Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»

Бьюик).
     Старейшие образцы европейской  ксилографии относятся к концу XIV века и
выполнены главным образом  в  Южной Германии (однако старейшая  датированная
гравюра  на дереве, изображающая св. Христофора, помечена 1423 годом). Листы
эти  известны  только в  одном  экземпляре  (уники),  посвящены  религиозной
тематике,  выполнены только контурными линиями  и часто  раскрашены от руки.
Постепенно  в  них появляется  штриховка,  выполняющая,  однако,  не  задачи
пластической  лепки,  а  чисто декоративные функции. Эти старейшие  немецкие
гравюры  на  дереве  по своему стилистическому  эффекту (особенно  благодаря
раскраске)  всего  более  сближаются  с  живописью  на  стекле,  с  цветными
витражами.
     Переход  от этих уникальных  листов  к  многотиражной  и иллюстративной
ксилографии представляют так называемые "блоковые", или "колодковые",  книги
(Blockbеcher), то есть серия картинок с  короткими пояснениями,  где и буквы
текста,  и относящиеся  к  нему  изображения  вырезаны  и напечатаны с одной
деревянной доски.  Время расцвета "блоковых" книг -- 50--60-е годы XV  века;
их содержание имеет по преимуществу религиозно-дидактический характер Biblia
Pauperum, "Искусство благочестиво умирать",  Десять заповедей и т. п.). Есть
основание предполагать,  что печатание изображений  предшествовало печатанию
книг.  Отсюда можно сделать вывод, что народные массы  более восприимчивы  к
изображенному,  чем  к написанному содержанию; народная книга, как и детская
книга,-- это прежде всего книга с картинками.
     Только  после  изобретения   подвижного  алфавита  гравюра   на  дереве
отделяется от текста и превращается в подлинную  иллюстрацию, сопровождающую
текст.  Первая  книга,  напечатанная   подвижными   буквами   и   снабженная
ксилографическими  иллюстрациями,  была  издана  в  Бамберге,  в  типографии
Пфистера,  в  1461  году  (под названием "Edelstein" -- драгоценный камень).
Примерно  к  периоду 1470--1550  гг. относится первый  расцвет ксилографии и
гармоническое объединение текста с  иллюстрациями.  Это содружество  книги и
ксилографии  нарушается в  XVII и отчасти  XVIII  веке, и затем в начале XIX
века следует новое возрождение ксилографии.
     В  Германии  наибольший расцвет  и популярность ксилографии  падает  на
первую треть  XVI века.  Два мастера определяют вершину  этого  расцвета  --
Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший.
     Дюрер одинаково мастерски проявил  себя  и в  гравюре  на  дереве, и  в
гравюре на  меди; он одинаково  блестяще  владел композицией как в отдельном
листе,  так  и в  больших  повествовательных циклах,  в которых новозаветная
тематика  сплеталась  с  современными  проблемами  ("Апокалипсис",  "Страсти
Христовы", "Жизнь Марии" и др.).
     Дюрер  редко брался за нож гравера,  но всегда  сам рисовал на доске  и
очень следил за резчиком, стремясь подчинить его приемы своей концепции. И в
этом  смысле он оказал большое  влияние на  технику ксилографии. О  том, как
тонко  Дюрер  чувствовал   специфический  язык   графических  техник,   ярко
свидетельствует сравнение изображенных им одинаковых тем и мотивов в гравюре
на меди  и на дереве  ("Страсти"  и др.):  если  в  гравюре на меди художник
стремился  прежде  всего  к  пластической   лепке  формы  и  последовательно
проведенной градации освещения, то в гравюре на дереве его главная задача --
напряженная выразительность  линий.  Точно так же есть значительное различие
между ранними ксилографиями Дюрера и теми, которые он выполнил в конце своей
деятельности. В ранних гравюрах  на  дереве  изображения  больше подчиняются
плоскости листа, в них более разнообразный штрих, то узловатый и сучковатый,
то  с  короткими  и длинными завитками;  напротив,  в поздних  произведениях
мастера его графический язык становится проще и мощнее, в композиции большее
значение приобретают объем и свет.
     Ганс   Гольбейн  Младший,   испытавший  сильное  влияние   итальянского
классического стиля,-- выдающийся  мастер книжной  иллюстрации. Его  главные
произведения в области ксилографии --  два знаменитых цикла иллюстраций -- к
Библии  и  к  "Пляске  смерти"  ("Totentanz").  Они отличаются  чрезвычайной
наглядностью и динамикой рассказа, простотой и точностью пластического языка
и сильной социальной и антиклерикальной тенденциями.
     В  Италии  эпохи  Возрождения ксилография  не получила такого глубокого
развития, как в Германии, хотя и была известна почти с начала XV века в виде
игральных  карт,  орнаментальных украшений, календарей, изображений  святых.
Наиболее крупным центром итальянской ксилографии являлась Венеция, и  именно
там была издана иллюстрированная книга, которую можно считать одним из самых
своеобразных  и совершенных произведений печатного  искусства --  мы имеем в
виду вышедшую в 1499 году у венецианского печатника Альдо Мануцио книгу, так
называемое   "Истолкование  снов"  ("Hypnerotomachia   Polifili")  Франческо
Колонна. Диковинное, утопическое содержание  книги сочетается с чрезвычайной
простотой и  лаконизмом графического  языка  --  обилием  белых  плоскостей,
простыми, контурными  линиями,  тонким созвучием текста  с  иллюстрациями  и
характера букв с форматом книги. К сожалению, несмотря  на усилия ученых, до
сих  пор  не удалось  установить имя  художника  (монограмма с  буквой  "В",
очевидно, имеет в виду резчика).
     Североитальянская, особенно венецианская, ксилография теснейшим образом
связана с рисунками пером и находилась под несомненным влиянием Тициана. Для
венецианской ксилографии  XVI века характерен  смелый, свободный,  несколько
грубоватый  штрих  (Николо  Больдрини)  или  же  широкие, черные  плоскости,
расчлененные  с помощью белых линий и полос (Джузеппе Сколари). И  в том и в
другом  случае  заметна тенденция  не  столько выявить  специфику резьбы  по
дереву,  сколько добиться  более или менее точной имитации  рисунка пером  и
кистью.
     Отчасти,  по-видимому,  в  соревновании  с  рисунком тушью  или  кистью
возникло в Европе XVI века  изобретение цветной ксилографии, или кьяроскуро.
Техника   цветных  отпечатков  с  деревянных  досок  для  украшения   тканей
(набойка), как  мы знаем, была  давно известна на Востоке, а с XIV  века и в
Европе. Но когда и  где изобретена цветная ксилография на  бумаге? Возможно,
что раньше  всего  цветная ксилография появилась в Китае (известны отпечатки
китайской  гравюры на  дереве со  многих досок, без черного контура, нежными
красочными пятнами).
     В Европе цветная ксилография раньше всего была создана в Германии: 1507
годом датирована цветная  деревянная  гравюра Л.  Кранаха, несколько позднее
(1512)  цветные  доски  применяли  в  содружестве  живописец  и  рисовальщик
Бургкмайр и резчик Иост  де Негкер. Y в Германии XVI века цветная гравюра на
дереве имела случайный, эпизодический характер. Напротив, в Италии  XVI века
цветная  ксилография получила гораздо более широкое распространение и  более
яркий расцвет.
     Изобретатель  итальянской  цветной ксилографии Уго  да  Карпи получил в
1516 году от венецианской Синьории патент на исполнение гравюры "светотенью"
(chiaroscuro).   Это   был   совершенно  новый  тип  тональной  ксилографии,

Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства