Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 337   338   339   340   341   342   343   344   345  346   347   348   349   350   351   352   353   354   355  » »»

нием, что дать ему с себя окуп, сколько может"; но в некоторых  означена
огромная сумма - 200000 рублей, намекается также и  на  другие  какие-то
условия: "А иное бог весть, и они между собою"; во всяком случае  трудно
согласиться, чтоб окуп был умеренный. Летописи единогласно говорят,  что
с великим князем выехали из Орды  многие  князья  татарские  со  многими
людьми. И прежде Василий принимал татарских князей в службу и  давал  им
кормление - средство превосходное  противопоставлять  варварам  варваров
же, средство, которое Россия должна была употреблять  вследствие  самого
своего географического положения; но современники думали не так: мы  ви-
дели, как они роптали, когда при отце Василия давались литовским князьям
богатые кормления; еще более возбудили их негодование подобные  поступки
с татарами, потому что в них не могла еще тогда погаснуть сильная  нена-
висть к этому народу, и когда к тому еще были  наложены  тяжкие  подати,
чтоб достать деньги для окупа, то неудовольствие  обнаружилось  в  самых
стенах Москвы: им спешил воспользоваться Шемяка. Теперь больше чем  ког-
да-либо Юрьевич должен был опасаться Василия, потому что посол его к ха-
ну был перехвачен, и великий князь знал об его замыслах; но, занятый де-
лами татарскими, он не мог еще думать о преследовании Димитрия.  Послед-
ний спешил предупредить его и начал сноситься с князем Борисом  тверским
и можайским князем Иваном Андреевичем, у которого хотя прежде и было не-
удовольствие с великим князем, однако потом заключен  был  мир:  Василий
дал ему Козельск с волостями, и можайский князь вместе с братом, как  мы
видели, находились в Суздальской битве. Шемяка сообщил князьям слух, ко-
торый носился тогда, об условиях Василия с ханом  Махметом:  шла  молва,
будто великий князь обещал отдать хану все Московское княжество,  а  сам
удовольствовался Тверью. Князья тверской и можайский поверили или  сочли
полезным для себя поверить и согласились действовать заодно с Шемякою  и
московскими недовольными, в числе которых были бояре, гости и даже  чер-
нецы, а главным двигателем был Иван Старков; из бояр Шемякиных  главными
советниками летописец называет Константиновичей,  из  которых  после  на
видном месте является Никита Константинович.
   В 1446 году московские недовольные дали знать  союзным  князьям,  что
Василий поехал молиться в Троицкий монастырь; Шемяка и  Можайский  ночью
12 февраля овладели врасплох Москвою, схватили мать и жену великого кня-
зя, казну его разграбили, верных бояр перехватали и пограбили, пограбили
также многих граждан, и в ту же ночь Можайский  отправился  к  Троице  с
большою толпою своих и Шемякиных людей. Великий князь слушал  обедню  13
числа, как вдруг вбегает в церковь рязанец Бунко и  объявляет  ему,  что
Шемяка и Можайский идут на него ратию. Василий не  поверил  ему,  потому
что Бунко незадолго перед тем отъехал от него к Шемяке. "Эти люди только
смущают нас, - сказал великий князь, - может ли быть, чтобы братья пошли
на меня, когда я с ними в крестном целовании?" - и велел выбить Бунка из
монастыря, поворотив его назад. Не поверивши Бунку, великий  князь  пос-
лал, однако, на всякий случай сторожей к Радонежу (на гору), но  сторожа
просмотрели ратных людей Можайского, ибо те увидали их прежде и  сказали
своему князю, который велел собрать много саней, иные с рогожами, другие
с полостями, и положить в них по два человека в доспехах, а третьему ве-
лел идти сзади, как будто за возом. Въехавши на гору, ратники  выскочили
из возов и перехватали сторожей, которым нельзя было убежать, потому что
тогда снег лежал на девять пядей. Забравши сторожей,  войско  Можайского
пошло тотчас же к монастырю. Великий князь увидал неприятелей,  как  они
скакали с Радонежской горы к селу Клементьевскому, и  бросился  было  на
конюшенный двор, но здесь не было ни одной готовой  лошади,  потому  что
сам он прежде не распорядился, понадеявшись на крестное целование, а лю-
ди все оторопели от страха. Тогда Василий побежал в монастырь, к  Троиц-
кой церкви, куда пономарь впустил его и запер за ним двери. Тотчас после
этого вскакали на монастырь и враги; прежде всех въехал  боярин  Шемякин
Никита Константинович, который разлетелся на коне даже на лестницу  цер-
ковную, но, как стал слезать с лошади, споткнулся об камень, лежащий  на
паперти, и упал: когда его подняли, то он едва  очнулся,  шатался  точно
пьяный и побледнел как мертвец. Потом въехал на монастырь  и  сам  князь
Иван и стал спрашивать, где князь великий. Василий, услыхав  его  голос,
закричал ему из церкви: "Братья! помилуйте меня! Позвольте мне  остаться
здесь, смотреть на образ божий, пречистой богородицы, всех святых; я  не
выйду из этого монастыря, постригусь здесь", - и, взявши икону  с  гроба
св. Сергия, пошел к южным дверям, сам отпер их и, встретив князя Ивана с
иконою в руках, сказал ему: "Брат! Целовали мы животворящий крест и  эту
икону в этой самой церкви, у этого гроба чудотворцева,  что  не  мыслить
нам друг на друга никакого лиха, а теперь не знаю, что надо мною делает-
ся?" Иван отвечал: "Государь! если мы захотим сделать тебе какое зло, то
пусть это зло будет над нами; а что теперь делаем, так это мы делаем для
христианства, для твоего окупа. Татары, которые с  тобою  пришли,  когда
увидят это, облегчат окуп".
   Василий, поставив икону на место, упал пред  чудотворцевым  гробом  и
стал молиться с такими слезами, воплем и рыданием, что  прослезил  самих
врагов своих. Князь Иван, помолившись немного в церкви, вышел вон,  ска-
завши Никите: "Возьми его". Великий князь, помолившись, встал  и,  огля-
нувшись кругом, спросил: "Где же брат, князь Иван?" Вместо ответа  подо-
шел к нему Никита Константинович, схватил его за плеча и  сказал:  "Взят
ты великим князем Димитрием Юрьевичем". Василий сказал на это: "Да будет
воля божия!" Тогда Никита вывел его из церкви и из монастыря, после чего
посадили его на голые сани с чернецом напротив и повезли в Москву;  бояр
великокняжеских также перехватали, но о сыновьях, Иване и  Юрии,  бывших
вместе с отцом в монастыре, даже и не спросили.  Эти  малолетные  князья
днем спрятались вместе с некоторыми из слуг, а ночью убежали в Юрьев,  к
князю Ивану Ряполовскому, в село его Боярово;  Ряполовский,  взявши  их,
побежал вместе с братьями Семеном и Димитрием и со всеми людьми своими в
Муром и там заперся.
   Между тем великого князя привезли в Москву на ночь 14 февраля и поса-
дили на дворе Шемякине; 16 числа на ночь  ослепили  и  сослали  в  Углич
вместе с женою, а мать, великую княгиню Софью  Витовтовну,  отослали  на
Чухлому. В некоторых летописях приведены причины, побудившие Шемяку  ос-
лепить Василия: "Зачем привел татар на Русскую землю и города с волостя-
ми отдал им в кормление? Татар и речь их любишь сверх меры,  а  христиан
томишь без милости; золото, серебро и всякое имение отдаешь татарам, на-
конец, зачем ослепил князя Василия Юрьевича?"  Услыхавши  об  ослеплении
великого князя, брат жены его, князь Василий Ярославич, вместе с  князем
Семеном Ивановичем Оболенским убежали в Литву. Мы видели литовских  кня-
зей в Москве, теперь видим явление обратное: и великие князья  литовские
принимают московских выходцев точно так же, как московские принимали ли-

Страницы: «« « 337   338   339   340   341   342   343   344   345  346   347   348   349   350   351   352   353   354   355  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен