Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Тоффлер Элвин - Третья волна

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 194
Размер файла: 1315 Кб
Страницы: «« « 68   69   70   71   72   73   74   75   76  77   78   79   80   81   82   83   84   85   86  » »»

связи. Следовало бы  разработать  планы  и  программы  частичного  ухода  на
пенсию, которые бы позволили людям  работать  добровольно  или  с  частичной
оплатой в тех коммунальных службах, где не хватает работников.
   Другой способ, помогающий укрепить общность, - это  привлечение  вышедших
на пенсию людей к новой работе с  молодыми,  и  наоборот.  Пожилых  людей  в
каждой общине можно назначить "помощниками учителя" или "наставниками".  Они
стали бы передавать молодым свое  умение.  В  местных  школах  фотографы  на
пенсии могли бы обучать фотографии, автомеханики - как починить  сломавшийся
двигатель, бухгалтеры - как вести бухгалтерию и т. п. За эту работу им могли
бы платить, или, скажем, пенсионер добровольно обучал бы  одного  учащегося,
который бы регулярно его посещал. Во  многих  случаях  между  наставником  и
учеником может возникнуть человеческая  привязанность,  выходящая  за  рамки
обучения. [587]
   Быть одиноким  -  не  грех,  и  в  обществе,  структуры  которого  быстро
разрушаются,  это  не  должно  быть  позором.  Так,  в  лондонскую   "Jewish
Chronicle" пришло письмо с вопросом: "Почему считается "не совсем  прилично"
посещать места, где каждый находится с совершенно очевидной целью  встретить
людей противоположного пола?"(8) То  же  относится  к  барам  для  одиночек,
дискотекам и курортам.
   В письме указывается, что в Восточной Европе  институт  свахи  оказывался
очень полезным для знакомства людей брачного возраста и что  бюро  свиданий,
брачные агентства и тому подобные службы не менее  необходимы  сегодня.  "Мы
должны  иметь  возможность  открыто  признать,   что   нам   нужна   помощь,
человеческие контакты и общественная жизнь".
   Нам необходимы многие новые службы - как традиционные, так и  новаторские
- для того, чтобы достойно  познакомить  одиноких  людей.  Некоторые  теперь
полагаются на объявления в рубрике "одинокие сердца" в журналах  для  поиска
друга или спутника жизни.  Можно  не  сомневаться,  что  скоро  местное  или
соседнее кабельное  телевидение  начнет  показывать  видеообъявления,  чтобы
будущие  партнеры  могли  увидеть  друг  друга.  (У  таких  программ,  можно
предположить, будет весьма высокий рейтинг.)
   Но следует ли службы знакомств  ограничивать  романтическими  контактами?
Почему не создать службы или места, куда люди могли бы прийти просто,  чтобы
встретить друга, а не любовника или потенциального спутника жизни?  Общество
нуждается в таких службах, и мы, пока они работают честно и с  достоинством,
не должны стыдиться их создавать и пользоваться ими.



[588]

   Телесообщество

   На уровне долгосрочной  социальной  политики  нам  следует  также  быстро
продвигаться к "телесообществу". Кто  хочет  восстановить  общность,  должен
обратить  внимание  на   социально   фрагментирующие   последствия   высокой
мобильности. Написав об этом подробно в работе "Шок будущего",  я  не  стану
повторять свою аргументацию(9). Но чтобы чувство общности могло вписаться  в
Третью волну,  необходимо,  хотя  бы  выборочно,  заменить  переезды  новыми
системами коммуникации.
   Общераспространенное опасение, что компьютеры  и  телекоммуникации  лишат
нас живых контактов и сделают отношения между  людьми  более  отстраненными,
наивно и упрощает проблему.  В  действительности  вполне  возможен  обратный
результат. Хотя некоторые отношения в учреждениях или на предприятиях  могут
ослабеть, семейные и общинные связи, вполне вероятно,  укрепятся  с  помощью
этих технологий. Компьютеры и средства коммуникации способны  помочь  нам  в
создании общности.
   По крайней мере, они освободят большинство из нас от необходимости ездить
на работу  -  этой  центробежной  силы,  которая  разобщает  нас  по  утрам,
вовлекает в поверхностные отношения на работе, ослабляя  наши  более  важные
социальные связи в семье и общине. Позволяя большому  числу  людей  работать
дома (или в  близлежащих  центрах  занятости),  новые  технологии  могли  бы
способствовать более теплой атмосфере в семье  и  более  тесной,  однородной
жизни общины. Возможно, в будущем многие  станут  работать  в  оборудованном
электронными устройствами загородном доме. И  это  может  привести,  как  мы
видели, к  образованию  [589]  новой  семейной  ячейки,  работающей  вместе,
привлекающей детей, а иногда и посторонних.
   Вероятно, пары, проводящие много времени за  совместной  работой  дома  в
течение дня, захотят куда-нибудь пойти вечером. (Сейчас человек,  приехавший
с работы домой, чаще всего так устает, что отказывается выходить  из  дома.)
Поскольку средства коммуникации начинают заменять поездки, мы можем ожидать,
что расположенные по соседству ресторанчики, театры, пивные и  клубы  станут
процветать, оживятся церковные приходы и деятельность групп добровольцев - и
все это, или почти все, на уровне живого общения.
   Собственно говоря, не следует  пренебрежительно  смотреть  на  все  новые
отношения. Проблема создается не ими, а нашей пассивностью и беспомощностью.
Для стеснительного человека или инвалида, который не может выйти из дома или
боится встречаться с людьми, зарождающаяся инфосфера предоставит возможность
интерактивного  электронного  контакта  с  другими  людьми,  имеющими  общие
интересы, -  шахматистами,  коллекционерами  марок,  любителями  поэзии  или
спортивными болельщиками, с которыми можно немедленно  связаться  из  любого
уголка страны.
   Эти отношения, хотя и непривычные, могут  оказаться  лучшим  противоядием
одиночеству,  чем  телевидение  в  том  виде,  в  каком  оно  в  наше  время
существует, когда  все  общения  направлены  в  одну  сторону,  а  пассивный
получатель не может взаимодействовать с мерцающими картинками на экране.
   Средства коммуникации, при надлежащем отборе и применении, могут  служить
цели создания телесообщества.
   Короче говоря, по мере построения цивилизации  Третьей  волны  мы  многое
способны сделать, чтобы поддержать и развить, а не разрушить общность.



[590]

   Героиновая структура

   Воссоздание общности, однако,  следует  рассматривать  только  как  малую
часть большого процесса. Ведь распад институтов Второй волны разрушает также
структуру и смысл нашей жизни.

Страницы: «« « 68   69   70   71   72   73   74   75   76  77   78   79   80   81   82   83   84   85   86  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тоффлер Элвин, Третья волна