|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 » »» между художником и зрителем. Рисунок обычно (хотя и не всегда) художник
делает для себя, воплощая в нем свои наблюдения, воспоминания, выдумки или
же задумывая его как подготовку для будущей работы. В рисунке художник как
бы разговаривает сам с собой; рисунок часто предназначается для внутреннего
употребления в мастерской, для собственных папок, но может быть сделан и с
целью показа зрителям. Рисунок подобен монологу, он обладает персональным
почерком художника с его индивидуальной фактурой, оригинальной и
неповторимой. Он может быть незакончен, и даже в этой незавершенности может
быть заложено его очарование. Следует подчеркнуть, наконец, что рисунок
существует только в одном экземпляре.
Напротив, печатная графика (эстамп, книжная иллюстрация и т. п.) часто
выполнена на заказ, для размножения, рассчитана не на одного, а на многих.
Печатная графика, которая репродуцирует оригинал во многих экземплярах, быть
может, более всех других искусств рассчитана на широкие слои общества, на
народную массу. Но не следует думать, что печатная графика -- это всегда
рисунок, для размножения гравированный на дереве или на металле; нет, это --
особая композиция, специально задуманная в определенной технике, в
__________________
определенном материале и в других техниках и материалах неосуществимая.
И каждому материалу, каждой технике свойственна особая структура образа.
РИСУНОК
Его начала восходят к древнейшим периодам в истории человечества. Уже
от эпох палеолита сохранились рисунки животных, процарапанные на кости и
камне и нарисованные на стенах и сводах пещеры. Причем можно проследить
последовательную эволюцию в развитии рисунка: от линий, процарапанных или
вдавленных, к линиям нарисованным, от контура к силуэту, к штриховке, к
тону, красочному пятну.
В искусстве Древнего мира можно говорить о полном господстве рисунка. В
сущности говоря, и вся египетская живопись, и роспись греческих ваз -- это
тот же линейный, контурный рисунок, в котором краска не играет активной
роли, исполняя только служебную роль -- заполнения силуэта. Вместе с тем
этот древний рисунок принципиально отличен от рисунка эпохи Ренессанса и
барокко: в Египте рисунок -- это в известной мере полуписьмена, образный
шрифт, на греческих вазах -- декоративное украшение, тесно связанное с
формой сосуда. В средние века тоже нельзя говорить о принципиальном различии
между рисунком и живописью. Византийская мозаика с ее абстрактным золотым
или синим фоном и плоскими силуэтами фигур не пробивает плоскость иллюзорным
пространством, а ее утверждает; средневековая миниатюра представляет собой
нечто среднее между станковой картиной и орнаментальным украшением, цветной
витраж -- это расцвеченный рисунок.
Только в эпоху поздней готики и раннего Возрождения, в пору зарождения
буржуазной культуры, в период пробуждающегося индивидуализма живопись
начинает отделяться от архитектуры (в виде алтарной и станковой картины), а
вместе с тем намечается принципиальная разница между живописью и рисунком.
Именно с этого времени начинается, по существу, история графического
искусства как самостоятельной области.
Древнейшими материалами для рисования (в узком, чисто графическом
смысле), начиная с раннего средневековья и вплоть до XV века (в Германии
даже до XVI века), были деревянные дощечки. Ими пользовались сначала
мастера, а потом они стали годиться только для подмастерьев и учеников. Их
первоисточниками являются древнеримские вощеные таблички, которые позднее
стали употребляться в монастырях, где на них обучали писать и считать.
Обычно их делали из букового дерева, квадратной формы, величиной с ладонь,
грунтовали костяным порошком, иногда обтягивали пергаментом. Рисовали на них
металлическим грифелем или штифтом. Часто дощечки соединяли в альбомы,
связывая их ремешками или бечевками, и они служили или для упражнений, или
как образцы, переходили из одной мастерской в другую (так называемые
подлинники). Сохранилось несколько таких альбомов (например, французского
художника Жака Далива в Берлине). Известны и картины, изображающие, как
художник рисует на деревянной дощечке.
Более утонченным материалом для рисования был пергамент, который
изготовлялся из различных сортов кожи, грунтовался и полировался. До
изобретения бумаги пергамент был главным материалом для рисования. Потом
некоторое время пергамент состязался с бумагой, которая его в конце концов
вытеснила. Однако в XVII веке, особенно в Голландии, пергамент переживает
Кратковременный расцвет как материал для рисования портретов или тонко
проработанных рисунков свинцовым грифелем или графитом.
Но главным материалом для рисования является, разумеется, бумага.
Впервые она была изобретена в Китае (согласно легенде, во II веке до н. э.).
Ее делали из древесного луба, она была рыхлая и ломкая. Через Среднюю Азию
бумага попала в Западную Европу. В первом тысячелетии н. э. важным центром
бумажного производства был Самарканд.
В Европе бумагу изготовляли из льняных тряпок. Первые следы
изготовления бумаги в Европе находят в XI--XII веках во Франции и Испании.
Историю бумаги можно прочитать в основном по так называемым "водяным
знакам", которые образуются от проволочной крышки ящика, где "вычерпывалась"
бумага. С конца XIII века из проволоки образуется особый узор в центре
листа, который служит как бы фабричной маркой. В отличие от старинной бумаги
современная бумага, изготовляемая из целлюлозы, чисто белая, но менее
прочная.
Художники стали использовать бумагу для рисования только в XIV веке.
Чимабуэ и Джотто (их рисунки не сохранились) рисовали, по-видимому, на
пергаменте. Но во второй половине XIV века бумага становится довольно
распространенным материалом наряду с пергаментом. В начале XV века
консервативные художники (Фра Анджелико) рисуют на пергаменте, новаторы
(Мазаччо) переходят на бумагу. В Северной Италии, Германии, Нидерландах
пергамент держится дольше.
Старинная бумага для рисования довольно толстая, с несколько шершавой
поверхностью. Без проклеивания и грунтовки она не годилась для рисования. В
XV веке бумага становится крепче, но с неприятным желтоватым или
коричневатым оттенком. Поэтому вплоть до XVI века ее грунтовали и
подцвечивали с одной стороны. Быть может, для того чтобы избежать грунтовки,
к бумаге стали примешивать светло-голубую краску. Так в конце XV века
появилась голубая бумага, прежде всего в Венеции, возможно, под арабским
влиянием,-- бумага, которая очень подходила для мягких живописных приемов
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |