Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 334   335   336   337   338   339   340   341   342  343   344   345   346   347   348   349   350   351   352  » »»

ными другими волостями; признал племянника старшим братом, который  один
имеет право знать Орду; старый дядя выговорил только не садиться на  ко-
ня, когда племянник сам поведет свои полки, не ездить к племяннику и  не
давать ему помощи на Литву, где по смерти Витовта княжил побратим и сво-
як Юрьев, Свидригайло. Что же касается до Ивана Дмитриевича, то есть из-
вестие, что он был схвачен великим князем Василием и ослеплен, села  его
были взяты в казну великокняжескую за его вину, как сказано  в  договоре
Юрия с Василием. Понадеявшись на обещание дяди, Василий отправил воеводу
своего, князя Юрия Патрикеевича, к Костроме, на Косого и Шемяку; но те с
вятчанами и галичанами разбили московское войско на реке Куси и взяли  в
плен воеводу. Василий узнал, что дядя не  сдержал  своих  обещаний,  что
полки его были в войске сыновей при Куси, и потому в 1434 году пошел  на
Юрия к Галичу, сжег этот город и заставил дядю бежать на Белоозеро.  Но,
когда Василий ушел домой, Юрий также возвратился в Галич, послал за  сы-
новьями, за вятчанами и весною двинулся на московского князя  с  большою
силою. Он встретил двух племянников - Василия московского  и  Ивана  мо-
жайского (сына умершего Андрея Дмитриевича) - в  Ростовской  области,  у
св. Николы на горе, и разбил их: Василий убежал в Новгород, Иван можайс-
кий - в Тверь вместе с матерью; Василий Васильевич послал к нему боярина
с просьбою не отступать от него в беде; но Можайский отвечал:  "Господин
и государь! где ни буду, везде я твой человек, но теперь нельзя  же  мне
потерять свою отчину и мать свою заставить скитаться по чужой  стороне".
Позванный Юрием, Иван отправился к нему в Троицкий монастырь и вместе  с
дядею приступил к Москве, которая сдалась по прошествии  недели,  причем
мать и жена Васильевы попались в плен и были отосланы в Звенигород.  Сам
Василий, не видя ниоткуда помощи, перебрался  из  Новгорода  Великого  в
Нижний и, слыша о погоне за собою от Юрьевичей, которые стояли во Влади-
мире, сбирался в Орду, как вдруг узнал о скоропостижной смерти Юрия и  о
том, что старший сын последнего Василий Косой занял стол московский,  по
новому обычаю.
   Но братья Косого, два Димитрия - Шемяка и Красный,-  послали  сказать
ему: "Если богу неугодно, чтоб княжил отец наш, то тебя сами не  хотим",
- и в то же время послали к Василию Васильевичу в Нижний  звать  его  на
великое княжение в Москву; они знали, что брату их не удержаться в Моск-
ве, и спешили добровольным признанием Василия получить расположение пос-
леднего и прибавки к своим уделам. Василий Васильевич действительно  от-
дал Шемяке удел умершего дяди Константина Дмитриевича - Ржеву  и  Углич,
Димитрию Красному - Бежецкий Верх, но зато Удержал за  собою  удел  дяди
Петра - Дмитров и удел Косого - Звенигород; кроме того, выговорил,  чтоб
Шемяка не вступался в Вятку, воинственное народонаселение которой давало
постоянно деятельную помощь Юрию. Косой был изгнан  из  Москвы  и  лишен
удела; ему не оставалось ничего, кроме самых отчаянных средств, которые,
следовательно, условливались его положением и притом еще личным характе-
ром. Вообще, чтоб уяснить себе характер Косого и Шемяки, надобно войти в
их положение: притязания отца вовлекли их во вражду с Василием  московс-
ким, из которой им не было выхода. Когда отец их овладел  в  первый  раз
Москвою, они требовали насильственных мер против Василия,  понимая,  что
дело идет о том, кому быть московским князем и кому быть слугою московс-
кого князя; теперь, когда восторжествовал Василий,  Юрьевичи  чувствуют,
что победитель должен употребить против них те же самые средства,  какие
прежде они сами хотели употребить против него, и если они примиряются  с
ним, то это примирение вынуждено только обстоятельствами,  ненадежно,  и
обе стороны пользуются им для отыскания средств к возобновлению  борьбы.
Но во имя чего же идет эта борьба?  Какое  право  поддерживают  Юрьевичи
против Василия? Борьба идет во имя права самосохранения:  доведенные  до
отчаяния, озлобленные неудачею, Юрьевичи повинуются одному инстинкту са-
мосохранения и не разбирают средств для достижения  цели;  но  средства,
употребляемые Юрьевичами, вызывают подобные же и со стороны их  соперни-
ка.
   Косой бежал из Москвы в Новгород Великий,  но  скоро  выехал  оттуда,
пограбивши по дороге берега Мсты, Бежецкий Верх и Заволочье. В 1435 году
он успел собрать войско в Костроме и встретился с  великим  князем  мос-
ковским в Ярославской волости, на берегу Которости, между Кузьминским  и
Великим Селом: бог помог Василию Васильевичу, Косой  бежал  в  Кашин  и,
собравшись здесь с силами, напал нечаянно на Вологду, где  была  застава
(гарнизон) великокняжеская, захватил воевод и дворян московских и послал
за вятчанами, которые не замедлили прийти к нему. Московский князь пошел
опять за ним к Костроме и стал у нынешнего  монастыря  Ипатьевского,  на
мысе между Волгою и Костромою, за которою расположился Косой. Река поме-
шала биться, и двоюродные братья помирились: великий князь отдал  Косому
в удел Дмитров; почему же не прежний удел его  -  Звенигород?  Почему  и
прежде Василий не дал этого отцовского удела Шемяке и уступил  ему  удел
Константина Дмитриевича! Распоряжение это объясняется последующими  рас-
поряжениями: и после великие князья стараются переменять владения князей
удельных, дабы последние, постоянно живя в одном уделе, не  могли  приу-
чить к себе его жителей, приобресть их любовь. Юрьевич  признал  Василия
Васильевича старшим братом, обязался не брать  великого  княжения,  если
татары будут давать ему его, обязался также отдать всю казну,  увезенную
им из Москвы, равно казну покойного дяди Константина. В этом же договоре
встречаем следующее условие: "Которые гости суконники завели крамолу  на
меня, великого князя, и на мою мать, великую княгиню, да ушли из  Москвы
в Тверь во время нашей войны, тех тебе не принимать". Но мир был не  до-
лог: прожив только месяц в Дмитрове, Косой отправился опять в  Кострому,
отославши к великому князю разметные грамоты.  Проживши  в  Костроме  до
зимнего пути, отправился к брату в Галич, отсюда к Устюгу, куда пришли к
нему и вятчане; не могши взять крепости устюжской  Гледена  силою,  взял
его на условиях, но, нарушив их, убил московского воеводу князя Оболенс-
кого, повесил десятильника владыки ростовского и многих устюжан  перебил
и перевешал. И в это самое время брат Косого  Шемяка  приехал  в  Москву
звать великого князя к себе на свадьбу; но Василий Васильевич велел  за-
держать его и стеречь в Коломне на все время войны с братом его;  третий
же Юрьевич, Димитрий Красный, по своему кроткому характеру не мог возбу-
дить подозрения и был в войсках великого князя. Последний  встретился  с
Косым в Ростовской области, при селе Скорятине. У Юрьевича кроме  вятчан
был двор брата его Шемяки; с великим князем кроме Димитрия Красного  на-
ходился Иван можайский и новоприбывший из Литвы князь Иван Баба Друцкой,
который изрядил свой полк с копьями, по литовскому обычаю. Косой не  на-
деялся одолеть соперника силою и решился употребить коварство:  заключил
с великим князем перемирие до утра, и, когда  Василий,  понадеявшись  на
это, распустил свои полки для сбора припасов,  вдруг  прибежали  к  нему

Страницы: «« « 334   335   336   337   338   339   340   341   342  343   344   345   346   347   348   349   350   351   352  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен