Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Тоффлер Элвин - Третья волна

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 194
Размер файла: 1315 Кб
Страницы: «« « 150   151   152   153   154   155   156   157   158  159   160   161   162   163   164   165   166   167   168  » »»

действительности, - это основные принципы корпораций. Третья волна  принесла
новые,  повышенные  требования  к  государственным  институтам  в  целом,  а
корпорации сегодня не  способны  одновременно,  получая  выгоды  и  расширяя
производства, решать очень сложные экологические,  моральные,  политические,
расовые, сексуальные и социальные проблемы.
   Поэтому  корпорации  больше  не   могут   держаться   только   за   новые
специализированные  экономические   функции,   а   под   нажимом   критиков,
законодательства и своих собственных руководителей становятся  многоцелевыми
институтами.



   Пять ключевых направлений нажима

   Переопределение - это не вопрос  выбора,  а  вынужденный  ответ  на  пять
революционных изменений в реальных условиях производства.  Новое  физическое
окружение,  изменения   социальных   сил,   роли   информации,   организации
правительства и морали медленно, но  верно  продвигают  корпорации  к  иным,
многогранным, многоцелевым формам.
   Первая из этих принуждающих причин связана с биосферой.
   В середине 50-х годов, когда Вторая волна достигла  стадии  созревания  в
США, население Земли составляло 2,75 млрд человек. Сегодня оно  превышает  4
млрд. В середине 50-х  население  Земли  использовало  87  квадрильонов  Btu
энергии в год, сегодня - 260 квадрильонов. В середине 50-х расходовали такие
ключевые материалы, как цинк, всего 2,7 млн метрических тонн в год, теперь -
5,6 млн.
   Каким способом ни измеряй, мы увидим, что наши запросы на планете безумно
выросли. Как результат, биосфера посылает нам сигналы тревоги:  загрязнение,
вымирание, признаки отравления вод  океана,  неуловимые  изменения  климата,
которые  мы  игнорируем,  -  все  это  приближает  нас  к  катастрофе.   Эти
предупреждения говорят нам, что мы  сегодня  не  можем  поддерживать  ту  же
организацию производства, как в прошлом, в течение всей Второй волны.
   Корпорации - основные организаторы экономического  производства,  поэтому
они основные "производители"  промышленного  загрязнения  окружающей  среды.
Если мы хотим продолжать наш  экономический  рост,  вернее,  если  мы  хотим
выжить, завтрашние руководители должны принять ответственность за  изменение
результатов воздействия  на  окружающую  среду,  вызванных  корпорациями,  с
отрицательных   на   положительные.   Они    примут    эту    дополнительную
ответственность добровольно или они будут вынуждены сделать это, так  как  в
измененных условиях биосферы сделать это необходимо. Корпорации должны  быть
преобразованы в институты как экономические,  так  и  экологические,  но  не
руками  самих  производителей,  радикалов,  экологов  или  правительственных
бюрократов,  а   материальными   изменениями   во   взаимоотношениях   между
производством и биосферой.
   Вторая  вынуждающая  причина  связана  с  малозаметными   изменениями   в
социальном окружении, в  котором  корпорации  себя  ощущают.  Это  окружение
сегодня более организованно, чем ранее. До этого  каждая  фирма  работала  в
обществе, которое  можно  назвать  сверхорганизованным.  Сегодня  социальная
сфера, особенно в США, перешла на новый уровень организации.
   Она  заполнена  сложно  переплетенной,  взаимодействующей  массой   умело
организованных, часто хорошо финансируемых ассоциаций, агентств,  профсоюзов
и других группировок.
   В США сегодня что-то около 1 млн  370  тыс.  компаний  взаимодействуют  с
более чем 90 тыс. школ и университетов, 330 тыс. церквями  и  сотнями  тысяч
ответвлений 13 тыс. общенациональных организаций, плюс  бесчисленные  строго
местные экологические, социальные,  религиозные,  спортивные,  политические,
этнические  и  гражданские  группы,  каждая  со  своей   повесткой   дня   и
приоритетами. Это порождает около 144 тыс. юридических фирм, необходимых для
обслуживания всех этих взаимосвязей!
   В такой плотно  сгруппированной  социальной  сфере  каждая  корпоративная
ассоциация встречает противодействие не  просто  одиночных  или  беспомощных
индивидуумов, но и  организованных  групп,  многие  из  которых  располагают
штатом профессионалов, собственной  прессой,  имеют  доступ  к  политической
системе, могут нанимать экспертов, юристов и других помощников.
   В  этом  очень  взаимосвязанном  социальном  окружении  каждое   действие
корпорации находится под пристальным вниманием. "Социальное загрязнение", т.
е. вызванные корпорацией  безработица,  раскол  общества  и  тому  подобное,
мгновенно  распознается,  и  на  корпорацию  оказывается  давление,  на  нее
возлагается гораздо большая ответственность, чем когда-либо ранее, за ее как
экономические, так и социальные "продукты".
   Третий набор вынуждающих причин отражает измененную информационную сферу.
В соответствии с этим демассификация общества означает, что гораздо  большее
количество информации должно  обмениваться  между  социальными  институтами,
включая корпорации, для  того  чтобы  поддерживать  равновесные  взаимосвязи
между ними. Методы производства Третьи волны усиливают стремление корпораций
получать больше информации, как исходного  материала.  Поэтому  фирмы  сосут
данные,  подобно  гигантскому   вакуумному   насосу,   обрабатывают   их   и
распространяют все более  и  более  сложными  путями.  Поскольку  информация
становится ключевой для производства, "информационные менеджеры" в индустрии
быстро  множатся,  и   корпорация,   по   необходимости,   воздействует   на
информационное окружение так же, как на физическое и социальное.
   Эта новая значимость информации вызывает борьбу  за  контроль  корпораций
над данными - они требуют раскрыть больше информации для публичного доступа,
открытого доступа к коммерческой информации (производство нефтяных  компаний
и цифры их дохода,  например),  стремятся  к  тому,  чтобы  была  "правдивая
реклама"  и  "правдивые  кредиты".  Для  этой  новой   эры   "информационные
потрясения" столь же серьезны,  как  экология  и  социальные  потрясения,  и
корпорации становятся, по-видимому, также информационным  производителем,  а
не только экономическим.
   Четвертая   вынуждающая   причина   изменения   корпораций   исходит   из
политической сферы и сферы власти. Ускоренное изменение общества приводит  к
усложнению  системы  правительства.  Дифференциация  общества  отражается  в
дифференциации   правительства,   и   каждая   корпорация   поэтому   должна
взаимодействовать со все более и более  специализирующимися  подразделениями
правительства, которые плохо координированы, и каждое, имея свои собственные
приоритеты, при этом находится в постоянной неразберихе реорганизаций.
   Джейн Бейкер Спэйн, первый вице-президент компании "Морская нефтедобыча",
показала, что примерно десять или пятнадцать лет назад "не существовало ЕРА.
Не существовало ЕЕОС. Не  существовало  ERISSA.  Не  существовало  OSHA.  Не
существовало ERDA.  Не  существовало  FEA"(16).  Все  эти  и  многие  другие

Страницы: «« « 150   151   152   153   154   155   156   157   158  159   160   161   162   163   164   165   166   167   168  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тоффлер Элвин, Третья волна