|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 » »» главное -- настроение, вложенное в образ и находящее себе выражение в
динамике линий, в их орнаментальной и эмоциональной энергии. Кроме того, в
отличие от прямолинейного искусства Раймонди Дюрера привлекают сложность и
разнообразие явлений (художника привлекает проблема и освещения, и окружения
человека -- интерьер и пейзаж, и изображение животных и растений, и
натюрморт).
Расцвет резцовой гравюры относится к первой половине XVI века -- Дюрер,
Раймонди, Лукас ван Лейден. Дальнейшее развитие идет ко все большей свободе
и виртуозности техники. В XVII веке -- новый расцвет, но уже более внешнего
характера, причем не сами художники являются распространителями своих работ,
а особые торговцы-издатели. В Нидерландах и во Франции резцовая гравюра
выполняет в это время функции, представляющие нечто среднее между
фотографией и газетным репортажем. В Нидерландах, в мастерской Рубенса,
целый штат профессиональных граверов занят репродуцированием и
популяризацией картин Рубенса и его школы. Во Франции придворные мастера
Людовика XIV (Нантейль, Эделинк и другие) являются или официальными
портретистами королей, министров, полководцев, или хронистами придворной
жизни, военных походов и т. п.
Для резцовой гравюры XVII века характерны, кроме того, увеличение
размера листов и их обрамление -- реальное или мнимое (то есть
награвированное). Гравюра потеряла свое интимное значение, из папки
любителей она перекочевала на стену, превратилась в украшение комнаты,
состязается с картиной. Художники уже не ставят перед собой новых
художественных проблем, вся суть их деятельности выражается в виртуозном
преодолении трудностей. В качестве яркого примера напомним гравюру Клода
Меллана "Голова Христа", которая выполнена одной линией, начинающейся на
кончике носа и идущей спиральными нажимами по лицу и вокруг головы Христа и
создающей иллюзию изображения.
Но как раз в то время, когда резцовая гравюра достигла полной свободы
своих технических приемов и стала окрашиваться оттенком поверхностной
виртуозности, все большее значение начал приобретать ее наследник и соперник
офорт, техника которого в известной мере уравновешивала и даже преодолевала
недостатки резцовой гравюры: именно то, что чуждо резцовой гравюре --
быстрота, легкость, непосредственность, экспрессивность, характерность и т.
п., -- в высокой мере свойственно офорту.
Техника офорта возникла тоже из ремесленного производства, в мастерской
ювелира (травление узоров на оружии и утвари). Но есть в офорте и какая-то
связь с лабораторией и фантазией алхимика: она сказывается в контрасте
красной, блестящей доски и, как смарагд, мерцающего фуросульфата -- во всем
этом есть оттенок магии и таинственного колдовства, словно образы офорта
рождаются из столкновения жидкости и огня. Не случайно, что фантазию
офортиста влечет мир, где смешиваются образы фантастического и обыденного:
вспомним тематику офорта -- война и смерть, болезни и уродства, праздники и
триумфы, сумасшествие, жадность, ненависть человека; вспомним развалины
Сегерса и крестьян Остаде, нищих и восточных мудрецов Рембрандта, "Vari
caprici" и "Scherzi di fantasia" Тьеполо, ужасы войны Калло и кошмары Гойи.
Есть своеобразное несоответствие между светло-красным штрихом на черном
асфальте и позднейшим отпечатком офорта на бумаге. Быть может, это
несоответствие отчасти объясняет постоянное возвращение офортиста к одной и
той же доске, обилие пробных оттисков и состояний, неожиданные переломы в
замысле художника ("Три креста" Рембрандта). Следует отметить также большое
значение случайности при печатании офорта, в рецепте асфальта и кислоты.
Наконец, необходимо обратить внимание на импровизационную сущность офорта,
который гораздо живописней, динамичней, правдивей и свободней резцовой
гравюры, который не требует от художника ни физических усилий, ни
профессиональной рутины.
Первые опыты офорта относятся к. самому началу XVI века. Между 1501 и
1507 годами аугсбургский гравер Даниель Хопфер выполнил в технике офорта
портрет Розена и гравюру "Христос в терновом венце". 1513 годом датирован
офорт швейцарского гравера Урса Графа. Все они травлены на железных досках.
Дюрер знакомится с новым приемом. В 1515--1518 годах им выполнены пять
офортов на железных досках, более ранние -- сухой иглой, более поздние --
травлением. Однако в этих работах Дюрера помимо мягкого использования барб
не чувствуется специфический стиль офорта.
Следующий шаг делают последователи Дюрера -- Хиршфогель и Лаутензак.
Вместо железной доски они применяют медную, улучшают процесс травления;
редеют линии, более выделяются белые поля (резцовая гравюра их стремилась
избегать). Появляется мотив пейзажа, который потом становится одной из
излюбленных тем офорта. Впервые делаются попытки создать впечатление
воздушного пространства. И все же их графику нельзя назвать вполне офортным
стилем -- она еще слишком напоминает рисунок пером. Решающий шаг в этом
смысле принадлежит итальянскому живописцу и графику Пармиджанино: именно в
его офортах впервые начинают звучать та неожиданность выдумки, то сочетание
эскизности и завершенности образа, та динамика штриха, которые являются
неотъемлемой особенностью офорта.
Как мы уже говорили, упадок резцовой гравюры в известной мере совпадает
с расцветом офорта. Происходит это в эпоху барокко" в период интереса к
жизни общественных низов и увлечения проблемами света и тени. И то и другое
наложило определенный отпечаток на развитие офорта.
Первым мастером офорта, выступающим во всеоружии техники и с широким,
новым тематическим репертуаром, является французский график Жак Калло. Мы
знаем, что Калло был изобретателем повторного травления, которое давало его
гравюрам глубину тона, разнообразие и мягкость переходов, воздушность дали.
Этот контраст Калло еще подчеркивает контрастом между большими, крепко
моделированными фигурами переднего плана и мягкой миниатюрной трактовкой
фона. Калло по справедливости может быть назван поэтом бесконечно далекого и
бесконечно малого, с таким поразительным мастерством он набрасывает на
маленьких листках своих гравюр сотни и тысячи крошечных фигурок и с таким
искусством уводит глаз зрителя в необозримые дали. Вместе с тем искусство
Калло теснейшим образом связано с театром, со сценической действительностью
-- не только потому, что Калло часто изображал театральные представления и
актеров, но и потому, что сама композиция его всегда имеет характер
сценической площадки и сценического эпизода. Замечательно также органическое
сочетание в графике Калло актуальности, остроты наблюдения реальной
действительности с фантастикой и гротеском. Характерно для Калло и его
тяготение к графическим циклам, циклам нищих, актеров итальянской комедии,
придворных маскарадов, народных праздников, ужасов войны и т. п.
Рембрандт поднимает офорт на недосягаемую высоту, делает его" мощным
средством художественного выражения, которому доступны и сказочная
фантастика, и самые глубокие истины, и юмор, и трагедия, и человек, и
Страницы: «« « 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |