Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 340   341   342   343   344   345   346   347   348  349   350   351   352   353   354   355   356   357   358  » »»

с Михаилом Андреевичем верейским, по которому тот  получал  освобождение
от татарской дани на два года, кроме того, большую часть Заозерья в вот-
чину; серпуховской князь Василий Ярославич получил за свои услуги  Дмит-
ров и еще несколько волостей.
   Все эти князья были довольны; не мог быть доволен один Шемяка. Везде,
в Новгороде и Казани, между князьями удельными и в стенах самой  Москвы,
он заводил крамолы, хотел возбудить нерасположение к Василию: он не  пе-
реставал сноситься с Новгородом, называя себя великим  князем  и  требуя
помощи от граждан, повторяя старое обвинение Василию, что по его поблаж-
ке Москва в руках татар, не прекратил сношений  и  с  прежним  союзником
своим, Иваном можайским: последний не скрывал этого  союза  от  великого
князя, послы его прямо говорили Василию: "Если пожалуешь князя  Димитрия
Юрьевича, то все равно, что ты и меня, князь Ивана, пожаловал;  если  же
не пожалуешь князя Димитрия, то это значит, что и меня ты не пожаловал".
Из этого свидетельства видно, что Шемяка просил у великого князя  волос-
тей, потерянных по договору 1447 года, или других каких-либо и не  полу-
чал просимого. Отказавшись от всякой власти над Вяткою, Шемяка между тем
посылал подговаривать ее беспокойное народонаселение на Москву;  покляв-
шись не сноситься с Ордою, Шемяка держал у себя казанского посла, и лег-
ко было догадаться, какие переговоры вел он с ханом, потому что  послед-
ний сковал посла великокняжеского; когда же от хана Большой Орды  пришли
послы в Москву и великий князь послал к Шемяке за выходом, то он не  дал
ничего, отозвавшись, что хан Большой Орды не имеет  никакой  власти  над
Русью. Поклявшись возвратить все захваченное им в  Москве  через  месяц,
Шемяка не возвращал и по истечении шести месяцев, особенно не  возвращал
ярлыков и грамот. Далее, в договоре находилось условие, общее всем  кня-
жеским договорам того времени, что бояре, дети боярские и слуги  вольные
вольны переходить от одного князя к другому, не лишаясь своих отчин, так
что боярин одного князя, покинув его  службу,  перейдя  к  другому,  мог
жить, однако, во владениях прежнего князя, и тот обязывался блюсти  его,
как своих верных бояр. Но Шемяка не мог смотреть равнодушно,  что  бояре
его отъезжают в Москву, и вопреки клятве грабил их, отнимал села,  дома,
все имущество, находившееся в его владениях. Мы знаем, что  младшим  сы-
новьям великокняжеским давались части в самом городе Москве, и каждый из
них держал тиуна в своей части: Шемяка, владея  в  Москве  жребием  отца
своего Юрия, посылал к тиуну своему Ватазину грамоты, в которых приказы-
вал ему стараться отклонять граждан от великого князя. Эти грамоты  были
перехвачены, и Василий отдал дело на суд духовенству.
   Если русское духовенство в лице  своего  представителя,  митрополита,
так сильно содействовало возвеличению Москвы, то одинаково могущественно
содействовало и утверждению единовластия, ибо в  это  время  духовенство
сознательнее других сословий могло смотреть на стремление великих князей
московских, вполне оценить это стремление. Проникнутое понятиями о влас-
ти царской, власти, получаемой от бога и не зависящей ни от кого и ни от
чего, духовенство по этому самому должно было  находиться  постоянно  во
враждебном отношении к старому порядку вещей, к родовым  отношениям,  не
говоря уже о том, что усобицы княжеские находились в  прямой  противопо-
ложности с духом религии, а без единовластия они не могли  прекратиться.
Вот почему, когда московские князья начали стремиться к единовластию, то
стремления их совершенно совпали с стремлениями духовенства; можно  ска-
зать, что вместе с мечом светским, великокняжеским, против удельных кня-
зей постоянно был направлен меч духовный. Мы видели, как митрополит  Фо-
тий в начала Васильева княжения действовал против  замыслов  дяди  Юрия,
как потом кирилловский игумен Трифон разрешил Василия от клятвы,  данной
Шемяке; а теперь, когда Шемяка не соблюл своей клятвы  и  великий  князь
объявил об этом духовенству, то оно вооружилось против Юрьевича и отпра-
вило к нему грозное послание, замечательное по необыкновенному для  того
времени искусству, с каким написано,  по  уменью  соединить  цели  госу-
дарственные с религиозными. Послание написано от лица пяти владык,  двух
архимандритов, которые поименованы, и потом от лица  всего  духовенства.
Здесь прежде всего обращает на себя внимание порядок,  в  каком  следуют
владыки один за другим: они написаны по старшинству  городов,  и  первое
место занимает владыка ростовский. Ростов Великий, давно утративший свое
значение, давно преклонившийся пред пригородами своими, удерживает преж-
нее место относительно церковной иерархии и напоминает, что  область,  в
которой находится теперь историческая сцена действия, есть  древняя  об-
ласть Ростовская; за ним следует владыка суздальский, и уже третье место
занимает нареченный митрополит Иона, владыка рязанский, за которым  сле-
дуют владыки коломенский  и  пермский.  Второе,  что  останавливает  нас
здесь, - это единство русского  духовенства:  Иона,  епископ  рязанский,
ревностно поддерживает государственное стремление московского  князя,  и
московский князь не медлит дать свое согласие на возведение этого  епис-
копа в сан митрополита, зная, что рязанский владыка не принесет в Москву
областных рязанских стремлений.
   В первых строках послания духовенство высказывает ясно свою  основную
мысль о царственном единодержавии: оно сравнивает  грех  отца  Шемякина,
Юрия, помыслившего беззаконно о великом княжении, с грехом праотца  Ада-
ма, которому сатана вложил в сердце желание равнобожества. "Сколько тру-
дов перенес отец твой, - говорит духовенство Шемяке,  -  сколько  истомы
потерпело от него христианство, но великокняжеского стола все  не  полу-
чил, чего ему богом не дано, ни земскою изначала  пошлиною".  Последними
словами духовенство объявляет себя прямо на стороне нового порядка прес-
толонаследия, называя его земскою изначала пошлиною. Упомянув о  поступ-
ках и неудачах Юрия и Василия Косого, духовенство обращается к поступкам
самого Шемяки; укорив его тем, что он не подавал никогда помощи великому
князю в борьбе его с татарами, переходит к  ослеплению  Василия:  "Когда
великий князь пришел из плена на свое государство,  то  дьявол  вооружил
тебя на него желанием самоначальства: разбойнически, как ночной вор, на-
пал ты на него, будучи в мире, и поступил с ним не лучше того, как  пос-
тупили древние братоубийцы Каин и Святополк Окаянный. Но рассуди,  какое
добро сделал ты православному христианству или какую пользу получил  са-
мому себе, много ли нагосподарствовал, пожил ли в тишине?  Не  постоянно
ли жил ты в заботах, в переездах с места на место, днем томился тяжелыми
думами, ночью дурными снами? Ища и желая большего,  ты  погубил  и  свое
меньшее". Потом приводится последняя договорная грамота Шемяки с великим
князем и показывается, что Юрьевич не соблюл ни  одного  условия.  Духо-
венство отстраняет упрек, делаемый великому князю за то, что он держит в
службе своей татар: "Если татары живут в земле христианской, то это  по-
тому, что ты не хочешь  соблюдать  договора,  следовательно,  все  слезы
христианские, проливаемые от татар, на тебе же. Но как скоро ты с  своим

Страницы: «« « 340   341   342   343   344   345   346   347   348  349   350   351   352   353   354   355   356   357   358  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен