Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

венецианских рисовальщиков.
     В  XVII  и XVIII  веках голубую  бумагу применяли  главным  образом для
световых  эффектов (лунная ночь) и для рисования в несколько тонов (пастель,
сангина,  свинцовые белила). Вообще же  в XVI--XVIII веках применяли цветную
бумагу  -- синюю, серую, светло-коричневую или розовую (особенно излюбленную
в  академиях  для  рисования   с   обнаженной   модели).  При  этом  следует
подчеркнуть,  что  рисование  на  белой бумаге отличается принципиально иным
характером,  чем  на  цветной:  на  белой  бумаге  свет  возникает  пассивно
(благодаря просвечиванию белого фона бумаги сквозь рисунок),  на цветной  же
цвет добывается активным способом (путем накладывания белой краски).
     Переходим   к   инструментам   рисования.   Существует   различная   их
классификация. Австрийский ученый Г.  Лепорини предлагает делить инструменты
рисования на  три группы:  1.  Линейный рисунок пером и штифтом. 2.  Рисунок
кистью.  3. Тональный рисунок мягкими инструментами. Советский специалист А.
А. Сидоров предпочитает  другую  классификацию:  сухие  инструменты  (штифт,
карандаш, уголь) и мокрые  или  жидкие (кисть, перо). Мы попытаемся сочетать
обе классификации, исходя из существа графического стиля.
     Древнейший   инструмент  рисовальщика  --  металлический  грифель.  Уже
римляне  писали  им  на  вощеных дощечках. До конца  XV  века, металлический
грифель наряду  с пером остается  наиболее  распространенным инструментом. В
средние века пользовались свинцовым, грифелем, который  дает  мягкие,  легко
стирающиеся  линии. Поэтому к свинцовому  грифелю прибегали главным  образом
как  к подготовительному средству:  для  наброска  композиции, которую потом
разрабатывали пером, сангиной или итальянским карандашом.
     К концу средневековья свинцовый грифель  сменяется любимым инструментом
XV века -- серебряным грифелем (обычно металлическим грифелем с припаянным к
нему  серебряным  наконечником  -- острием; сравним  яркие образцы  рисунков
серебряным  грифелем  у  Яна  ван  Эйка, Рогира  ван  дер  Вейдена, Дюрера и
других).  Сохранились   образцы  серебряных  грифелей,   а   также  картины,
изображающие  художников,  рисующих  серебряным грифелем. Серебряные грифели
бывают   самой  различной  формы,  некоторые  богато  орнаментированы,  иные
заканчиваются  статуэткой (например,  мадонны). Серебряным  грифелем  любили
пользоваться в торжественных  случаях, (например,  изображая,  как  св. Лука
пишет портрет мадонны) или в путешествиях.
     Серебряным  грифелем рисовали  только  на  грунтованной  и тонированной
бумаге,  причем  его линии почти не стираются (в  старое-время линии стирали
хлебным мякишем, резинки появляются только в конце XVIII века).
     Если  говорить о стиле рисунков серебряным  грифелем, то можно, было бы
сказать, что в области  рисунка  они занимают примерно то  же место,  что  в
области  печатной  графики гравюры на меди.  Серебряный грифель  требует  от
художника чрезвычайной  точности, так  как  его штрихи  почти  не  допускают
поправок. Вместе с тем  штриха  серебряного  грифеля (в  отличие, скажем, от
угля  или  сангины)   почти  не  имеют  тона,  они  тонкие,   бестелесные  и
поразительно  ясные, при всей своей  мягкости.  Главное воздействие  рисунка
серебряным грифелем  основано на контуре и легкой штриховке внутренних форм;
его  эффект  -- строгость, простота, несколько  наивное целомудрие.  Поэтому
особенно  охотно серебряным грифелем пользовались мастера  линии -- Гольбейн
Младший, умбрийская школа во главе  с Перуджино и Рафаэлем.  К  середине XVI
века рисунок становится свободней, живописней, и поэтому  серебряный грифель
теряет свою, популярность. Но в XIX веке  художники, вдохновлявшиеся старыми
мастерами,  пытаются  возродить  серебряный  карандаш,  среди них  в  первую
очередь следует назвать Энгра и прерафаэлитов.
     Одна  из важнейших  причин  упадка  серебряного грифеля  заключается  в
органической эволюции рисунка от линии к пятну и тону, другая -- в появлении
опасного конкурента, графитного карандаша.
     Первое знакомство с графитом относится ко второй половине XVI  века, но
из-за несовершенного  приготовления графитный  карандаш долго не приобретает
популярности  (графитные карандаши  раннего периода царапали  бумагу  или их
штрихи слишком  легко  стирались; кроме того, рисовальщики эпохи  барокко не
любили графитный карандаш из-за металлического оттенка его штриха).  Поэтому
в  XVII  и XVIII  веках графитный  карандаш  выполнял только второстепенную,
вспомогательную  роль:  так,  например,  некоторые  голландские   пейзажисты
(Альберт Кейп)  применяли графит  в  комбинации  с  итальянским  карандашом,
которым проводились более густые штрихи переднего плана для выполнения более
тонких, расплывчатых далей.
     Настоящий расцвет графитного карандаша начинается  с конца XVIII  века:
здесь сыграли роль и тенденция неоклассицизма к контуру и к твердой линии, и
изобретение французского химика Конте, который в 1790 году с помощью примеси
глины научился придавать графитному  карандашу желаемую твердость. "Карандаш
Конте", тончайшая линия, блестящая белая бумага и резинка -- вот компоненты,
в известной мере определившие специфический стиль рисунка XIX века.
     Самый  замечательный  мастер  графитного карандаша --  Энгр.  Он  умеет
сочетать  точность линии с ее мягкостью и легкостью; его линии воплощают  не
столько  контуры предмета,  сколько  игру света на  поверхности.  Совершенно
своеобразный стиль  карандашного рисунка у  Родена:  он  дает только  контур
фигуры,  очерченный как  бы одним движением руки, но  при  этом  карандаш не
начинает,  а  заканчивает  рисунок,  обводя  контуром  пятно  сепии.  Однако
графитный  карандаш  допускает  рисунок  и  совершенно   иного   типа  --  с
прерывистым штрихом  и с растушевкой (как  у  Тулуз-Лотрека или  у Валентина
Серова).
     Главный инструмент европейского рисунка -- это перо (в средние века и в
эпоху Возрождения художники  носили перо с  собой в  вертикальном  футляре у
пояса  вместе  с чернилами).  По сравнению с металлическим  грифелем перо --
гораздо более разнообразный инструмент, обладающий большей силой выражения и
большей динамикой, способный на  сильные  нажимы, на завитки, на возрастание
линий,  на мощные  контрасты штриховки --  вплоть  до  пятна.  Недаром пером
рисовали выдающиеся мастера живописи  -- Рембрандт, Гварди, Тьеполо, Ван Гог
и многие другие, но также и великие скульпторы, например Микеланджело. Кроме
того, рисунки пером превосходят все другие виды рисунка большей прочностью.
     В древности пользовались главным образом тростниковым пером. С VI  века
в  употребление  входит   гусиное   перо.  Но  в  эпоху   Возрождения  опять
возвращаются к тростниковому  перу,  которым очень трудно рисовать,  так как
малейший  нажим  сразу дает сильное  утолщение линии.  Блестяще  пользовался
тростниковым пером Рембрандт,  извлекая из него мощные, выразительные штрихи
(впрочем, Рембрандт мог великолепно рисовать и просто щепочкой). В XVII веке
из  Англии приходит  металлическое перо, которое постепенно оттесняет другие
виды перьев.  Именно на  рисунках пером  лучше  видна  та эволюция,  которую
проделывает европейский рисунок  до  конца  XIX  века:  сначала -- контур  и
только некоторые детали внутренней поверхности, потом -- пластический рельеф
формы и в заключение -- сокращенный импрессионистический рисунок.

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства