Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 96   97   98   99   100   101   102   103   104  105   106   107   108   109   110   111   112   113   114  » »»

участие в  эпизоде со  Св.  Граалем. Король Эвелэйк  становится  сарацинским
правителем,  которого  Иосиф  Аримафейский обращает  в христианскую  веру  и
увозит  с  собой  в  Британию. С патетическим энтузиазмом новообращенного он
пытается завладеть священной чашей, но не удостаивается такой  чести. Однако
в качестве воздаяния  за благочестивое усердие  Промысел Божий  обещает ему,
что тот не войдет во врата смерти, пока не увидит  собственными глазами, как
рыцарь  его крови в девятом  колене его потомков  получит  Св.  Грааль.  Это
сделал сэр  Персиваль, и король Эвелэйк, которому  тогда исполнилось  триста
лет, мирно почил.

     [1] Де Лиль (франц. Le l'Isle) - букв. "С острова" (прим. перев.).

     Переходя от  богов тьмы к божествам  света, мы  видим,  что  в  "Смерти
Артура"  фигурирует немало этих  небожителей.  Ллудд,  излюбленный  персонаж
ранних  мифов,  становится  под   пером  Мэлори  королем  Лотом,  или  Лотом
Оркнейским, в результате любовной истории с женой  которого Артур становится
отцом  ее ребенка - будущего сэра Мордреда. Кроме  того, супруга Лота была и
матерью сэра Гавэйна, или Гавэна, рождение которого Мэлори, правда, никак не
связывает с Артуром, хотя первоначальный вариант мифа заключал в себе именно
такую коллизию.  Сэр Гавэйн из артуровской легенды - тот же персонаж, что  и
валлийский  Гвалхмей, преемник еще  более  ранней фигуры, Ллеу Ллоу Гиффеса,
точно так же  как  сэр Мордред,  валлийский Медравд -  является  наследником
брата  Ллеу,  Дилана.  И  подобно тому,  как  сэр Мордред  сохраняет мрачный
характер  Медравда,  так  и  сэру  Гавэйну даже  у Мэлори  присущи  атрибуты
солнечного  божества.  Мы узнаем,  это  его  силы  постепенно  возрастают от
рассвета  до полудня, а затем вновь  и так же  постепенно сходят  на нет  на
закате. Это  - осколок языческой символики,  весьма  соответствующий  образу
сэра  Эдварда Стрэйхи, который  в средневековых  преданиях предстает  этаким
древним камнем посреди кирпичей более позднего здания.
     Зевс позднейшего цикла, Эмрис или Мирддин,  выступает в "Смерти Артура"
под  обоими этими  именами.  Имя  Эмрис  превращается в Борс, и король  Борс
Галльский становится братом  короля Бана Бенвикского  -  то есть все того же
Брана  "Квадратная  ограда",  бога-богатыря подземного царства.  Мирддин  же
никогда не является читателю в таком обличье. Еще более популярный персонаж,
Мерлин, сохраняет  черты и атрибуты небесного божества.  Он стоит  как  бы в
стороне от  рыцарей и почитается  значительно выше их,  обладая  в некоторых
случаях даже  более  высоким статусом, чем сам король Артур, по  отношению к
которому  он   занимает  примерно  такое  же  положение,  какое  занимает  в
"Мабиноги"  Мэт по отношению  к Гвидиону.  Как  и  Мэт, он выступает в  роли
чародея; как и Мэт, слышит  в этом  мире любое слово, сказанное  даже  самым
слабым  шепотом, если  только ветер  подхватит  его; более того, он является
практически  всеведущим. Рассказ о его исчезновении в  том виде,  в каком он
представлен  в  "Смерти  Артура",  является  лишь  переделкой и  расширением
первоначальной истории,  когда мифологическое начало уступает место фактору,
который  романисты  именуют "женской  линией". Всем  известно,  что  великий
волшебник  воспылал  безумной страстью  к некой "деве озера", которую Мэлори
именует Нимуэ, а  Теннисон - Вивьен. На самом деле под обоими этими  именами
выступает все та же Рианнон. Как сказано в "Смерти Артура", "Мерлин не желал
оставить  ее  в  покое,  он  хотел всегда  быть  рядом  с ней... она  ужасно
утомилась от  него,  однако ей  приходилось держаться с ним как нельзя более
галантно,  ибо  она испытывала страх  перед  ним,  потому  что юн  был сыном
дьявола, и она никоим образом не могла избавиться от него. Однажды случилось
так, что  Мерлин  предстал  перед нею  в скале, в которой заключено  великое
чудо, и с помощью своих чар сделал так, что скала эта превратилась в камень.
И тогда  она, прибегнув к  женской хитрости, упросила  Мерлина забраться под
этот волшебный камень, чтобы выведать  для нее какие-нибудь чудеса. Когда же
Мерлин  послушался  ее, она  устроила так,  что  он,  несмотря на  все  свои
старания, уже никогда не  мог вернуться  из-под  камня обратно. И тогда  она
поспешно покинула Мерлина и скрылась".
     Могилу Мерлина, оказавшегося заживо погребенным, и сегодня можно видеть
в  конце  долины  Валь дес  Феес  в Бресильенском  лесу в Бретани,  Франция.
Каменная  башня,  возвышающаяся  над ней, являет  собой  весьма прозаический
аналог  знаменитой башни  из  воздушной пряжи, в  которой  небесный бог,  по
преданию, вкушает вечный покой. И  все же эта каменная усыпальница далеко не
столь непоэтична, как кожаный мешок, в который  Рианнон, этот первоначальный
прообраз  Нимуэ, бросила своего  пленника Гвавла -  прототип Мерлина, словно
барсука в мешок (см. главу 19  - "Приключения  богов Аннвна").Элен,  супруга
Мирддина, встречается у  Мэлори в образах сразу пяти  разных  Элэйн. Двое из
них являются женами бога тьмы, носящего  имя короля  Бана и короля Нентреса.
Третья  названа  дочерью  короля  Пеллинора  - персонажа,  чье происхождение
остается неизвестным. Но двумя  наиболее известными из них  являются  дамы -
возлюбленные  сэра  Ланселота:  Прекрасная Элэйн,  Элэйн  Прелестная,  Элэйн
Дева-Лилия Астолата [1], и  более счастливая,  хотя и  не столь  прекрасная,
Элэйн, дочь короля Пеллеса и мать Галаада, сына сэра Ланселота.

     [1] История этой Элэйн представлена в "Королевских  идиллиях" Теннисона
и в "Смерти Артура" сэра Томаса Мэлори.

     Итак, теперь, когда все наиболее крупные персонажи британской мифологии
перечислены в  их  новой ипостаси  - образах рыцарей и заняли  свои места  в
артуровской легенде, самое время обратиться  к  реальному содержанию  романа
сэра  Томаса Мэлори. Его внешний,  событийный план - история Артура,  короля
Британии,  которого  большинство  современников  Мэлори  без  тени  сомнения
считали вполне реальным  историческим лицом. Вокруг этой центральной  темы и
сосредоточено  описание  правления Артура и  его  деяний,  поданное в  форме
отдельных эпизодов, повествующих  о славных подвигах рыцарей,  составлявших,
по преданию, нечто вроде элитарной  королевской гвардии. Но, за  исключением
этой "исторической"  канвы, страдающей явными преувеличениями и искажениями,
весь  цикл  романов,  в сущности,  сводится  к  нескольким  основным  мифам,
предстающим  перед  читателем не только в  пересказе,  но и в  основательной
переработке под пером многочисленных компиляторов. Норманнским беллетристам,
перерабатывавшим "Matiere  de  Bretagne"[1],  мифология бриттов предстала  в
процессе активной трансформации, когда  одни боги уже успели стать смертными
воинами, а  другие  превратились  в друидов  и магов,  обладающих  столь  же
земными  чертами.   Под  пером  этих  компиляторов  британские  воины  стали
норманнскими  рыцарями,  совершающими  подвиги доблести и  чести при  дворах
славных монархов, черпая  вдохновение  в фантастических описаниях  рыцарских
добродетелей,  культивируемых  трубадурами,  в  то  время  как друиды  почти
отказались  от   своей   друидической   практики,   попахивающей   языческим
варварством,  и обратились к  обыкновенной  магии,  распространенной у  всех

Страницы: «« « 96   97   98   99   100   101   102   103   104  105   106   107   108   109   110   111   112   113   114  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии