Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

различных исторических условиях.  С  аналогичных позиций  и  в  исторической
конкретности  рассматриваются  преимущества  (или известные  несовершенства)
разных пород  дерева, различных  сортов  камня или  металла для определенных
творческих целей скульпторов.
     С общим замыслом труда Б. Р. Виппера  связаны  в каждом из четырех  его
разделов   --  "Графики",   "Скульптуры",   "Живописи",   "Архитектуры"   --
обоснование  и  оценка   специфики  каждого  из  рассматриваемых   искусств.
Отчетливо  показаны на конкретных  примерах характерные  отличия  графики от
живописи  и скульптуры,  сильные  стороны  графики, ее  особые выразительные
возможности  и   пределы  этих   возможностей.  Точно   так  же  всесторонне
оцениваются специфические художественные качества скульптуры в сопоставлении
с  другими  изобразительными  искусствами. Раскрыты и  огромные преимущества
живописи, и все же своеобразная ее ограниченность в сравнении с графикой или
скульптурой.   Именно  в  связи  с  этими   определениями  великой  силы   и
относительной  слабости того или  иного  искусства  становится  закономерным
выбор графики (а не  живописи), скульптуры  (а не графики и не живописи) для
творческого решения  тех  или  иных художественных проблем: различных  видов
графики для книжной иллюстрации, карикатуры, плаката, скульптуры -- в первую
очередь для пластического изображения  человека.  "Если  архитектура создает
пространство, --  пишет Б.  Р. Виппер,-- а  скульптура --  тела, то живопись
соединяет  тела с пространством,  фигуры  с предметами  вместе  со  всем  их
окружением,  с тем  светом  и воздухом, в котором они  живут".  Однако,  как
замечает дальше автор, возможности живописи при этом отнюдь не беспредельны.
Ее  преимущества  "покупаются  дорогой ценой --  ценой  отказа  от  третьего
измерения,  от  реального  объема,  от  осязания. Живопись --  это искусство
плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в
иллюзии".
     Примечательно,   что   и  архитектуру  Б.  Р.  Виппер  определяет   как
изобразительное  искусство. Подобно  живописи  и  скульптуре, она связана  с
"натурой", с действительностью, но ее  изобразительная тенденция  отличается
от  принципов изображения в живописи и  скульптуре: "...она имеет не столько
"портретный", сколько  обобщенно-символический характер -- иначе говоря, она
стремится   к  воплощению  не  индивидуальных  качеств  человека,  предмета,
явления,  а типических функций  жизни".  В  любом  стиле, в любом  памятнике
художественной   архитектуры,   утверждает   исследователь,   "...мы  всегда
найдем... реальную  конструкцию, которая  определяет стабильность  здания, и
видимую,  изображенную  конструкцию,  выраженную   в  направлении  линий,  в
отношении  плоскостей и масс, в борьбе света  и тени, которая придает зданию
витальную энергию, воплощает его  духовный и эмоциональный  смысл. Мы  можем
сказать  больше:  именно  способность  изображения и отличает художественную
архитектуру  как искусство от простого строительства. Обыкновенное  строение
служит  практическим  потребностям, оно "есть"  жилой дом, вокзал или театр;
произведение  же  художественной  архитектуры изображает,  чем  оно  "должно
быть",  раскрывает,  выражает   свой  смысл,  свое  практическое  и  идейное
назначение".
     Прослеживая  историческое  развитие  каждого из видов  изобразительного
искусства,  Б. Р. Виппер рассказывает об  эволюции его технических приемов с
момента  их  появления, о  сменах  предпочитаемых материалов  и способов  их
обработки,  о  возникновении  все  новых  и  новых  разновидностей, например
графики, новых композиционных проблем в скульптурном изображении человека, о
различном понимании пространства  на разных этапах  живописи, о расширении в
ней  круга  жанров в те или иные времена. При  этом из истории  каждого вида
искусства   привлекаются  в   изобилии  конкретные  образцы,  круг   которых
поразительно широк и многообразен,  впрочем с вполне  понятным преобладанием
классического  наследия, выдающихся художественных явлений, ярких творческих
фигур. Так  в разделе "Графика" Б. Р. Виппер ссылается на зарождение рисунка
в эпоху палеолита, на господство его в Древнем  мире, на роль  его в средние
века и сосредоточивает внимание на эпохе  Возрождения, затрагивая творчество
Леонардо, Рафаэля, Тициана,  Тинторетто,  Дюрера среди  большого  количества
других имен.  Характеризуя  различные  формы печатной графики, исследователь
опирается на широчайший круг примеров  от Дюрера и Ганса Гольбейна  Младшего
до   Обри  Бердслея,   Гогена,  Мунка,  Остроумовой-Лебедевой,   Фаворского,
Кравченко... Проблемы  карикатуры, плаката,  книжной  графики  еще расширяют
этот  круг,  в который включаются многие другие  авторы, в том числе  Домье,
Тулуз-Лотрек, советские карикатуристы и затем длинный ряд  мастеров  книжной
графики, начиная от Боттичелли с  его иллюстрациями к "Божественной комедии"
Данте и кончая Врубелем и советскими графиками.
     Вполне  закономерно, что в разделе "Скульптура" очень многие  положения
иллюстрируются и подкрепляются материалами античного искусства и ссылками на
творчество мастеров Возрождения. Но  и здесь привлечены образцы XVII века, в
частности Бернини,  и  здесь исследователь  обращается к примерам  Новейшего
времени, в том числе к искусству Родена и Веры Мухиной.
     Два  других  раздела  "Введения в  историческое  изучение  искусства" в
принципе  должны  оцениваться  несколько иначе,  так  как в  них -- в каждом
по-разному --  показан,  раскрыт  читателю  не  весь использованный  автором
материал  художественного  творчества. Хотя этот материал  очень богат,  и в
разделе "Живопись" Б. Р. Виппер, вне сомнений, имел в виду еще более широкий
круг  явлений, о  котором  был  намерен  говорить  в связи  с  проблематикой
различных жанров.  В еще большей мере касается  это  раздела  "Архитектура":
публикуемый  текст  предполагалось  дополнить  проблематикой  и  материалами
Новейшего времени, что уже не удалось осуществить автору.
     Для того чтобы пояснить причины некоторого отличия двух первых разделов
от  третьего   и  четвертого  разделов  работы  Б.  Р.  Виппера,  необходимо
обратиться к истории  ее создания в целом, от первоначального замысла  курса
"Теория искусства"  до публикуемого  нами текста  "Введения  в  историческое
изучение искусства".  В годовом  университетском  курсе, как  его  читал  (и
записал) Б. Р. Виппер полвека тому назад, помимо четырех разделов, известных
теперь  читателю, имелось еще два раздела:  курс  открывался рядом лекций по
истории  эстетических учений, а заканчивался разбором новейших  тогда теорий
развития  искусства.  Вместе  с  тем  раздел "Живопись", например,  судя  по
сохранившимся  материалам,  был  более  широк и  охватывал  еще ряд проблем,
которые не  получили  отражения в первоначальном  авторском  тексте. Так или
иначе  Б. Р. Виппер явно стремился  в дальнейшем пополнить его,  что всецело
доказывается   составом    проспекта   "Живопись"   для    новой   редакции,
осуществившейся в 1960-е годы.
     Возвращаясь к  содержанию данного  курса лекций,  Б. Р. Виппер  отчасти
пересмотрел свой  текст согласно требованиям времени. Он  читал в Ташкенте в
Среднеазиатском  университете  в годы  эвакуации  ряд  курсов  и  среди  них
"Введение  в историческое изучение искусства".  В  этой  связи  возник новый
конспект курса. Из него были исключены вступительные лекции об  эстетических

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства