Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Утевская паола - Слов драгоценные клады

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 61
Размер файла: 380 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

называется  и  один из способов гадания, известный у многих народов. Когда
попытки  дешифровки  нарисованных  на  фасолинах  знаков  не  дали никаких
результатов,  этнографы  по аналогии вспомнили о гадании на бобах у других
народов. Метод сравнений и аналогий нередко помогает этнографам. Вероятно,
гадали на бобах и древние народы Анд.


В МАЛЕНЬКОМ СЕЛЕНИИ

   А поиски тем временем продолжались...
   Принял в них участие и боливийский ученый Дик Ибарра Грассо.
   Известный этнограф,  изучая  жизнь,  быт  и  обычаи  народа,  он  много
путешествовал по самым отдаленным уголкам Анд.
   Однажды он проходил через небольшое селение.  День был жарким, и Ибарра
Грассо подошел к маленькому домику попросить стакан воды утолить жажду.  У
окна сидела пожилая крестьянка.
   Грассо знал, что среди крестьян грамотных немного. Поэтому он удивился,
когда увидел,  что женщина у  окна что-то  пишет.  Он невольно взглянул на
бумажку. Взглянул и замер, пораженный.
   -- Что это? -- вдруг охрипшим голосом спросил он.
   Женщина  окунула  небольшую деревянную палочку  в  похожую  на  чернила
жидкость и сказала:
   -- Сок кактуса...
   --  Я  не  об этом... Что вы пишете? -- взволнованно, делая ударение на
ч_т_о, переспросил Грассо.
   -- Переписываю...  --  И она назвала одну католическую молитву. -- Дочь
заболела. Пусть прочтет, может, скорее поправится...
   Грассо  не   сводил  глаз  с   ее   бумажки.   Перед  ним  были  строки
иероглифических знаков.  Сдерживая волнение,  Грассо  расспросил женщину о
письме, которым она пользуется. Старая женщина охотно рассказала, что в их
селениях так переписывают молитвы.
   И  начались поиски.  От  поселка к  поселку шел Ибарра Грассо.  За  ним
последовали и  другие  этнографы.  Искали  древнее иероглифическое письмо,
которое,  как выяснилось,  действительно было довольно распространенно и в
Андах,  и в некоторых отдаленных от центра страны районах Перу. Записывали
этими знаками главным образом католические молитвы.
   Чаще всего писанием иероглифами занимаются женщины.  Слова в их записях
не  отделены друг  от  друга.  Знаков  много,  несколько сотен.  В  разных
местностях они часто имеют различную графическую форму.
   Дик Ибарра Грассо считает,  что,  возможно,  в селениях,  отдаленных от
столицы,  нашлись смельчаки,  которые продолжали пользоваться запрещенными
письменными знаками.  Свое  умение  они  передавали потомкам,  с  которыми
встретился Грассо.
   Но  действительно ли  ему удалось найти то самое письмо инков,  которое
так настойчиво ищут исследователи?
   К  сожалению,  до  сего времени не  найдено ни  одного иероглифического
памятника,   написанного  в  доиспанские  времена.  Поэтому  опять  только
догадки, гипотезы, предположения.
   И поиск продолжается...


ОТКРЫТИЕ

   Сообщение мировой  прессы  прозвучало сенсационно.  "Письменность инков
дешифрована".  "Прочитаны древние перуанские письмена".  "Решение проблемы
перуанской письменности".
   Нечего греха таить,  журналисты иногда увлекаются громкими заголовками.
Но  в  данном  случае  за  газетным шумом  стояло  событие,  заслуживающее
внимания деятелей культуры всего мира.  Речь шла об исследованиях Виктории
де  ла  Хара,  о  которых она сообщила на конгрессе,  посвященном изучению
культуры Анд. Конгресс состоялся в январе 1972 года в Лиме, столице Перу.
   Кто она такая, Виктория де ла Хара?
   Перуанка.  Скромная  секретарша одной торговой фирмы, поставившая перед
собой  благородную  цель: доказать, что ее народ издревле был цивилизован,
имел свою письменность, не только кипу...
   У  себя дома сеньора де  ла Хара хранит собранные ею на протяжении ряда
лет  деревянные  посудины,   так  называемые  керо,  немного  напоминающие
современные бокалы.  Разноцветные росписи на них -- главный и самый важный
материал,  который  изучает  исследовательница.  Имеются у  нее  и  ткани,
украшенные рисунками, похожими на росписи керо.
   Большинство   керо   покрыты   рисунками.   На   некоторых   изображены
человеческие фигуры,  цветы, деревья, птицы. Не случайные нагромождения, а
определенные сюжетные сцены. Под рисунком что-то похожее на геометрический
орнамент.  Три  ряда  небольших квадратиков.  Ромбы,  кружочки,  прямые  и
ломаные  линии.   Некоторые  квадратики,  заполненные  внутри  одинаковыми
геометрическими фигурами, повторяются.
   -- Это и есть знаки древнего перуанского письма, -- говорит Виктория де
ла Хара...
   Виктория де ла Хара сравнивает знаки,  помещенные под рисунками. Иногда
изменение содержания рисунка сопровождается изменением начерченных под ним
знаков, и, видимо, не случайно, а в определенной последовательности.
   И еще одно: оказывается, и окраска знаков имеет определенное конкретное
значение.  Уместно  вспомнить,  что  и  в  кипу  окраска  шнуров  не  была
случайной,  в  зависимости от  содержания употреблялся шнур  определенного
цвета.
   Виктория  де  ла  Хара пытается прочитать знаки-квадратики, понять, что
они  означают, какие слова передают. Она убеждена, что правильно прочитала
название города Куско, имена некоторых правителей.
   Со всеми ли ее выводами можно согласиться?
   Историки  спорят.  Спорят  лингвисты.  Все  согласны: исследовательская
работа  де  ла  Хара  заслуживает  самой  высокой оценки. Но окончательные
выводы  делать  еще  рано.  Известный  советский  ученый Юрий Валентинович
Кнорозов,  который  с  большим уважением относится к работе Виктории де ла
Хара,  все  же  считает,  что  знаки на керо -- не "примитивное письмо", а
высоко  развитая символика, по всей вероятности усовершенствованная именно
потому, что письмо находилось под запретом.

У археологов случаются неожиданные находки. И возможно, в каком-нибудь еще
 не открытом захоронении или под развалинами забытого храма удастся найти
   следы запрещенной письменности. И кто знает, будут ли они похожи на

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Утевская паола, Слов драгоценные клады