Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Утевская паола - Слов драгоценные клады

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 61
Размер файла: 380 Кб
Страницы: «« « 45   46   47   48   49   50   51   52   53  54   55   56   57   58   59   60   61  »

   Похоронен  Ростислав  Всеволодович в Софийском соборе. Если сопоставить
две  даты (на граффити 25 мая, а в летописи 26-е), можно предположить, что
речь  идет о смерти Ростислава. Но почему неизвестный нам автор написал не
"утонул", а "утоплен"? И не 26-го, а 25-го?
   Среди  литературных  памятников  времен  Киевской  Руси широко известен
"Киево-Печерский патерик". В нем рассказывается не только о житиях святых,
но  и о жизни Киева в XI -- XIII веках, о стычках, а порой открытой борьбе
Киево-Печерского  монастыря  с  князьями.  Один  из  эпизодов этой борьбы,
кажется,  раскрывает  перед нами тайну загадочного граффити. Однажды монах
Киево-Печерского монастыря Григорий вышел на берег Днепра помыть посуду. В
это  время  мимо  него проезжал Ростислав со своими отроками-дружинниками.
Молодой  князь  хотел  перед  битвой  с  половцами помолиться в монастыре.
Дружинники  Ростислава  стали  смеяться  над  Григорием. Разозленный монах
пригрозил  им: "За то, что насмехаетесь надо мной, все вы потонете, вместе
со  своим  князем".  Ростислав  возмутился -- не привык княжич выслушивать
подобные слова. И повелел привязать Григорию на шею камень и утопить его в
Днепре.  Дружинники  с  хохотом  выполнили  приказ,  а  Ростислав  объехал
монастырь,  так  и  не  помолившись. А дальше произошло то, о чем "Слово о
полку  Игореве"  рассказывает  с  горечью  и  сочувствием,  а  патерик  со
злорадством:   Ростислав   вместе   со  своими  отроками,  отступая  перед
половцами,  утонул  в  Стугне...  Было  это  26 мая, а встреча с Григорием
произошла накануне, 25-го.
   Возможно,  жестокую расправу Ростислава над монахом Григорием и  имел в
виду  неизвестный  автор  граффити.  Киево-Печерский  монастырь  стремился
использовать этот печальный случай (а  быть может,  драматическую легенду)
как доказательство того,  насколько губительно пренебрежительное отношение
к  монастырю  и  его  служителям.  И  вот  человек,  вероятно,  близкий  к
монастырским кругам,  вспомнив,  что в Софии похоронен Ростислав,  записал
страшное обвинение молодому князю.  Но  назвать Григория этот человек,  по
всей вероятности, не решился...
   Среди  множества  имен  на  стенах  собора  имеется  одно  имя  --  имя
легендарного  певца  Бояна.   В   одном  из   самых  больших  граффити  --
четырнадцать строк.  Идет  речь  о  покупке  земли.  О  том,  что  княгиня
Всеволодова  "купила  землю  Боянову".  В  довольно  подробном  тексте  не
упоминается, где она, эта Боянова земля.
   Если автор граффити имел в виду Бояна-певца, которого в то время уже не
было в живых, то объяснять, где именно находится его земля, не было нужды:
память о нем жила в народе.
   Большинство  граффити  совсем  короткие:  "Господи,  помоги рабу своему
Василию,  грешнику,  помоги ему, господи", "Раб божий, грешный Пантелеймон
писал",  "Господи,  помоги  рабу  своему Петру Феодулу". А слова "Господи,
помоги  рабе  своей  Агафье"  найдены  на  хорах, там, где обычно молились
женщины. Стало быть, и киевлянки знали грамоту.
   Нелегко найти  и  прочитать граффити.  Фрески Софии --  шедевр древнего
искусства -- были в позднейшие времена покрыты новыми росписями. Художники
старательно зашпаклевывали малейшую царапину на стене.  Прочитать и понять
почти стертые надписи -- очень сложное и кропотливое дело.
   Первым  заинтересовался и  попытался изучать  граффити  Софии  Киевской
Борис  Александрович Рыбаков.  Изучением их  занимался и  другой советский
ученый,  Павел  Николаевич Попов.  Ныне  над  древними  надписями работает
Сергей Александрович Высоцкий.  Два десятилетия отыскивает он  все новые и
новые надписи. А недавно нашел особенно интересное граффити.


ПОКА ЧТО ГИПОТЕЗА

   Был  обычный рабочий день.  Высоцкий не  торопясь рассматривал какую-то
надпись. Вдруг услышал:
   -- Сергей Александрович, подите-ка сюда.
   Невдалеке  работали реставраторы. Соскабливали аляповатую роспись XVIII
века,  сделанную поверх древних фресок. Когда часть штукатурки, положенной
в  XI веке, освободилась от более поздних наслоений, реставраторы заметили
на стене цепочку букв.
   Это была не  фраза,  даже не  слово,  а  действительно отдельные буквы.
Рядом нарисована корова, а над ней нацарапано "муу". Высоцкому вспомнилось
граффити,  выцарапанное неумелой рукой  подростка:  "Пищан писал  в  дьяки
ходив выучеником".
   -- И тут школьники, -- улыбнулся он.
   Еще  и  еще  раз  внимательно вглядывается Высоцкий  в  новую  находку.
Азбука!
   Ему  хорошо  известно,  что  в  X  веке  --  об  этом  писал и Храбр --
славянская  азбука  состояла  из  тридцати  восьми  букв: двадцати четырех
греческих  и  четырнадцати  славянских. В кириллических памятниках XI века
было  уже  сорок  три  буквы:  двадцать  четыре  греческие  и девятнадцать
славянские.   А   здесь?   В  азбуке,  которую  он  внимательно  читает  и
перечитывает,  двадцать  семь букв: двадцать три греческие и только четыре
славянские  --  Б,  Ж,  Ш,  Щ.  Правда,  эти буквы особенно необходимы для
передачи  языка  славян,  свойственных  ему  звуков.  И  еще  одно удивило
Высоцкого.  Кириллица, как известно, происходит от византийского уставного
письма  VIII  --  IX  веков.  А  здесь  есть  буквы, напоминающие по форме
греческое письмо VII века.
   С.  А.  Высоцкий считает,  что  найденная азбука  отражает первый  этап
"устроения" славянского письма  --  приспособление греческого  алфавита  к
фонетическим   особенностям   языка   наших   предков.   Существовала  она
значительно раньше,  чем построен собор,  на стенах которого обнаружена. В
соборе  хранился  государственный архив.  Могли  там  быть  и  договоры  с
Византией Олега,  Игоря,  Святослава.  И какой-нибудь книжник,  историк, а
быть может,  тогдашний архивариус,  изучая древние документы, для удобства
нацарапал на стене возле своего "рабочего места" буквы,  которыми они были
написаны.
   Не  потому ли так быстро освоена в  Киевской Руси болгарская кириллица,
что  похожая на  нее  азбука существовала у  восточных славян издавна,  по
мнению Высоцкого, не позднее IX века.
   Предположение Высоцкого,  что найдена докириллическая азбука,  пока что
только  смелая  гипотеза.  Ее  не  подтвердили  никакие  другие  памятники
письменности.  А  может,  мы  их  еще  когда-нибудь найдем,  как нашли эту
удивительную азбуку...
   Помимо  Софии,  граффити  найдены  в  Киеве  и  на  остатках штукатурки
Десятинной церкви, на стенах Выдубецкого монастыря, в Зверинецких пещерах.
В летописи сказано:  "И был около града лес и бор великий", и люди "жили в

Страницы: «« « 45   46   47   48   49   50   51   52   53  54   55   56   57   58   59   60   61  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Утевская паола, Слов драгоценные клады