Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 75   76   77   78   79   80   81   82   83  84   85   86   87   88   89   90   91   92   93  » »»

ряд с младшею братьею касательно распределения волостей. Князья  собира-
лись также думать вместе о земских уставах определяли известные правила,
с которыми должны были сообразоваться в своем  поведении.  После,  когда
права разных князей на старшинство запутались, то иногда князья уславли-
вались: если кто-нибудь из них получит  старшинство,  то  должен  отдать
другому какую-нибудь волость.
   Единство княжеского рода поддерживалось тем, что  каждый  член  этого
рода, в свою очередь, надеялся достигнуть старшинства и  соединенного  с
старшинством владения главным столом  киевским.  Основанием  старшинства
было старшинство физическое, причем дядя имел преимущество пред  племян-
никами, старший брат - пред младшими, тесть - пред  зятем,  муж  старшей
сестры - пред младшими шурьями, старший шурин - пред младшими зятьями; и
хотя во время господства  родовых  отношений  между  князьями  встречаем
борьбу племянников от старшего брата с младшими дядьми, однако племянни-
ки при этом никогда не смели выставлять своих родовых прав, и притязания
их, основывавшиеся на случайных обстоятельствах, должны  были,  исключая
только одного случая, уступать правам дядей самых младших. Но  мы  видим
иногда, что некоторые князья и целые племена (линии) княжеские  исключа-
ются из родового старшинства и это исключение признается правильным. Ка-
ким же образом могло произойти подобное явление? Для решения этого  воп-
роса должно посмотреть, каким образом князь достигал старшинства,  приб-
лижался к нему? Первоначально род состоял из отца, сыновей, внуков и  т.
д.; когда отец умирал, его место для рода заступал старший брат; он ста-
новился отцом для младших братьев, следовательно,  его  собственные  сы-
новья необходимо становились братьями дядьям своим, переходили  во  вто-
рой, высший ряд, из внуков в сыновья, потому что над ними не было  более
деда, старшина рода был для них прямо отец: и точно, дядья  называют  их
братьями; но другие их двоюродные братья оставались по-прежнему  внуками
малолетними (внук-унук, юнук, малолетний по  преимуществу),  потому  что
над ними по-прежнему стояли две степени: старший дядя считался отцом  их
отцам, следовательно, для них самих  имел  значение  деда;  умирал  этот
старший, второй брат заступал его место, становился отцом для  остальных
младших братьев, и его собственные дети переходили из внуков в  сыновья,
из малолетних - в совершеннолетние, и таким образом мало-помалу все  мо-
лодые князья чрез старшинство своих отцов  достигали  совершеннолетия  и
приближались сами к старшинству. Но случись при этом, что князь  умирал,
не будучи старшиною рода, отцом для своих братьев, то дети  его  остава-
лись навсегда на степени внуков несовершеннолетних: для них  прекращался
путь к дальнейшему движению; отсюда теперь понятно, почему  сын  не  мог
достигнуть старшинства, если отец его никогда не был старшиною рода; так
понимали князья порядок восхождения своего к старшинству; они  говорили:
"Как прадеды наши лествицею восходили на великое княжение киевское,  так
и нам должно достигать его лествичным восхождением".  Но  когда  в  этой
лестнице вынималась одна ступень, то дальнейшее восхождение  становилось
невозможным; такие исключенные из старшинства князья считались  в  числе
изгоев. Каждый член рода княжеского при известных условиях мог достигать
старшинства, получать старший стол киевский, который, таким образом, на-
ходился в общем родовом владении; но другие волости оставались ли посто-
янно в наследственном владении известных племен  княжеских,  или,  соот-
ветствуя различным степеням старшинства, переходили к князьям  различных
племен при их движении к старшинству лествичным восхождением? Для  реше-
ния этого вопроса посмотрим, как поступали князья вначале, когда различ-
ные случайные обстоятельства не нарушали еще чистоты их отношений. Когда
умер четвертый сын Ярослава, Вячеслав, княживший в Смоленске, то эта во-
лость не перешла в наследство к его сыновьям, но отдана была братьям пя-
тому Ярославичу, Игорю, княжившему прежде  на  Волыни:  ясный  знак  от-
сутствия наследственности волостей и движения князей из одной волости  в
другую по старшинству, лествичным восхождением; потом,  когда  Святослав
Ярославич по изгнании брата получил старшинство вместе с главным  столом
киевским, то следующий по нем брат, Всеволод, княживший прежде в Переяс-
лавле, переходит на место Святослава в Чернигов. Известная волость могла
сделаться наследственным достоянием какой-нибудь одной  княжеской  линии
только в том случае, когда князь по вышеизложенным причинам  терял  воз-
можность двигаться к старшинству лествичным восхождением; тогда, получив
от родичей какую-нибудь волость, он и потомство его принуждены были нав-
сегда ею ограничиться, потому что переход из одной волости в другую  ус-
ловливался возможностью движения к старшинству, несуществовавшею для из-
гоев; так образовались особые  волости  Полоцкая,  Галицкая,  Рязанская,
после Туровская; линия второго Ярославича, Святослава, известная  больше
под племенным названием Ольговичей, также вследствие  известных  обстоя-
тельств подверглась было тяжкой для князей участи изгойства,  и  поэтому
самому Черниговская волость принимала было характер особного выделенного
княжества, но Ольговичам удалось, наконец, принудить Мономаховичей приз-
нать свои права на старшинство, и необходимым следствием этого признания
было восстановление родовой общности приднепровских волостей  для  обеих
линий: Ольгович сел в Киеве, а Мономахович - на его место в Чернигове.
   Несмотря на то,  однако,  мы  встречаем  в  летописи  слово:  отчина:
князья, не исключенные из старшинства, употребляют это слово для означе-
ния отдельных волостей; в каком же смысле они употребляют его? В настоя-
щем ли его смысле, как наследственного владения, или в другом  каком-ли-
бо? В 1097 году князья, внуки Ярославовы,  собрались  вместе  и  решили,
чтобы каждый из них держал свою отчину: Святополк - волость отца  своего
Изяслава - Киев, Владимир Мономах -  отцовскую  волость  -  Переяславль,
Святославичи - Чернигов; но мы никак не поймем этого распоряжения,  если
станем принимать слово отчина в смысле наследственного владения для  од-
ной линии, потому что Киев был столько же отчиною Святополка, сколько  и
отчиною всех остальных князей: и Всеволод и Святослав княжили в нем;  но
если здесь Киев называется отчиною Святополка не в смысле наследственно-
го владения исключительно для него и для потомства его, то не имеем  ни-
какого права и Переяславль и Чернигов считать отчинами Мономаха  и  Свя-
тославичей в другом смысле. Еще пример на восточной  стороне  Днепра:  в
1151 году Ольговичи - дядя Святослав Ольгович и племянник Святослав Все-
володович говорят Изяславу Давыдовичу: "У нас две отчины, одна моего от-
ца Олега, а другая твоего отца Давыда; ты брат, Давыдович, а я Ольгович;
так ты, брат, возьми отца своего Давыдово, а что Ольгово, то нам дай, мы
тем и поделимся", вследствие  чего  Давыдович  остался  в  Чернигове,  а
Ольговичам отдал Северскую область. Но для Святослава Всеволодовича Чер-
нигов был точно так же отчиною, как и для Давыдовича,  потому  что  отец
его, Всеволод Ольгович, княжил в Чернигове, и  когда  Давыдович  получил
Киев, то Чернигов, отчину свою, уступил Святославу Ольговичу. Итак,  что

Страницы: «« « 75   76   77   78   79   80   81   82   83  84   85   86   87   88   89   90   91   92   93  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен