Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»

     Ярмо его - сто сорок ровно ладоней в ширину.
     О, много нас ушло с Артуром! Печально вспоминать...
     Но только семеро вернулись домой из Кэр Вандви! [6]

     [6] Значение этого  названия неизвестно. См. главу 18  - "Боги  кельтов
Британии".

     Я не позволю петь хвалы трусливым болтунам:
     Они не знают дня, когда герой наш в мир пришел,
     Ни часа славного, когда на свет родился он,
     Ни среброглавого быка, похищенного им.
     О, много нас ушло с Артуром на славные дела,
     Но только семеро вернулись назад из Кэр Охрен [7].

     [7] Значение этого названия  неизвестно. См.  главу  22  - "Победы  сил
света над тьмой".

     По  всей  вероятности,  многие  аллюзии  этой поэмы  навсегда останутся
непонятными. Не больше нам известно и о "славных бардах", которых знаменитый
Талиесин упрекает  в  недостатке вдохновения и пророческого  духа, а также в
незнании часа рождения Гвина  или даже того, кем он  был, равно как и о тех,
кто не отпускал его в поход  в Девви.  Тьма  забвения навсегда скрыла от нас
то, кем  они  были  и какую  роль  играл  бык  с повязкой  на лбу  и  прочие
среброглавые  животные;  нам известно  лишь  то,  что это, по-видимому,  был
"желтый бык с повязкой", упоминаемый в истории "Куллвх и  Олвен"  (см. главу
24,  "Сокровища  Британии").  Однако более  ранняя  часть поэмы,  к счастью,
является  более  понятной   и  позволяет  по  достоинству  оценить   величие
поэтической фантазии. Крепковратная  четырехугольная крепость  из стекла,  в
которой несут  дозор угрюмые  призрачные стражи, крепость, вечно вращающаяся
вокруг собственной оси, так что лишь немногие  могут  заметить  вход в  нее,
крепость,  тусклая лампада у  врат  которой едва мерцала в густом полумраке.
Внутри  этой  странной  крепости,  в  самом ее  центре, хранилось величайшее
сокровище - магический котел вдохновения и поэзии, по краю которого сверкали
жемчужины, котел, клокотавший от дыхания девяти британских пифий, которых  с
полным  правом  можно  считать  его  оракулами.  К  этим  более чем  скудным
сведениям мы можем прибавить разве  что несколько строк,  приписываемых тому
же  Талиесину  и  входящих в  состав  стихотворения,  озаглавленного "Песня,
посвященная сынам Ллира аб Брохвел Повис":

     Прекрасен трон мой славный в Кэр Сиди:
     Сидящего на нем не тронут мор и старость -
     И знают то Манавидан и Придери.
     Вокруг огня под ним играют три органа,
     А над подставкою кипят три океана,
     А выше них бурлит и пенится ручей;
     В нем варево - вина душистей и белей.

     Однако и это мало что добавляет  к  нашим представлениям о предмете. Мы
узнаем, что Аннвн был со всех  сторон окружен морем - "тяжелой синей цепью",
которую крепко держал Гвейр. Далее сказано, что "сверкающее вино", служившее
"питьем  призраку",  пенилось  в ручье.  Упоминается  также  о  звуках  трех
органов;  сказано и о том,  что пребывающие  в  нем  не знают  ни  мора,  ни
старости,  ни  смерти;  и, наконец,  перед нами,  как  и следовало  ожидать,
предстает  главный  обитатель этой  невероятной резиденции - сам  вездесущий
Талиесин. Мы располагаем двумя ключами, позволяющими  определить,  где может
находиться эта  волшебная  страна. Так, остров  Ланд и, лежащий у  побережья
Девона,  в давние времена именовался Инис Вейр, то есть "остров Гвейра", или
Гвидиона.    Валлийский    перевод    "Сейнт    Греаль"    (Seint    Greal),
англо-норманнского романа, активно  использующего  многие элементы старинной
мифологии,   помещает  пресловутый  "Вращающийся  замок"  который,  по  всей
вероятности, можно отождествить с Кэр Сиди - в районе, прилегающем к острову
Паффин  у побережья Англси, но все это - довольно  хрупкие ниточки,  вряд ли
способные   низвести   творения  поэтической   фантазии  на  твердую   почву
реальности.
     Таким образом,  вместе  с  Гвидионом  сошли со  страниц мифов множество
персонажей,  так или иначе связанных с  ним в  той  части "Мабиноги Мэта фаб
Матонви", которая излагает миф о рождении бога Солнца. Отныне ни сам Мэт, ни
Ллеу  Ллоу  Гиффес,  ни  их мать  Аранрод не  играют  в мифах сколько-нибудь
заметной роли; они совершенно исчезают из легенд вместе с  Гвидионом. Однако
жизнь  самого  мифа, участниками которого они  были,  продолжается.  Гвидион
становится  отцом  своей  сестры Аранрод, супруги исчезнувшего  бога неба по
имени Нвивре (Пространство), которая родила от него двух сыновей: Ллеу, бога
света, и Дилана, бога тьмы. Позднее мы увидим, что эта история была включена
в саму ткань легенды об Артуре. Эта  новая Аранрод, хотя сэр  Томас Мэлори в
своем романе "Смерть Артура" и именует  ее Моргау, а  Гальфрид  Монмутский -
Анной,  известна  в  более  раннем  валлийском  мифе под именем  Гвиар.  Она
считалась сестрой Артура и женой бога  неба Ллуда, а само ее имя, означающее
"пролитая  кровь" или "запекшаяся кровь", напоминает  о  генетической  связи
Морриган, богини - воительницы древних ирландцев, с богом неба Нуадой. Новый
вариант Ллеу  Ллоу Гиффеса  получил  имя  Гвалхмей,  что  означает  "Майский
Сокол", а новый Дилан стал Медравдом, в одно и то же время и сыном Артура, и
братом Гвалхмейса, и - непримиримым врагом их обоих.
     Помимо этих  "старых  знакомых с новыми лицами", Артур принес  с  собой
целый  новый пантеон  персонажей, большинство которых просто заменили старых
небесных божеств, а также  богов-правителей земли и подземного царства. Так,
Зевс  Артуровского цикла  получил  имя  Мирддин, и  этот  персонаж  вошел  в
норманно-французские романы об Артуре под более привычным именем  -  Мерлин.
Все  мифы  особо  подчеркивают  его  высокое  положение.   Первым  названием
Британии, которая она носила еще до  активного заселения острова, как гласят
старинные рукописи,  было Клас  Мирддин,  что означает  "Удел Мирддина".  Он
получил  в жены  женщину, атрибуты которой  напоминают  черты союза Нуады  и
Ллуда.  Она предстает  в новых мифах  всего лишь дочерью  Кела -  британская
версия имени  галльского Камулуса,  бога войны и неба, - и получает имя Элен
Лвиддавг, то есть "Элен, Повелительница Призраков". Память о  ней до сих пор
сохраняется в Уэльсе,  будучи тесно связанной  со старинными дорогами. Такие
топонимы, как Ффорд Элен ("Дорога Элен") и Сарн Элен ("Тропа Элен"), по всей
видимости,  свидетельствуют   о  том,  что  в  старину  дороги,  по  которым
перемещались  походным  маршем войска, были посвящены  именно ей. В качестве
супруги  Мирддина  она  считается  основательницей  городка  Кармартен  (Кэр
Мирддин), а  также "самой  славной крепости в Арвоне", которая, по-видимому,

Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии