|
Главная - Наука - Биология
Утевская паола - Слов драгоценные клады Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 61 Размер файла: 380 Кб Страницы: «« « 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 » Не предшественница ли это современной детской фольклорной песенки:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей созывала...
Почерк, манера письма некоторых граффити похожи на надписи берестяных
грамот. Что ж, и те и другие сделаны приблизительно в одно время, а
иногда, быть может, и одной рукой. Форма букв в таких граффити, как и на
берестяных грамотах, характерна для письма XI -- XII столетий. А так как
граффити сделаны поверх фресок XII столетия, то нетрудно установить время,
когда они были написаны: конец XII -- начало XIII века.
ПРИНОСЯЩИЕ ВЕЛИКУЮ ПОЛЬЗУ
Как создавались в Древней Руси книги? Нужно помнить, что печатного
станка тогда еще не было. В своеобразных мастерских, называвшихся
скрипториями, работали писцы, переписчики рукописных книг. Скриптории
обычно бывали при княжеском дворе, при монастырях. А там, где книги
переписывались, они часто и хранились.
В уставе одного монастыря, среди "правил поведения" и "распорядка дня",
обязательных для братии, сказано, что в свободное время иноки должны
собираться в келье, в которой хранятся книги, брать их, читать до вечера,
а когда стемнеет, возвращать обратно. Вот вам и библиотека XI столетия!
Основателем и устроителем первой большой библиотеки на Руси был Ярослав
Мудрый. Летописец рассказывает: "Ярослав же... любил книги и много их,
переписавши, положил в церкви святой Софии, которую создал сам". София
Киевская действительно построена в годы его княжения.
Заглянем, хотя бы мысленно, в центральный зал собора и пойдем туда, где
стоит многотонный саркофаг -- гробница Ярослава. Для этого нужно пройти
под аркой, с которой реставраторы сняли часть верхнего слоя позднейшей
росписи. Они думали, что найдут очередной орнамент, обычный на стенах и
арках собора.
Каково же было их удивление, когда на древней стене стал вырисовываться
чей-то портрет. Раздались взволнованные голоса:
-- Смотрите, вокруг головы нет нимба...
-- Значит, не святой...
-- Светский портрет. Чей же?..
Пестрота красок утеряна. Остались только контурные линии. Со стены на
реставраторов смотрел мужчина средних лет, в высокой шапке, в богатом
костюме.
-- Видно, портрет князя. Но кого именно? -- говорили реставраторы,
спрашивали друг друга историки, интересовались художники.
Загадка была разгадана, когда советский историк, антрополог и скульптор
Михаил Михайлович Герасимов изобрел и разработал способ восстановления по
черепу лица давно умершего человека. Им создан ряд скульптурных портретов,
и среди них портрет Ярослава Мудрого. Сходство с портретом на стене под
аркой оказалось разительным. В 1969 году в честь основания Ярославом
Мудрым первой на Руси библиотеки во дворе заповедника против входа в собор
установлен памятник. На каменной глыбе портрет князя и слова из летописи,
восхваляющие его за то, что он "сеял в сердцах людей книжные слова",
говорится о "великой пользе", которую приносит людям книжное учение.
"ЗАМЕЧЕННЫЕ ОПЕЧАТКИ"
В современных книгах нередко бывает вклеен листочек, на котором
помещены допущенные в тексте ошибки, так называемые "замеченные опечатки".
А ведь каждую строчку не раз проверяли и выверяли: первым вчитывался
автор, потом редактор, корректоры.
Тем более возможны ошибки в древних рукописях. Их опечатками не
назовешь: когда они создавались, печатного станка еще не было. Правильнее
будет сказать "описки". И действительно, сколько слов написано по-разному!
В одной рукописи читаем: глава, град, брег, ладия, нощь, одежда, аз,
единъ. В другой: голова, город, берег, лодья, ночь, одежа, язъ, один.
Да описки ли это? Что-то уж очень их много, и почему-то в одних и тех
же словах постоянно одинаковые ошибки. Исследователи внимательно изучают
язык рукописных книг. И оказывается, что в большинстве случаев это не
случайный промах рассеянного писца.
Первые книги в Древней Руси были богослужебные, и переписывались они со
старославянского языка, который стал образцом для русских книжников и
сыграл большую роль в развитии русского литературного языка.
Старославянский язык был понятен всем славянам, где бы они ни жили, в
Преславле или Киеве, в Охриде или Новгороде. Об этом говорится в летописи
"Повести временных лет": "Бе един язык словенск..." И дальше: "Словенский
язык и русский одно есть..." Однако то, что старославянские книги были
понятны русским читателям, еще не означает, что старославянский полностью
совпадал с древнерусским языком, кстати, далеко не однородным. В нем
одновременно существовали два основных типа: книжный, или литературный, и
разговорный. В древнерусских книгах старославянские слова соседствуют с
русскими. Они часто друг на друга похожи. Отсюда и кажущиеся описки. Таким
образом, можно восстановить разговорный язык наших предков, узнать, каким
был он. Это не только интересно, но и очень нужно историкам, изучающим быт
времен Киевской Руси. Ведь каждая вещь имеет свое название. Зная ряд
названий, можно догадаться, какие вещи окружали людей в прошлом --
домашняя утварь, одежда, орудия труда, оружие.
Даже переписывая старославянские книги, писцы делали это не
механически, не переносили все без исключения старославянские формы в
книги, предназначенные для русских читателей. Они вдумчиво отбирали и
подбирали слова, нередко заменяя старославянские русскими. И тогда, вместо
старославянского глава, град, брег, писалось голова, город, берег. Иногда
это были слова книжные, иногда разговорные. Кстати, не всегда легко их
одно от другого отличить. Часто русское слово попадало в старославянский
текст и случайно.
Но хоть и бывали действительно случайные описки, в общем переписчики
обогащали язык. Старославянский богат синонимами. А они добавляли к ним и
русские значения того или иного понятия. Таким образом рождались цепочки
Страницы: «« « 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |