Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Утевская паола - Слов драгоценные клады

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 61
Размер файла: 380 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

   В  VI  в.  до  н.  э.  город  Вавилон был центром торговли многих стран
древнего  мира.  На  его базарах, в лавках и торговых домах бывали люди из
разных  мест,  главным  образом  купцы,  приезжавшие для покупки и продажи
всевозможных   товаров.   Люди   всех   цветов   кожи   говорили  на  всех
существовавших  тогда  языках,  очень  часто  едва  понимая  друг  друга и
объясняясь   жестами.   В   это  время  в  Вавилоне  возводили  храм-башню
Этеменанки,   что   значит  "Дом  основания  земли  и  неба".  Ее  строили
многочисленные рабы. На жителей маленьких стран невиданные размеры здания,
к  тому  же в названии связанного с небом, сам город с шумной многоязычной
толпой  производили  ошеломляющее  впечатление.  На этой почве вырос миф о
Вавилонском столпотворении, записанный в древней книге истории, сказаний и
религиозных легенд -- Библии.
   Языки не  стоят особняком друг от друга.  Есть языки-родственники.  Они
объединяются   в   языковые   семьи   индоевропейских,   семито-хамитских,
кавказских, финно-угорских, тюркских языков и другие семьи.
   Есть языки,  не входящие ни в  одну семью.  Это языки-одиночки.  К  ним
можно отнести язык  племени айнов,  населяющих один из  японских островов,
язык басков,  живущих на границе Испании и Франции. Таким языком-одиночкой
был и язык древних шумеров.
   С характером языка тесно связана система письма.


ЛЮДИ ИЗОБРЕЛИ ПИСЬМО

   Возникновение письменности также относится к глубокой древности. Путь к
ней был долгим и  сложным.  Далеко не  сразу появились те  системы письма,
которые существуют в наше время.
   Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
   Греческий историк Геродот,  живший в  V  в.  до н.  э.,  рассказывает о
"письме" скифов к  персидскому царю Дарию.  Скифский гонец пришел в лагерь
персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и
пяти стрел".  Скифы не  умели писать,  поэтому так выглядело их  послание.
Дарий спросил,  что  означают эти  дары.  Гонец ответил,  что  ему  велено
вручить их царю и  сразу вернуться обратно.  А персы должны сами разгадать
смысл "письма".  Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал,
как он понял послание:  мышь живет в  земле,  лягушка живет в воде,  птица
подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил
Дарий,  скифы отдают ему свою воду и  землю и  покоряются персам,  отдавая
свою военную храбрость.
   Но  военачальник  персов  Гобрий  иначе растолковал "письмо": "Если вы,
персы,  не  улетите,  как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в
землю,  или  подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и
падете под ударами наших стрел".
   Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны
Дария со  скифами показала,  что правым оказался Гобрий.  Персы не  смогли
победить неуловимых скифов,  кочевавших в  степях Северного Причерноморья,
Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
   Собственно письмо,  письмо начертательное началось с  рисунков.  Письмо
рисунками называется пиктографией (от  латинского pictus  --  живописный и
греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы,
поэтому    наскальными   рисунками   занимаются   археологи,    этнографы,
искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для
историка   письменности   важна   информация,   заключенная   в   рисунке.
Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию,
например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом
и др.
   Эскимосы Аляски оставили рисунок, предупреждающий случайного гостя, что
в доме нет еды.  Человек поднес руку ко рту -- еда. Человек развел руки --
знак отрицания "нет".  Лодка с  людьми показывает,  что  хозяева уехали на
рыбную ловлю. Все понятно. Но вот письмо девушки к любимому человеку. Если
бы  она  сама  не  объяснила  смысл  письма,  то  разгадать  его  было  бы
невозможно.
   Мы   видим,   что  все  наглядное  находит  отражение  в   пиктографии,
отвлеченные понятия если и передаются, то трудно расшифровываются.
   С   развитием   цивилизации  появляется   необходимость  передавать   и
фиксировать  сложные  сообщения,   приказы  царей,   правителей.  И  тогда
возникает идеография --  письмо понятиями (от  греческого idea  --  идея и
grapho -- пишу).
   В  идеографическом письме  знаки-рисунки  могут  обозначать и  то,  что
нарисовано,  и,  кроме того,  имеют переносное значение. Рисунок ног может
значить как пиктограмма -- ноги, а как идеограмма -- процесс движения.
   Идеограммы  не  передают  ни  звучание  слова,  ни  его  грамматические
изменения, а только стоящее за этим словом значение.


   Необходимость быстро  записывать сложные  и  длинные  тексты  привела к
тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от
греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
   На рубеже IV --  III тысячелетия до н.  э. фараон Нармер покорил Нижний
Египет и  приказал увековечить свою  победу.  Рельефный рисунок изображает
это  событие.  А  в  правом верхнем углу  --  пиктограмма,  которая служит
подписью  к  рельефам.   Сокол  держит  веревку,  продетую  сквозь  ноздри
человеческой головы,  которая как  бы  выходит из  полоски земли с  шестью
стеблями папируса.  Сокол --  символ царя-победителя, он держит на привязи
голову побежденного царя Севера;  земля с папирусами -- это Нижний Египет,
папирус ее символ.  Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак
папируса означает тысячу.  Но  можно ли  было рисунком передать имя  царя?
Откуда известно, что его звали Нармер?
   Оказывается,  в  это  время  египтяне из  рисунков уже  начали выделять
знаки,  которые обозначали не нарисованный предмет,  а звуки, составлявшие
его  название.  Рисунок навозного жука означал три  звука ХПР,  а  рисунок
корзины --  два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже
стали фонетическими знаками.  В древнеегипетском языке были слова с одно-,
двух-  и трехбуквенными слогами.  А так как египтяне гласных не писали, то
односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать
имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
   Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из
сложной системы письма выделился алфавит.
   Финикийцы,  познакомившись с этими буквами, на их основе создавали свое
алфавитное письмо.

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Утевская паола, Слов драгоценные клады