|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 » »» Бьюик).
Старейшие образцы европейской ксилографии относятся к концу XIV века и
выполнены главным образом в Южной Германии (однако старейшая датированная
гравюра на дереве, изображающая св. Христофора, помечена 1423 годом). Листы
эти известны только в одном экземпляре (уники), посвящены религиозной
тематике, выполнены только контурными линиями и часто раскрашены от руки.
Постепенно в них появляется штриховка, выполняющая, однако, не задачи
пластической лепки, а чисто декоративные функции. Эти старейшие немецкие
гравюры на дереве по своему стилистическому эффекту (особенно благодаря
раскраске) всего более сближаются с живописью на стекле, с цветными
витражами.
Переход от этих уникальных листов к многотиражной и иллюстративной
ксилографии представляют так называемые "блоковые", или "колодковые", книги
(Blockbеcher), то есть серия картинок с короткими пояснениями, где и буквы
текста, и относящиеся к нему изображения вырезаны и напечатаны с одной
деревянной доски. Время расцвета "блоковых" книг -- 50--60-е годы XV века;
их содержание имеет по преимуществу религиозно-дидактический характер Biblia
Pauperum, "Искусство благочестиво умирать", Десять заповедей и т. п.). Есть
основание предполагать, что печатание изображений предшествовало печатанию
книг. Отсюда можно сделать вывод, что народные массы более восприимчивы к
изображенному, чем к написанному содержанию; народная книга, как и детская
книга,-- это прежде всего книга с картинками.
Только после изобретения подвижного алфавита гравюра на дереве
отделяется от текста и превращается в подлинную иллюстрацию, сопровождающую
текст. Первая книга, напечатанная подвижными буквами и снабженная
ксилографическими иллюстрациями, была издана в Бамберге, в типографии
Пфистера, в 1461 году (под названием "Edelstein" -- драгоценный камень).
Примерно к периоду 1470--1550 гг. относится первый расцвет ксилографии и
гармоническое объединение текста с иллюстрациями. Это содружество книги и
ксилографии нарушается в XVII и отчасти XVIII веке, и затем в начале XIX
века следует новое возрождение ксилографии.
В Германии наибольший расцвет и популярность ксилографии падает на
первую треть XVI века. Два мастера определяют вершину этого расцвета --
Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший.
Дюрер одинаково мастерски проявил себя и в гравюре на дереве, и в
гравюре на меди; он одинаково блестяще владел композицией как в отдельном
листе, так и в больших повествовательных циклах, в которых новозаветная
тематика сплеталась с современными проблемами ("Апокалипсис", "Страсти
Христовы", "Жизнь Марии" и др.).
Дюрер редко брался за нож гравера, но всегда сам рисовал на доске и
очень следил за резчиком, стремясь подчинить его приемы своей концепции. И в
этом смысле он оказал большое влияние на технику ксилографии. О том, как
тонко Дюрер чувствовал специфический язык графических техник, ярко
свидетельствует сравнение изображенных им одинаковых тем и мотивов в гравюре
на меди и на дереве ("Страсти" и др.): если в гравюре на меди художник
стремился прежде всего к пластической лепке формы и последовательно
проведенной градации освещения, то в гравюре на дереве его главная задача --
напряженная выразительность линий. Точно так же есть значительное различие
между ранними ксилографиями Дюрера и теми, которые он выполнил в конце своей
деятельности. В ранних гравюрах на дереве изображения больше подчиняются
плоскости листа, в них более разнообразный штрих, то узловатый и сучковатый,
то с короткими и длинными завитками; напротив, в поздних произведениях
мастера его графический язык становится проще и мощнее, в композиции большее
значение приобретают объем и свет.
Ганс Гольбейн Младший, испытавший сильное влияние итальянского
классического стиля,-- выдающийся мастер книжной иллюстрации. Его главные
произведения в области ксилографии -- два знаменитых цикла иллюстраций -- к
Библии и к "Пляске смерти" ("Totentanz"). Они отличаются чрезвычайной
наглядностью и динамикой рассказа, простотой и точностью пластического языка
и сильной социальной и антиклерикальной тенденциями.
В Италии эпохи Возрождения ксилография не получила такого глубокого
развития, как в Германии, хотя и была известна почти с начала XV века в виде
игральных карт, орнаментальных украшений, календарей, изображений святых.
Наиболее крупным центром итальянской ксилографии являлась Венеция, и именно
там была издана иллюстрированная книга, которую можно считать одним из самых
своеобразных и совершенных произведений печатного искусства -- мы имеем в
виду вышедшую в 1499 году у венецианского печатника Альдо Мануцио книгу, так
называемое "Истолкование снов" ("Hypnerotomachia Polifili") Франческо
Колонна. Диковинное, утопическое содержание книги сочетается с чрезвычайной
простотой и лаконизмом графического языка -- обилием белых плоскостей,
простыми, контурными линиями, тонким созвучием текста с иллюстрациями и
характера букв с форматом книги. К сожалению, несмотря на усилия ученых, до
сих пор не удалось установить имя художника (монограмма с буквой "В",
очевидно, имеет в виду резчика).
Североитальянская, особенно венецианская, ксилография теснейшим образом
связана с рисунками пером и находилась под несомненным влиянием Тициана. Для
венецианской ксилографии XVI века характерен смелый, свободный, несколько
грубоватый штрих (Николо Больдрини) или же широкие, черные плоскости,
расчлененные с помощью белых линий и полос (Джузеппе Сколари). И в том и в
другом случае заметна тенденция не столько выявить специфику резьбы по
дереву, сколько добиться более или менее точной имитации рисунка пером и
кистью.
Отчасти, по-видимому, в соревновании с рисунком тушью или кистью
возникло в Европе XVI века изобретение цветной ксилографии, или кьяроскуро.
Техника цветных отпечатков с деревянных досок для украшения тканей
(набойка), как мы знаем, была давно известна на Востоке, а с XIV века и в
Европе. Но когда и где изобретена цветная ксилография на бумаге? Возможно,
что раньше всего цветная ксилография появилась в Китае (известны отпечатки
китайской гравюры на дереве со многих досок, без черного контура, нежными
красочными пятнами).
В Европе цветная ксилография раньше всего была создана в Германии: 1507
годом датирована цветная деревянная гравюра Л. Кранаха, несколько позднее
(1512) цветные доски применяли в содружестве живописец и рисовальщик
Бургкмайр и резчик Иост де Негкер. Y в Германии XVI века цветная гравюра на
дереве имела случайный, эпизодический характер. Напротив, в Италии XVI века
цветная ксилография получила гораздо более широкое распространение и более
яркий расцвет.
Изобретатель итальянской цветной ксилографии Уго да Карпи получил в
1516 году от венецианской Синьории патент на исполнение гравюры "светотенью"
(chiaroscuro). Это был совершенно новый тип тональной ксилографии,
Страницы: «« « 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |