|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 » »» различных исторических условиях. С аналогичных позиций и в исторической
конкретности рассматриваются преимущества (или известные несовершенства)
разных пород дерева, различных сортов камня или металла для определенных
творческих целей скульпторов.
С общим замыслом труда Б. Р. Виппера связаны в каждом из четырех его
разделов -- "Графики", "Скульптуры", "Живописи", "Архитектуры" --
обоснование и оценка специфики каждого из рассматриваемых искусств.
Отчетливо показаны на конкретных примерах характерные отличия графики от
живописи и скульптуры, сильные стороны графики, ее особые выразительные
возможности и пределы этих возможностей. Точно так же всесторонне
оцениваются специфические художественные качества скульптуры в сопоставлении
с другими изобразительными искусствами. Раскрыты и огромные преимущества
живописи, и все же своеобразная ее ограниченность в сравнении с графикой или
скульптурой. Именно в связи с этими определениями великой силы и
относительной слабости того или иного искусства становится закономерным
выбор графики (а не живописи), скульптуры (а не графики и не живописи) для
творческого решения тех или иных художественных проблем: различных видов
графики для книжной иллюстрации, карикатуры, плаката, скульптуры -- в первую
очередь для пластического изображения человека. "Если архитектура создает
пространство, -- пишет Б. Р. Виппер,-- а скульптура -- тела, то живопись
соединяет тела с пространством, фигуры с предметами вместе со всем их
окружением, с тем светом и воздухом, в котором они живут". Однако, как
замечает дальше автор, возможности живописи при этом отнюдь не беспредельны.
Ее преимущества "покупаются дорогой ценой -- ценой отказа от третьего
измерения, от реального объема, от осязания. Живопись -- это искусство
плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в
иллюзии".
Примечательно, что и архитектуру Б. Р. Виппер определяет как
изобразительное искусство. Подобно живописи и скульптуре, она связана с
"натурой", с действительностью, но ее изобразительная тенденция отличается
от принципов изображения в живописи и скульптуре: "...она имеет не столько
"портретный", сколько обобщенно-символический характер -- иначе говоря, она
стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета,
явления, а типических функций жизни". В любом стиле, в любом памятнике
художественной архитектуры, утверждает исследователь, "...мы всегда
найдем... реальную конструкцию, которая определяет стабильность здания, и
видимую, изображенную конструкцию, выраженную в направлении линий, в
отношении плоскостей и масс, в борьбе света и тени, которая придает зданию
витальную энергию, воплощает его духовный и эмоциональный смысл. Мы можем
сказать больше: именно способность изображения и отличает художественную
архитектуру как искусство от простого строительства. Обыкновенное строение
служит практическим потребностям, оно "есть" жилой дом, вокзал или театр;
произведение же художественной архитектуры изображает, чем оно "должно
быть", раскрывает, выражает свой смысл, свое практическое и идейное
назначение".
Прослеживая историческое развитие каждого из видов изобразительного
искусства, Б. Р. Виппер рассказывает об эволюции его технических приемов с
момента их появления, о сменах предпочитаемых материалов и способов их
обработки, о возникновении все новых и новых разновидностей, например
графики, новых композиционных проблем в скульптурном изображении человека, о
различном понимании пространства на разных этапах живописи, о расширении в
ней круга жанров в те или иные времена. При этом из истории каждого вида
искусства привлекаются в изобилии конкретные образцы, круг которых
поразительно широк и многообразен, впрочем с вполне понятным преобладанием
классического наследия, выдающихся художественных явлений, ярких творческих
фигур. Так в разделе "Графика" Б. Р. Виппер ссылается на зарождение рисунка
в эпоху палеолита, на господство его в Древнем мире, на роль его в средние
века и сосредоточивает внимание на эпохе Возрождения, затрагивая творчество
Леонардо, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Дюрера среди большого количества
других имен. Характеризуя различные формы печатной графики, исследователь
опирается на широчайший круг примеров от Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего
до Обри Бердслея, Гогена, Мунка, Остроумовой-Лебедевой, Фаворского,
Кравченко... Проблемы карикатуры, плаката, книжной графики еще расширяют
этот круг, в который включаются многие другие авторы, в том числе Домье,
Тулуз-Лотрек, советские карикатуристы и затем длинный ряд мастеров книжной
графики, начиная от Боттичелли с его иллюстрациями к "Божественной комедии"
Данте и кончая Врубелем и советскими графиками.
Вполне закономерно, что в разделе "Скульптура" очень многие положения
иллюстрируются и подкрепляются материалами античного искусства и ссылками на
творчество мастеров Возрождения. Но и здесь привлечены образцы XVII века, в
частности Бернини, и здесь исследователь обращается к примерам Новейшего
времени, в том числе к искусству Родена и Веры Мухиной.
Два других раздела "Введения в историческое изучение искусства" в
принципе должны оцениваться несколько иначе, так как в них -- в каждом
по-разному -- показан, раскрыт читателю не весь использованный автором
материал художественного творчества. Хотя этот материал очень богат, и в
разделе "Живопись" Б. Р. Виппер, вне сомнений, имел в виду еще более широкий
круг явлений, о котором был намерен говорить в связи с проблематикой
различных жанров. В еще большей мере касается это раздела "Архитектура":
публикуемый текст предполагалось дополнить проблематикой и материалами
Новейшего времени, что уже не удалось осуществить автору.
Для того чтобы пояснить причины некоторого отличия двух первых разделов
от третьего и четвертого разделов работы Б. Р. Виппера, необходимо
обратиться к истории ее создания в целом, от первоначального замысла курса
"Теория искусства" до публикуемого нами текста "Введения в историческое
изучение искусства". В годовом университетском курсе, как его читал (и
записал) Б. Р. Виппер полвека тому назад, помимо четырех разделов, известных
теперь читателю, имелось еще два раздела: курс открывался рядом лекций по
истории эстетических учений, а заканчивался разбором новейших тогда теорий
развития искусства. Вместе с тем раздел "Живопись", например, судя по
сохранившимся материалам, был более широк и охватывал еще ряд проблем,
которые не получили отражения в первоначальном авторском тексте. Так или
иначе Б. Р. Виппер явно стремился в дальнейшем пополнить его, что всецело
доказывается составом проспекта "Живопись" для новой редакции,
осуществившейся в 1960-е годы.
Возвращаясь к содержанию данного курса лекций, Б. Р. Виппер отчасти
пересмотрел свой текст согласно требованиям времени. Он читал в Ташкенте в
Среднеазиатском университете в годы эвакуации ряд курсов и среди них
"Введение в историческое изучение искусства". В этой связи возник новый
конспект курса. Из него были исключены вступительные лекции об эстетических
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |