место гэльских  "холмов  - обителей  фей",  другие  -  на  Авильоне,
таинственном острове всевозможных радостей и услад, лежащем где-то на западе
у самой  поверхности  моря. Более всего  с этой  традицией связан  Дифед. По
преданию,  в  той  стране  существует просторный  квадратный сад, скрывающий
тайны волшебного мира фей. Если человеку доведется  хотя бы случайно войти в
него, у него  тотчас  откроются  глаза,  и  он  обретет  способность  видеть
незримое  для  других - волшебную страну счастья и  изобилия. Но  как только
такой счастливец  покинет  этот  очарованный сад,  он сразу  же утратит  дар
ясновидения и никогда больше не сможет вернуться на  то же место. Страна эта
лежит в море,  неподалеку от  берега.  Ее, как  и ее "коллегу",  легендарный
ирландский рай,  иногда  видят  издали моряки.  В  реальности  существования
"Зеленых  волшебных  лугов"  еще недавно  были  убеждены  многие  моряки  из
Пемброкшира  и  Кермартеншира,  и,  по  всей  видимости,  они  имели  на  то
основания. В 1896 году корреспондент газеты "Пемброк каунти гардиан" прислал
в  редакцию заметку об интервью с неким  капитаном  Джоном  Эвансом. Капитан
поведал корреспонденту,  что  однажды летним  утром,  во время  плавания  по
проливу Ла-Манш  мимо  острова Грассхольм  (вспомним  сцену  явления  головы
Брана), где на всех картах была  отмечена глубоководная  зона, он был весьма
удивлен, увидев с наветренной стороны от себя длинную полосу  суши, покрытую
живописными зелеными лугами. Однако полоса эта находилась не  на поверхности
моря, а на  глубине двух-трех футов под водой,  и  трава под водой  и мелкая
рябь на воде, колеблясь в такт  друг другу, навевали дремоту на всякого, кто
видел это  зрелище.  Капитану Эвансу  часто доводилось слышать  от  стариков
предания  о волшебном  острове фей, но  он признался, что  даже не  надеялся
увидеть  тот остров  своими  глазами. Этому  случаю,  как и  появлению  Псов
Аннвна,  можно  дать  вполне  реальное  объяснение.  В основе этой  легенды,
веротнее всего, лежит мираж - явление весьма и весьма редкое у этих берегов.
Мираж этот можно сравнить разве что с  легендарной фата-моргана  -  миражом,
возникшим в Мессинском проливе и приписываемым  колдовским  чарам Моргана ле
Фэя. Такой мираж способен заставить даже трезвомыслящего человека поверить в
существование кельтского рая, который он якобы видит  собственными  глазами,
будь то крайнее западное  побережье Ирландии, край  кельтов,  или Шотландия,
или, наконец, Уэльс, колыбель бриттов.


      ПЕРЕЖИТКИ КЕЛЬТСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА

Глава 27
     ПЕРЕЖИТКИ КЕЛЬТСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА
     В НОВЕЙШИЕ ВРЕМЕНА

     Падение  кельтского  государственного  языческого   культа  началось  в
Британии несколько раньше, чем в соседней Ирландии. Справедливости ради надо
признать,  что  первый   удар  кельтскому  язычеству  нанесла  не  проповедь
христианства, а суровый гуманизм и  строгое  правосудие римлян. Римляне, как
никакой другой народ на  свете, известный историкам, отличались удивительной
толерантностью (веротерпимостью) к религиозным воззрениям других народов и с
готовностью  приняли  в  свой пантеон  кельтские божества - причем на правах
богов.  Дружественные божества галлов  и  бриттов  всегда без особого  труда
могли получить, так  сказать,  римское гражданство, распространявшееся и  на
богов,  и  быть ассимилированными  Юпитером,  Марсом, Аполлоном  или  любыми
другими   обитателями  собственно   римского   пантеона,   с   которыми   их
отождествляли  римляне. Итак,  римские законы  вели борьбу  не против  самих
богов, а против их культов, сосредоточенных в руках местных жрецов. Массовые
человеческие жертвоприношения, практиковавшиеся друидами, вызывали ужас даже
у суровых  воинов, которых  никак не  заподозришь  в том,  что им становится
дурно  при  виде крови. Кстати,  у себя дома  римляне особым  указом  сената
запретили  такие  жертвоприношения  еще  до  первого  похода  Юлия Цезаря  в
Британию  в   55  году  до  н.  э.,  и,  таким  образом,  по   свидетельству
древнегреческого   географа   и   историка  Страбона,   не  могли  допустить
существование  на  землях своей  империи культа, практиковавшего умерщвление
людей ради возношения  молитв над  корчащимися в  агонии страдальцами. Итак,
поначалу лица,  желавшие  получить права римского  гражданства, должны  были
отречься  от  друидизма. Затем римляне начали силой  искоренять друидические
культы,  распространенные  у  менее  цивилизованных племен.  Тацит  в  своих
"Анналах" рассказывает о нападении римлян  на  остров Мона (Англси), стойкий
оплот  друидизма.  Священные рощи  друидов были вырублены, алтари  снесены и
сожжены,  а жрецы преданы смерти.  Плиний,  повествуя  о  том, как император
Тиверий "преследовал друидов", поздравляет своих друзей, живших в провинции,
с  тем,  что  власти  жрецов  наконец-то  положен конец  и отошли в  прошлое
жестокие  ритуалы,  вдохновлявшиеся  ложным  учением   о  том,  будто  богам
доставляют удовольствие жестокие убийства и каннибализм. Практика друидов со

Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии