Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

учениях и  заключение о теориях развития искусства. Существо центральных  же
разделов  радикально   не  изменилось.  Раздел   "Живопись"   был   дополнен
положениями об исторической картине, в ряде случаев  углубились исторические
обоснования  тех  или  иных  художественных явлений  и  процессов,  возникли
некоторые новые акценты.
     И дальше  Б. Р. Виппер не раз возвращался мыслями к этой  своей работе,
по-видимому, ощущая  ее актуальность как в учебном  обиходе,  так и в  более
широких масштабах научной проблематики. Он давно пришел к выводу, что раздел
об  эстетических  учениях в своем  прежнем виде устарел,  да  и  не  мог  не
устареть, поэтому  он исключил  его из новых редакций. Однако это сокращение
было позднее с  лихвой  возмещено, если можно  так  сказать. При создании  в
Институте истории  искусств Академии  наук  СССР  нового  комплексного труда
"История европейского искусствознания"  (1960-- 1966)  Б. Р.  Виппер как его
инициатор, руководитель  и  один  из  основных  авторов  задумал  на  основе
марксистской  методологии осветить эволюцию методов  искусствознания  от его
истоков в  древности  до нашей современности.  Вне  сомнений, это  полностью
перекрыло более скромные задачи прежнего введения к курсу лекций.
     Естественно,  с другой стороны,  что,  когда Б. Р.  Виппер, будучи  уже
членом-корреспондентом  Академии  художеств  СССР,  работал над  подготовкой
"Введения  в историческое  изучение  искусства"  к  печати,  он  оставил  от
прежнего состава  работы только  четыре  ее  центральных  раздела. Теперь он
рассматривал   "Графику",   "Живопись",   "Скульптуру",  "Архитектуру"   как
своеобразный цикл  исследований, посвященный  проблемам специфики этих видов
искусства в связи с их техническими основами.
     Разделы  "Графика"  и "Скульптура"  были подготовлены  автором  в новой
редакции в  1964--1965  годах.  Раздел  "Живопись" начат переработкой в 1966
году  и не  завершен, то были  последние строки,  написанные Б.  Р. Виппером
совсем  незадолго  до  кончины.   Раздел   "Архитектура"  остался  в   своем
первоначальном  виде  и  еще не  был подвергнут последней переработке. Таким
образом,  первое  издание  "Введения  в  историческое  изучение  искусства",
осуществленное  в 1970 году  "Графика"  и "Скульптура", частично  обновленный  текст раздела "Живопись" и
прежний,  созданный  в  1933--1942 годах,  не переработанный  автором  текст
раздела "Архитектура". Это побудило  редколлегию дополнить раздел "Живопись"
некоторыми  приложениями  из  материалов  автора  --   фрагментом  "Жанры  в
живописи"  (из   нового  проспекта,   составленного   Виппером  для  раздела
"Живопись") и ранней  статьей Б. Р. Виппера "Проблема сходства в  портрете",
опубликованной  в первом выпуске сборника "Московский Меркурий" в 1917 году.
Текст  же раздела  "Архитектура", несомненно,  был  бы значительно  пополнен
самим  автором,  ибо  новейшее  развитие  этого  искусства  потребовало   бы
изменений  и существенных  добавлений. Пришлось, к  сожалению, примириться с
известной незавершенностью раздела, который,
     __________________
          однако, и в  таком виде богат  содержанием, интересен по проблематике и
будет весьма полезен для читателей.
     В  целом  работа Б.  Р. Виппера  имеет  не  только  неоспоримое научное
значение,  но  и подлинную  научно-практическую ценность. Она оригинальна по
общему замыслу и его  выполнению, носит ясный отпечаток творческой  личности
ученого.  Первое издание  ее,  осуществленное  в 1970  году,  заинтересовало
большой   круг   читателей,   оказалось   в  высшей  степени   полезным  для
искусствоведов и на практике  получило  признание в качестве единственного в
своем  роде  учебного пособия в художественных  вузах  нашей страны. В самом
деле, для  тех, кто еще готовится  стать графиком, скульптором,  живописцем,
архитектором, как и для многих молодых художников,  "Введение в историческое
изучение  искусства"  принесет и теоретическую,  и практическую  пользу. Оно
действительно  введет   их   в  систему  техники,   характерной  для   видов
изобразительного искусства в разное  время, объяснит эволюцию этой системы в
конечном  счете  эстетическими  закономерностями, возникавшими  в  различные
исторические  эпохи.   Много   ценного   почерпнут   для   себя  и   молодые
искусствоведы, поскольку в суждениях о художественном творчестве они мало  и
редко обращают внимание на особенности различных техник в гравюре, живописи,
скульптуре, да и  примеров  такого обращения почти не находят в  современной
научной литературе.
     Между тем названный  сборник "Статьи  об  искусстве",  в  который вошло
среди  других работ  Б.  Р.  Виппера  и  "Введение в  историческое  изучение
искусства",  разошелся  сразу  же  после  выхода   из  печати.  Поэтому  нам
представляется целесообразным выпустить отдельным изданием  этот труд, чтобы
удовлетворить  потребности  многочисленных  советских читателей, и  в первую
очередь  художественной молодежи, будущих  специалистов,  подготавливаемых в
высших учебных заведениях.
     Т. Н. Ливанова





























Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства