Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 101   102   103   104   105   106   107   108   109  110   111   112   113   114   115   116   117   118   119  » »»

мифологических атрибутов  и черт. Он лишился  даже  своей дочери Кройддилад,
которая отныне стала считаться дочерью другого божества. Не совсем ясно, как
и почему Ллудда, бога неба, стали путать с Ллиром, богом моря, но совершенно
очевидно, что Кройддилад  в ранневаллийских легендах и поэмах - тот же самый
перонаж, что Кордейлья Гальфрида Монмутского и еще более знаменитая Корделия
Шекспира.  Великий  драматург весьма  обязан  кельтской  мифологии  сюжетной
канвой этой легенды,  в  которую он вплел  трагическую историю короля  Лира.
Лейр,  как  именует   его  Гальфрид   Монмутский  в  своей  "Historia  Regum
Britanniae",  был сыном Бладуда, построившего Кэр Бадус (Бат)  и  погибшего,
подобно  греческому  Икару,   во  время  катастрофы  летательного   аппарата
собственного  изобретения.  Сыновей  у  Лейра не  было, а были  три  дочери,
Гонорилья, Реган и Корделия, и престарелый король при конце своих дней решил
разделить свое королевство  между ними. Но  для начала он решил испытать их,
чтобы  узнать,  кто  из  дочерей  больше любит  его,  чтобы отдать  наиболее
достойной  лучшую  и  большую  часть своих  владений. Гонорилья, старшая  из
сестер,  в ответ на вопрос  отец о том,  как сильно она любит его, "призвала
небеса в свидетели, что  любит его больше своей  собственной  души". Реган в
ответ  "поклялась,  что не  может  найти  более  достойного выражения  своим
чувствам, но заверила, что любит отца более всего живого на земле". Когда же
настал  черед Корделии,  младшей  из  дочерей  короля,  она,  в  отличие  от
напыщенной  патетики  сестер,  отвечала  ему  совсем  иначе.  "Отец  мой,  -
заговорила она, - найдется ли  на свете дочь, которая бы любила отца больше,
чем ее обязывает  долг? По  моему  суждению, если кто-то клянется и уверяет,
что это не так, то это явный знак, что он скрывает свои истинные чувства под
покровом лукавой  преданности. Я всегда любила и почитала  тебя,  отец, ни в
чем не преступая своего долга,  и, если ты настаиваешь и хочешь  услышать от
меня еще что-то особенное,  вспомни  о том почтении, которое  я  всегда тебе
выказывала, и прими это за краткий ответ на все свои расспросы. Подумай сам:
у тебя так много владений, что тебе поистине нет цены; вот ровно настолько я
и  люблю  тебя".  Услышав  это,  разгневанный  отец  тотчас   разделил  свое
королевство между двумя старшими дочерьми, выдав их  замуж  за двух наиболее
знатных аристократов. Гонорилья стала женой Маглавна, герцога Альбанского, а
Реган - женой Генуина, герцога Корнуолльского. Корделии же  было отказано не
только в доле  наследства,  но даже и  в  приданом. Однако  Аганипп,  король
франков, женился на не ради ее удивительной красоты.

     [1] Альба - Северная Британия

     Вступив во  владения  своей половиной королевства,  зятья  Лейра тотчас
подняли  мятеж  против  него и лишили престарелого  монарха  всякой  власти.
Единственной компенсацией за утрату прежнего могущества  стало... милостивое
согласие Маглавна  выделить старику охрану из шестидесяти стражников. Однако
два года спустя герцог Альбанский, по настоянию своей жены Гонорильи, дочери
злосчастного  Лейра, сократил  число стражников  до  тридцати.  Оскорбленный
этим,  старик покинул  двор Маглавна и отправился к  Генуину, супругу Реган.
Поначалу герцог Корнуолльский принял бывшего короля с подобающими почестями,
но не успел  старик прожить и  года при его дворе, как  второй зять сократил
число его  слуг  до  пяти.  После этого обиженный старец поспешил  обратно к
старшей  дочери,  но та поклялась, что отец  может остаться у них только при
условии,  что  удовольствуется  одним-единственным  слугой.  Лейр в отчаянии
решил отправиться к Корделии и попросить у нее  прощения, горько раскаиваясь
в том, как  несправедливо он обошелся  с ней. Опасаясь приема, который может
его  ожидать,  старик  сел  на  корабль и  отправился  в  Галлию.  Прибыв  в
Карицию[1],  он отправил к  дочери гонца с известием о  своих злоключениях и
мольбой о помощи.  Корделия немедленно послала отцу  деньги, лучшие одежды и
свиту  из  сорока  стражников,  и, когда тот  вновь обрел  облик, подобающий
королю, Аганипп и его приближенные приняли его с подобающей пышностью, а сам
Аганипп  передал ему власть  над Галлией до тех пор, пока  старик  не вернет
себе свое  прежнее королевство. Чтобы  восстановить власть Лейра в Британии,
король франков со своим войском высадился на острове. Маглавн  и Генуин были
изгнаны, Лейр вернулся на свой трон и прожил после этого еще целых три года.
Корделия,  вступив   во  владение   Британией,  "похоронила  отца  в  особой
усыпальнице, которую  она  повелела  устроить для него  под дном реки Сор  в
Лейчестере ["Ллир-честре"] и которая первоначально была подземным святилищем
в честь  бога  Януса.  Там все  рабочие  города ежегодно перед началом работ
устраивали пышные празднества".

     [1] Ныне - Кале.

     Увы, мы уже  вряд  ли когда-нибудь  узнаем, что  именно стоит  за  этой
историей о  Лейре и трех его дочерях, но мифологическая  основа этой легенды
становится совершенно  очевидной  в  связи  с  описанием  подземного  храма,
посвященного  Ллиру, который  был  прежде богом  подводного, а  теперь еще и
подземного  царства.  Так  Плутон  или  Отец   Дис   бриттов  соединились  с
двойственной первопричиной стихий,  подобно римскому  божеству,  знаменитому
двуликому Янусу, с которым  он явно отождествлялся. После этого  в числе еще
примерно десяти  королей  (ибо какие-либо  иные  критерии  для оценки полета
времени в  "Истории"  Гальфрида  Монмутского попросту отсутствуют) мы  можем
узнать еще  как  минимум  двух  древних богов бриттов,  выступающих в  новом
облике. Бренний (то есть Бран) ведет борьбу за королевскую  власть со  своим
братом  Беленусом. Очевидно, что  перед нами - поздняя  версия  архаического
мифа о  братьях-близнецах,  Тьме  и Свете, который  так  часто встречается в
кельтской мифологии.  Бран, бог  смерти и  подземного  царства, противостоит
Беленусу (Белену),  богу солнца  и  здоровья. В  оригинальном, утра-  ченном
варианте  мифа они,  по  всей  вероятности,  поочередно  одерживали  верх  и
уступали  друг другу, являя собой символ смены дня и  ночи,  лета и  зимы. В
"Истории"  Гальфрида  Монмутского  братья  поделили  Британию  между  собой;
Беленусу  досталась  "корона  острова   и  владения  в  Лоэгрии,  Кэмбрии  и
Корнуолле,  поскольку, согласно  троянским законам,  именно  к нему,  как  к
старшему,  переходили права наследства",  а  Бренний,  на  правах  младшего,
получил  "Нортумберленд  с   землями,  простирающимися  от  реки  Хамбер  до
Кэйтнесса". Но льстецы убеждали Бренния вступить в союз с королем Норвегии и
напасть на Беленуса. Разгорелась битва,  в которой Беленус одержал победу, а
Бренний едва успел  бежать  в  Галлию, где и женился на дочери герцога, став
после смерти последнего его законным преемником на троне.
     Оказавшись  во  главе  сильной армии,  он  не  преминул  вторгнуться  в
Британию.  Беленус выставил против  него  все силы своего королевства, и оба
войска уже готовы были скрестить мечи в  решающей схватке, но тут  Конвенна,
мать обоих королей-братьев,  сумела убедить их  не  вступать в бой. Так и не
начав битвы,  братья пришли к согласию  объединить свои армии и  выступить в

Страницы: «« « 101   102   103   104   105   106   107   108   109  110   111   112   113   114   115   116   117   118   119  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии