Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 94   95   96   97   98   99   100   101   102  103   104   105   106   107   108   109   110   111   112  » »»

а Артур преследовал своего врага на корабле под названием "Придвен". С этого
момента  история  становится  на  удивление реалистической и  обстоятельной.
Читателю подробно рассказывают о каждом их привале на  долгом и многотрудном
пути  по землям Южного Уэльса, так  что маршрут этой невиданной охоты вполне
можно  проследить  по  карте.  Нам  известны  все  уловки  охотников  и  что
происходило  всякий  раз,  когда  вепри  оказывались в  западне.  "Протокол"
подвигов  спутников   Артура  достаточно   обстоятелен,  так  что  мы  можем
проследить, что сталось  со стадом  Тврх Трвита,  когда его поросята  начали
гибнуть один за другим. Когда Трвит, король вепрей, добрался до Северна, что
в устье реки Уай, в  живых  не  осталось  никого, кроме него  самого.  Охота
продолжалась, и преследователи загнали его в воду. Далее события развивались
совсем неожиданно. Осла Большой  Нож [1], Манавидан фаб Ллир, Какмври, слуга
Артура, и Гвингелли схватили короля вепрей за все четыре лапы и опустили его
голову  под  воду,  а  два главных охотника, Мабон, сын  Модрона,  и Кинедир
Уиллт, зашли  с разных сторон и схватили ножницы и  бритву. Но не успели они
забрать гребень, как король  вепрей вырвался, выскочил на берег и  умчался в
Корнуолл, а Осла и Какмври едва не утонули в волнах Северна.

     [1] "Большой  нож", как сказано в истории,  представлял собой "короткий
широкий  кинжал. Когда  Артур  и его воины  подошли  к  самой стремнине, они
попытались  найти  какой-нибудь  брод,  чтобы  перебраться  на другой берег,
положив  кинжал  поперек реки - так, чтобы  он послужил  мостом, по которому
могли бы пройти армии трех островов Британии и трех соседних островков".

     Однако  все это оказалось  лишь детскими шалостями  по сравнению с теми
трудностями, с которыми героям пришлось  столкнуться в Корнуолле, прежде чем
им все-таки удалось заполучить  гребень.  В конце  концов  они схватили его,
преследуя вепря в морской пучине. Тврх Трвит, преследуемый двумя неутомимыми
борзыми псами, скрылся из глаз, и с тех пор его никто больше не видел.
     Выставка  сокровищ  Британии,   добытых  с   таким  огромным  трудом  и
представшая перед глазами Испаддадена,  вождя  великанов,  явилась знамением
его  скорой  смерти.  Все  те,  кто  не  любил  его  и желал ему зла, пришли
насладиться зрелищем  падения  великана.  Однако  тот  в  известной  мере не
оправдал их ожиданий,  ибо его  кончина была не  лишена некой доли  величия.
"Моя дочь, - проговорил он, обращаясь к  Куллвху,  - теперь принадлежит тебе
по праву, но не благодари меня, ибо все произошло по воле Артура. Будь на то
моя воля,  я никогда бы не расстался с  нею, ибо  вместе  с  ней  я теряю  и
жизнь".  Сказав это, он отрезал себе голову и насадил ее на  высокий шест, а
Олвен в ту же ночь стала женой Куллвха.


Глава 25.
     БОГИ, СТАВШИЕ
     РЫЦАРЯМИ КОРОЛЯ АРТУРА

     По правде говоря, английским читателям лучше знакомы  не  эти фрагменты
легенды об Артуре. Образ, с которым сегодня чаще всего ассоциируется это имя
в  сознании  читателя, -  не  Артур в ипостаси  бога, а  Артур  "благородный
король", основатель знаменитого Круглого  стола, из-за которого  он посылает
своих верных  рыцарей  "охранять земли и  искоренять зло  человеческое", как
сказано в  "Королевских идиллиях"  Теннисона.  Эта  концепция обязана  своим
происхождением  даже  не  "Смерти  Артура"  сэра  Томаса  Мэлори,  а  именно
"Королевским  идиллиям"  Теннисона,  однако  надо  отметить,   что  Теннисон
настолько осовременил старинное  предание,  что в  его версии от  старинного
Артура не осталось практически ничего, кроме имени. Справедливости ради надо
признать, что поэт  и сам признается, что его творение имеет  лишь косвенное
отношение к славному герою, ибо

     ...седой король, чье имя - древний призрак,
     А образ сходит, словно мгла, с вершин
     Туда, где дремлет кромлех[1], в книге Гальфрида[2]
     Приписанный ему иль Маллеору...

     [1]  Кромлех (валлийск. cromlech от crom -  изогнутый и llech - плоский
камень) - архаическое  сооружение,  состоящее из двух  и  более необтесанных
каменных  монолитов, стоящих вертикально прямо  на  земле  и накрытых сверху
массивной  каменной  плитой.  Служило  в   качестве  надгробного  монумента,
дольмена (прим. перев.)
     [2]  Гальфрид  - Гальфрид Монмутский, средневековый английский историк,
книги  которого  широко  используют  легенды  и  мифы,  возводя  их  в  ранг
исторических источников, автор "Истории бриттов" (прим. перев.)

     Однако на самом деле  он всего  лишь воспользовался старинной  легендой
для создания идеального образа совершенного английского джентльмена - титул,
на который  едва ли стал бы претендовать реальный Артур.  В этом  образе уже
практически  не  осталось  никаких  следов  его  мифологического  прототипа.
Сказанное в значительной  мере  относится  и  к  знаменитой книге Мэлори. Мы
можем  быть  совершенно  уверены  в  том,  что  добрый  сэр  Томас  даже  не
подозревал, что  персонажи,  которых он  столь  подробно описывает,  некогда
могли  не  иметь ничего  общего с  теми христианскими  рыцарями, в коих  они
превратились  на   страницах  французских  романов,   легших  в  основу  его
компиляции,  созданной  уже  в  XV веке.  Старинные  боги  время  от времени
подвергались  весьма и  весьма активной эвгемеризации[1]. Персонажи "Четырех
Ветвей Мабиноги" всегда  воспринимались исключительно  как  боги.  Однако  в
более  поздних  валлийских  преданиях  их  божественные одежды  уже порядком
поистрепались  и  висят   на   них   лохмотьями,  а  первые  же  норманнские
интерпретаторы   этих  преданий   придают   бывшим  богам  еще  более  явные
человеческие  черты.  К тому  времени, когда  Мэлори в XV веке  создавал  на
основе  иноязычных романов свою знаменитую "Смерть Артура", старинные образы
успели  измениться настолько, что  читателям, знавшим богов еще в их древних
ипостасях, было бы  очень  нелегко  узнать их  черты  и  деяния под  масками
средневековых рыцарей.

     [1] Эвгемеризация -  псевдоисторическая интерпретация мифов,  наделение
их персонажей чертами реальных исторических лиц (прим. перевод.).

     Мы выбрали "Смерть Артура" Мэлори в качестве наиболее полного образчика
сочинений  Артуровского  круга, отдав  ей предпочтение  перед  более ранними
валлийскими  поэмами  и  преданиями.   Это   объясняется   тремя  причинами.
Во-первых, "Смерть Артура" - это par exellence  английский роман об  Артуре,

Страницы: «« « 94   95   96   97   98   99   100   101   102  103   104   105   106   107   108   109   110   111   112  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии