|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» учениях и заключение о теориях развития искусства. Существо центральных же
разделов радикально не изменилось. Раздел "Живопись" был дополнен
положениями об исторической картине, в ряде случаев углубились исторические
обоснования тех или иных художественных явлений и процессов, возникли
некоторые новые акценты.
И дальше Б. Р. Виппер не раз возвращался мыслями к этой своей работе,
по-видимому, ощущая ее актуальность как в учебном обиходе, так и в более
широких масштабах научной проблематики. Он давно пришел к выводу, что раздел
об эстетических учениях в своем прежнем виде устарел, да и не мог не
устареть, поэтому он исключил его из новых редакций. Однако это сокращение
было позднее с лихвой возмещено, если можно так сказать. При создании в
Институте истории искусств Академии наук СССР нового комплексного труда
"История европейского искусствознания" (1960-- 1966) Б. Р. Виппер как его
инициатор, руководитель и один из основных авторов задумал на основе
марксистской методологии осветить эволюцию методов искусствознания от его
истоков в древности до нашей современности. Вне сомнений, это полностью
перекрыло более скромные задачи прежнего введения к курсу лекций.
Естественно, с другой стороны, что, когда Б. Р. Виппер, будучи уже
членом-корреспондентом Академии художеств СССР, работал над подготовкой
"Введения в историческое изучение искусства" к печати, он оставил от
прежнего состава работы только четыре ее центральных раздела. Теперь он
рассматривал "Графику", "Живопись", "Скульптуру", "Архитектуру" как
своеобразный цикл исследований, посвященный проблемам специфики этих видов
искусства в связи с их техническими основами.
Разделы "Графика" и "Скульптура" были подготовлены автором в новой
редакции в 1964--1965 годах. Раздел "Живопись" начат переработкой в 1966
году и не завершен, то были последние строки, написанные Б. Р. Виппером
совсем незадолго до кончины. Раздел "Архитектура" остался в своем
первоначальном виде и еще не был подвергнут последней переработке. Таким
образом, первое издание "Введения в историческое изучение искусства",
осуществленное в 1970 году "Графика" и "Скульптура", частично обновленный текст раздела "Живопись" и
прежний, созданный в 1933--1942 годах, не переработанный автором текст
раздела "Архитектура". Это побудило редколлегию дополнить раздел "Живопись"
некоторыми приложениями из материалов автора -- фрагментом "Жанры в
живописи" (из нового проспекта, составленного Виппером для раздела
"Живопись") и ранней статьей Б. Р. Виппера "Проблема сходства в портрете",
опубликованной в первом выпуске сборника "Московский Меркурий" в 1917 году.
Текст же раздела "Архитектура", несомненно, был бы значительно пополнен
самим автором, ибо новейшее развитие этого искусства потребовало бы
изменений и существенных добавлений. Пришлось, к сожалению, примириться с
известной незавершенностью раздела, который,
__________________
однако, и в таком виде богат содержанием, интересен по проблематике и
будет весьма полезен для читателей.
В целом работа Б. Р. Виппера имеет не только неоспоримое научное
значение, но и подлинную научно-практическую ценность. Она оригинальна по
общему замыслу и его выполнению, носит ясный отпечаток творческой личности
ученого. Первое издание ее, осуществленное в 1970 году, заинтересовало
большой круг читателей, оказалось в высшей степени полезным для
искусствоведов и на практике получило признание в качестве единственного в
своем роде учебного пособия в художественных вузах нашей страны. В самом
деле, для тех, кто еще готовится стать графиком, скульптором, живописцем,
архитектором, как и для многих молодых художников, "Введение в историческое
изучение искусства" принесет и теоретическую, и практическую пользу. Оно
действительно введет их в систему техники, характерной для видов
изобразительного искусства в разное время, объяснит эволюцию этой системы в
конечном счете эстетическими закономерностями, возникавшими в различные
исторические эпохи. Много ценного почерпнут для себя и молодые
искусствоведы, поскольку в суждениях о художественном творчестве они мало и
редко обращают внимание на особенности различных техник в гравюре, живописи,
скульптуре, да и примеров такого обращения почти не находят в современной
научной литературе.
Между тем названный сборник "Статьи об искусстве", в который вошло
среди других работ Б. Р. Виппера и "Введение в историческое изучение
искусства", разошелся сразу же после выхода из печати. Поэтому нам
представляется целесообразным выпустить отдельным изданием этот труд, чтобы
удовлетворить потребности многочисленных советских читателей, и в первую
очередь художественной молодежи, будущих специалистов, подготавливаемых в
высших учебных заведениях.
Т. Н. Ливанова
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |