|
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 173 Размер файла: 1090 Кб Страницы: «« « 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 » »» участие в эпизоде со Св. Граалем. Король Эвелэйк становится сарацинским
правителем, которого Иосиф Аримафейский обращает в христианскую веру и
увозит с собой в Британию. С патетическим энтузиазмом новообращенного он
пытается завладеть священной чашей, но не удостаивается такой чести. Однако
в качестве воздаяния за благочестивое усердие Промысел Божий обещает ему,
что тот не войдет во врата смерти, пока не увидит собственными глазами, как
рыцарь его крови в девятом колене его потомков получит Св. Грааль. Это
сделал сэр Персиваль, и король Эвелэйк, которому тогда исполнилось триста
лет, мирно почил.
[1] Де Лиль (франц. Le l'Isle) - букв. "С острова" (прим. перев.).
Переходя от богов тьмы к божествам света, мы видим, что в "Смерти
Артура" фигурирует немало этих небожителей. Ллудд, излюбленный персонаж
ранних мифов, становится под пером Мэлори королем Лотом, или Лотом
Оркнейским, в результате любовной истории с женой которого Артур становится
отцом ее ребенка - будущего сэра Мордреда. Кроме того, супруга Лота была и
матерью сэра Гавэйна, или Гавэна, рождение которого Мэлори, правда, никак не
связывает с Артуром, хотя первоначальный вариант мифа заключал в себе именно
такую коллизию. Сэр Гавэйн из артуровской легенды - тот же персонаж, что и
валлийский Гвалхмей, преемник еще более ранней фигуры, Ллеу Ллоу Гиффеса,
точно так же как сэр Мордред, валлийский Медравд - является наследником
брата Ллеу, Дилана. И подобно тому, как сэр Мордред сохраняет мрачный
характер Медравда, так и сэру Гавэйну даже у Мэлори присущи атрибуты
солнечного божества. Мы узнаем, это его силы постепенно возрастают от
рассвета до полудня, а затем вновь и так же постепенно сходят на нет на
закате. Это - осколок языческой символики, весьма соответствующий образу
сэра Эдварда Стрэйхи, который в средневековых преданиях предстает этаким
древним камнем посреди кирпичей более позднего здания.
Зевс позднейшего цикла, Эмрис или Мирддин, выступает в "Смерти Артура"
под обоими этими именами. Имя Эмрис превращается в Борс, и король Борс
Галльский становится братом короля Бана Бенвикского - то есть все того же
Брана "Квадратная ограда", бога-богатыря подземного царства. Мирддин же
никогда не является читателю в таком обличье. Еще более популярный персонаж,
Мерлин, сохраняет черты и атрибуты небесного божества. Он стоит как бы в
стороне от рыцарей и почитается значительно выше их, обладая в некоторых
случаях даже более высоким статусом, чем сам король Артур, по отношению к
которому он занимает примерно такое же положение, какое занимает в
"Мабиноги" Мэт по отношению к Гвидиону. Как и Мэт, он выступает в роли
чародея; как и Мэт, слышит в этом мире любое слово, сказанное даже самым
слабым шепотом, если только ветер подхватит его; более того, он является
практически всеведущим. Рассказ о его исчезновении в том виде, в каком он
представлен в "Смерти Артура", является лишь переделкой и расширением
первоначальной истории, когда мифологическое начало уступает место фактору,
который романисты именуют "женской линией". Всем известно, что великий
волшебник воспылал безумной страстью к некой "деве озера", которую Мэлори
именует Нимуэ, а Теннисон - Вивьен. На самом деле под обоими этими именами
выступает все та же Рианнон. Как сказано в "Смерти Артура", "Мерлин не желал
оставить ее в покое, он хотел всегда быть рядом с ней... она ужасно
утомилась от него, однако ей приходилось держаться с ним как нельзя более
галантно, ибо она испытывала страх перед ним, потому что юн был сыном
дьявола, и она никоим образом не могла избавиться от него. Однажды случилось
так, что Мерлин предстал перед нею в скале, в которой заключено великое
чудо, и с помощью своих чар сделал так, что скала эта превратилась в камень.
И тогда она, прибегнув к женской хитрости, упросила Мерлина забраться под
этот волшебный камень, чтобы выведать для нее какие-нибудь чудеса. Когда же
Мерлин послушался ее, она устроила так, что он, несмотря на все свои
старания, уже никогда не мог вернуться из-под камня обратно. И тогда она
поспешно покинула Мерлина и скрылась".
Могилу Мерлина, оказавшегося заживо погребенным, и сегодня можно видеть
в конце долины Валь дес Феес в Бресильенском лесу в Бретани, Франция.
Каменная башня, возвышающаяся над ней, являет собой весьма прозаический
аналог знаменитой башни из воздушной пряжи, в которой небесный бог, по
преданию, вкушает вечный покой. И все же эта каменная усыпальница далеко не
столь непоэтична, как кожаный мешок, в который Рианнон, этот первоначальный
прообраз Нимуэ, бросила своего пленника Гвавла - прототип Мерлина, словно
барсука в мешок (см. главу 19 - "Приключения богов Аннвна").Элен, супруга
Мирддина, встречается у Мэлори в образах сразу пяти разных Элэйн. Двое из
них являются женами бога тьмы, носящего имя короля Бана и короля Нентреса.
Третья названа дочерью короля Пеллинора - персонажа, чье происхождение
остается неизвестным. Но двумя наиболее известными из них являются дамы -
возлюбленные сэра Ланселота: Прекрасная Элэйн, Элэйн Прелестная, Элэйн
Дева-Лилия Астолата [1], и более счастливая, хотя и не столь прекрасная,
Элэйн, дочь короля Пеллеса и мать Галаада, сына сэра Ланселота.
[1] История этой Элэйн представлена в "Королевских идиллиях" Теннисона
и в "Смерти Артура" сэра Томаса Мэлори.
Итак, теперь, когда все наиболее крупные персонажи британской мифологии
перечислены в их новой ипостаси - образах рыцарей и заняли свои места в
артуровской легенде, самое время обратиться к реальному содержанию романа
сэра Томаса Мэлори. Его внешний, событийный план - история Артура, короля
Британии, которого большинство современников Мэлори без тени сомнения
считали вполне реальным историческим лицом. Вокруг этой центральной темы и
сосредоточено описание правления Артура и его деяний, поданное в форме
отдельных эпизодов, повествующих о славных подвигах рыцарей, составлявших,
по преданию, нечто вроде элитарной королевской гвардии. Но, за исключением
этой "исторической" канвы, страдающей явными преувеличениями и искажениями,
весь цикл романов, в сущности, сводится к нескольким основным мифам,
предстающим перед читателем не только в пересказе, но и в основательной
переработке под пером многочисленных компиляторов. Норманнским беллетристам,
перерабатывавшим "Matiere de Bretagne"[1], мифология бриттов предстала в
процессе активной трансформации, когда одни боги уже успели стать смертными
воинами, а другие превратились в друидов и магов, обладающих столь же
земными чертами. Под пером этих компиляторов британские воины стали
норманнскими рыцарями, совершающими подвиги доблести и чести при дворах
славных монархов, черпая вдохновение в фантастических описаниях рыцарских
добродетелей, культивируемых трубадурами, в то время как друиды почти
отказались от своей друидической практики, попахивающей языческим
варварством, и обратились к обыкновенной магии, распространенной у всех
Страницы: «« « 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |