Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Тоффлер Элвин - Третья волна

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 194
Размер файла: 1315 Кб
Страницы: «« « 71   72   73   74   75   76   77   78   79  80   81   82   83   84   85   86   87   88   89  » »»

сообществу, и индивидам.
   Помимо  оказания  полезных  услуг   и   обеспечения   некоторой   степени
структурированности  жизни,  такие  организации  могли  бы  также  привнести
желаемый смысл в жизнь своих членов - не  какая-то  ложная  мистическая  или
политическая теология, а понятный идеал служения сообществу.
   Однако, помимо всех этих мер, нам  понадобится  интегрировать  личностный
смысл в  более  широкое,  всеобъемлющее  мировоззрение.  Людям  недостаточно
понимать (или думать,  что  они  понимают)  свой  маленький  вклад  в  жизнь
общества. Они также  должны  ощущать  (хотя  эти  чувства  не  всегда  можно
выразить словами), каким образом они вписываются  в  более  широкую  систему
понятий.  С  приближением  Третьей  волны  нам  потребуется   сформулировать
радикально новое, интегрирующее мировоззрение - последовательный  синтез,  а
не просто отдельные идеи, связывающие все воедино.
   Нет одного такого мировоззрения, которое могло  бы  охватить  всю  истину
целиком. Только применяя многочисленные и временные  определения,  мы  можем
получить  сформировавшуюся  (хотя  еще  не  завершенную)  картину  мира.  Но
признать эту аксиому - не то же самое,  что  сказать  "жизнь  бессмысленна".
Даже если жизнь действительно  бессмысленна  с  какой-то  косми[599]  ческой
точки зрения, мы можем создать  и  часто  создаем  смысл,  извлекая  его  из
добропорядочных  социальных  связей  и   представляя   себя   частью   более
широкомасштабного действия - последовательного развития истории.
   Таким образом, строя цивилизацию  Третьей  волны,  мы  должны  преодолеть
приступы одиночества. Нам также следует начать создание структуры порядка  и
цели в жизни. Ибо смысл, структура и общность - это взаимосвязанные  условия
построения будущего, в котором можно жить.
   Осуществить эти цели нам поможет понимание того, что социальная изоляция,
обезличивание, бесструктурность и ощущение  бессмысленности,  от  которых  в
настоящее время страдает так много людей, - это,  скорее,  симптомы  развала
прошлого, а не знаки будущего.
   Недостаточно, однако, изменить общество. Ибо по мере того, как мы создаем
цивилизацию Третьей  волны,  решая  наши  каждодневные  задачи,  цивилизация
Третьей волны, в свою очередь,  будет  формировать  нас.  Зарождается  новая
психосфера, которая основательно изменит наш характер. К этому вопросу  -  о
личности будущего - мы и обратимся в следующей главе.



   Глава 26

   ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО

   Когда  новая  цивилизация  врывается  в  нашу  каждодневную   жизнь,   мы
спрашиваем себя: может, мы тоже устарели? Столько наших привычек, ценностей,
установленных порядков и реакций ставится  под  сомнение,  поэтому  вряд  ли
удивительно, что иногда мы чувствуем  себя,  как  люди  прошлого,  пере[600]
житки цивилизации Второй волны. Но если некоторые действительно анахронизмы,
есть ли среди нас  люди  будущего  -  ожидаемые  граждане,  если  можно  так
выразиться, грядущей цивилизации Третьей волны? Можно ли за  окружающим  нас
упадком и дезинтеграцией разглядеть появляющиеся контуры личности будущего -
пришествие, так сказать, "нового человека"?
   Если да, то это не первый раз, когда на  горизонте  появляется  un  homme
nouveauевропейской  культуры,  пишет  о  предпринимавшихся   попытках   предсказать
пришествие  нового  типа  человека.  В  конце  XVIII   в.   был,   например,
"американский Адам" - новый человек, появившийся в  Северной  Америке  якобы
без пороков и слабостей европейцев. В середине XX в.  новый  человек  должен
был появиться в гитлеровской Германии(1). "Нацизм, - писал Герман  Раушнинг,
- это больше, чем религия; это желание создать сверхчеловека". Этот здоровый
"ариец" должен быть частично крестьянином, частично воином, частично  Богом.
"Я видел нового  человека,  -  признался  однажды  Гитлер  Раушнингу-  -  Он
неустрашимый и жестокий. Я в страхе стоял перед ним".
   Об образе нового человека (мало кто говорит о "новой женщине", разве  что
в качестве уточнения) мечтали также коммунисты. В Советском  Союзе  все  еще
говорят  о  формировании  "социалистического   человека".   Наиболее   пылко
восторгался будущим человеком Троцкий: "Человек станет  несравнимо  сильнее,
мудрее и более чувствительным. Его тело станет более гармоничным, движения -
более  ритмичными,   го---------------------------------------nouveau (фр.) - новый человек. (Прим.. перев.) [601] лос - более мелодичным.
Его жизнь  станет  яркой  и  волнующей.  Средний  человек  достигнет  уровня
Аристотеля, Гете, Маркса".
   Недавно, лет 10 или 20 тому назад, Франц  Фанон  провозгласил  пришествие
еще одного нового человека, человека с  "новым  сознанием".  Для  Че  Гевары
идеальный человек будущего должен иметь более богатую внутреннюю жизнь.  Как
видим, все образы отличаются друг от друга.
   И все же Реслер убедительно показывает, что за большинством этих  образов
"нового человека" просматривается наш старый знакомый:  Благородный  Дикарь,
мифическое создание, наделенное всеми качествами, которые цивилизация  якобы
испортила  или  стерла.  Реслер  справедливо   ставит   под   сомнение   эту
романтизацию примитивного  человека,  напоминая  нам,  что  режимы,  которые
сознательно пытались формировать "нового человека",  обычно  несли  с  собой
тоталитарное опустошение.
   Таким образом, было бы  глупо  провозглашать  еще  раз  рождение  "нового
человека"  (если  только,  с  учетом  открытий  генной  инженерии,   мы   не
употребляем это выражение  в  пугающем,  чисто  биологическом  смысле).  Это
понятие предполагает прототип, единую  идеальную  модель,  которой  пытается
следовать вся цивилизация. А  в  обществе,  быстро  двигающемся  к  массовой
дезинтеграции, вряд ли такое возможно.
   Тем не менее было бы в равной степени глупо полагать, что  фундаментально
изменившиеся материальные условия жизни не затрагивают личность или, точнее,
социальный характер. Изменяя глубинные структуры общества, мы также изменяем
людей. Даже если кто-то верит в некую постоянную человеческую природу (это -
общераспространенная  точка  зрения,  кото[602]  рой  я  не  придерживаюсь),
общество все же вознаграждает и вырабатывает определенные черты характера  и
наказывает другие, что приводит к  эволюционным  изменениям  некоторых  черт
характера человека.
   Психоаналитик Эрих  Фроммсоциальном характере, определяет его  как  "ту  часть  структуры  характера,
которая встречается у большинства членов группы". В любой культуре,  говорит
он, есть широко распространенные черты, из которых  складывается  социальный
характер. В свою очередь социальный характер формирует людей таким  образом,

Страницы: «« « 71   72   73   74   75   76   77   78   79  80   81   82   83   84   85   86   87   88   89  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тоффлер Элвин, Третья волна