Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»

между художником и  зрителем.  Рисунок  обычно (хотя и  не  всегда) художник
делает для себя, воплощая в  нем свои наблюдения, воспоминания,  выдумки или
же  задумывая его как  подготовку для будущей работы. В рисунке художник как
бы разговаривает сам с  собой; рисунок часто предназначается для внутреннего
употребления  в мастерской, для  собственных папок, но может быть сделан и с
целью  показа зрителям. Рисунок подобен  монологу, он  обладает персональным
почерком   художника   с   его   индивидуальной  фактурой,   оригинальной  и
неповторимой. Он может быть незакончен, и даже в этой незавершенности  может
быть заложено его очарование.  Следует  подчеркнуть,  наконец,  что  рисунок
существует только в одном экземпляре.
     Напротив, печатная графика (эстамп,  книжная иллюстрация и т. п.) часто
выполнена на заказ,  для размножения, рассчитана  не на одного, а на многих.
Печатная графика, которая репродуцирует оригинал во многих экземплярах, быть
может,  более всех других искусств рассчитана  на  широкие слои общества, на
народную  массу. Но не следует думать,  что печатная  графика  -- это всегда
рисунок, для размножения гравированный на дереве или на металле; нет, это --
особая композиция, специально задуманная в определенной технике, в
     __________________
               определенном материале и в других техниках и материалах неосуществимая.
И каждому материалу, каждой технике свойственна особая структура образа.


РИСУНОК

     Его начала  восходят к древнейшим периодам в  истории человечества. Уже
от эпох  палеолита сохранились  рисунки животных,  процарапанные  на кости и
камне и  нарисованные  на стенах  и  сводах  пещеры. Причем можно проследить
последовательную эволюцию  в развитии  рисунка: от  линий, процарапанных или
вдавленных,  к линиям  нарисованным,  от контура к силуэту, к  штриховке,  к
тону, красочному пятну.
     В искусстве Древнего мира можно говорить о полном господстве рисунка. В
сущности говоря, и вся  египетская живопись, и роспись греческих ваз --  это
тот же линейный, контурный  рисунок, в  котором краска  не  играет  активной
роли, исполняя только  служебную роль  -- заполнения силуэта. Вместе  с  тем
этот древний  рисунок  принципиально отличен от  рисунка эпохи Ренессанса  и
барокко: в Египте  рисунок  --  это в известной  мере полуписьмена, образный
шрифт,  на  греческих  вазах -- декоративное  украшение, тесно  связанное  с
формой сосуда. В средние века тоже нельзя говорить о принципиальном различии
между рисунком  и живописью. Византийская  мозаика  с ее абстрактным золотым
или синим фоном и плоскими силуэтами фигур не пробивает плоскость иллюзорным
пространством, а ее утверждает;  средневековая миниатюра  представляет собой
нечто среднее между станковой  картиной и орнаментальным украшением, цветной
витраж -- это расцвеченный рисунок.
     Только в эпоху поздней готики и раннего  Возрождения, в пору зарождения
буржуазной  культуры,  в   период  пробуждающегося  индивидуализма  живопись
начинает отделяться от  архитектуры (в виде алтарной и станковой картины), а
вместе  с тем намечается принципиальная разница  между живописью и рисунком.
Именно  с  этого  времени  начинается,  по  существу,  история  графического
искусства как самостоятельной области.
     Древнейшими  материалами  для рисования  (в  узком,  чисто  графическом
смысле),  начиная с раннего средневековья и  вплоть до XV века  (в  Германии
даже до  XVI  века),  были  деревянные  дощечки.  Ими  пользовались  сначала
мастера, а  потом они стали годиться  только для подмастерьев и учеников. Их
первоисточниками  являются  древнеримские вощеные  таблички, которые позднее
стали  употребляться в  монастырях, где  на  них  обучали писать и  считать.
Обычно их делали из  букового дерева, квадратной  формы, величиной с ладонь,
грунтовали костяным порошком, иногда обтягивали пергаментом. Рисовали на них
металлическим  грифелем  или  штифтом.  Часто  дощечки соединяли в  альбомы,
связывая их ремешками или  бечевками, и они служили  или для упражнений, или
как  образцы,  переходили  из  одной  мастерской  в другую  (так  называемые
подлинники).  Сохранилось  несколько таких  альбомов (например, французского
художника  Жака  Далива в  Берлине). Известны и  картины, изображающие,  как
художник рисует на деревянной дощечке.
     Более  утонченным  материалом  для  рисования  был  пергамент,  который
изготовлялся  из  различных  сортов  кожи,  грунтовался  и  полировался.  До
изобретения  бумаги  пергамент  был главным  материалом для рисования. Потом
некоторое время пергамент  состязался с бумагой, которая  его в конце концов
вытеснила.  Однако  в XVII веке,  особенно в Голландии, пергамент переживает
Кратковременный  расцвет  как  материал  для  рисования портретов  или тонко
проработанных рисунков свинцовым грифелем или графитом.
     Но  главным  материалом для  рисования  является,  разумеется,  бумага.
Впервые она была изобретена в Китае (согласно легенде, во II веке до н. э.).
Ее делали  из древесного луба, она была рыхлая  и ломкая. Через Среднюю Азию
бумага попала в  Западную Европу. В первом тысячелетии н. э. важным  центром
бумажного производства был Самарканд.
     В   Европе  бумагу  изготовляли  из   льняных  тряпок.   Первые   следы
изготовления бумаги в Европе находят в  XI--XII веках во  Франции и Испании.
Историю  бумаги  можно  прочитать  в основном  по  так  называемым  "водяным
знакам", которые образуются от проволочной крышки ящика, где "вычерпывалась"
бумага. С  конца XIII века  из  проволоки  образуется  особый узор  в центре
листа, который служит как бы фабричной маркой. В отличие от старинной бумаги
современная  бумага,  изготовляемая  из целлюлозы,  чисто  белая,  но  менее
прочная.
     Художники  стали  использовать бумагу  для рисования только в XIV веке.
Чимабуэ  и  Джотто  (их  рисунки не  сохранились) рисовали,  по-видимому, на
пергаменте.  Но  во  второй  половине XIV  века  бумага  становится довольно
распространенным  материалом  наряду  с   пергаментом.  В  начале  XV   века
консервативные  художники  (Фра Анджелико)  рисуют  на  пергаменте, новаторы
(Мазаччо)  переходят  на  бумагу. В Северной  Италии,  Германии, Нидерландах
пергамент держится дольше.
     Старинная бумага  для рисования  довольно толстая, с несколько шершавой
поверхностью. Без  проклеивания и грунтовки она не годилась для рисования. В
XV  веке  бумага  становится   крепче,   но   с  неприятным  желтоватым  или
коричневатым   оттенком.  Поэтому  вплоть   до  XVI  века  ее  грунтовали  и
подцвечивали с одной стороны. Быть может, для того чтобы избежать грунтовки,
к  бумаге стали  примешивать  светло-голубую  краску. Так  в  конце XV  века
появилась голубая бумага, прежде  всего  в Венеции, возможно,  под  арабским
влиянием,-- бумага,  которая очень  подходила для  мягких живописных приемов

Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства