Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

     Любопытно  обратить   внимание  на  последовательную   индивидуализацию
карикатуры. У Брейгеля --  безличные, коллективные пороки.  В циклах Хогарта
--  судьба одного и того  же, хоть и  анонимного, но  индивидуального героя.
Однако у Хогарта  деформация и преувеличения касаются не столько  личностей,
героев  событий,  сколько тех  ситуаций, в  какие они  попали. При этом жало
карикатуры не  связано  с графическими средствами художника.  Таким образом,
можно утверждать, что карикатура  начинается с сюжета и  значительно позднее
переходит на экспрессию и стилистические средства.
     Расцвет английской карикатуры  на  рубеже XVIII--XIX веков  совпадает с
напряжением  общественной борьбы,  классовых  противоречийэтого  периода   --  Роуландсон.  В  его  карикатурах   деформация  начинает
воздействовать  на все восприятие натуры,  подчиняет себе графический стиль,
почерк, ведение линии, упрощение силуэта и светотени.  Следует отметить, что
параллельно "происходит экономическая и общественная эволюция карикатуры. 'В
середине XVIII  века карикатура -- предмет роскоши,  предназначенный  только
для избранной публики (благодаря сложным  графическим процедурам и раскраске
от руки  ее оттиски очень дороги).  Постепенно лавки торговцев-издателей все
растут в числе, карикатуры выставляются в витринах, они рассчитаны на массы,
отражают   вкусы   среднего  класса.  А   так  как  средний   класс  требует
добродетельных и дешевых  удовольствий,  то карикатура становится  все более
интимной, идиллической и  менее острой и смелой. Для  удешевления карикатура
должна  сойти  с  металлической доски сначала на дерево, а потом на  камень,
делается  все  менее  самостоятельной,  объединяется  с  книгой  и журналом.
Писатель начинает  руководить  художником (в этом смысле  очень  поучительна
эволюция  Теккерея  --  от  юмористического   рисовальщика  к  сатирическому
романисту).  Стоит  запомнить  также  важную историческую  дату -- 1841 год,
когда  был   основан  сатирический  журнал  "Punch"  --  образец  либерально
буржуазного юмора для всей Европы.
     Несколько  в  стороне  от  этой  общеевропейской  эволюции  развивается
карикатура  Гойи.  У  английских карикатуристов  жало сатиры  направлено  на
комизм  событий, действия, на физические свойства героев. У  Гойи карикатура
посвящена   духовным   ситуациям,   стремлению   преувеличить   и   показать
человеческие эмоции. При этом у Гойи воздействие комического и
     __________________
     английском языке: до  1750 года  "hieroglyphies" (ребус); после 1830 года --
"cartoon" (юмористическая картинка).
     жуткого  эффекта  возникает не  только  из  тематической  концепции, из
искажения  натуры,  но и  из экспрессии стилистических средств (произвольной
игры пропорций, излома контура, внезапного  удара света и т. п.). Однако и в
карикатурах Гойи еще отсутствует ярко выраженный индивидуальный характер.
     Эта персональная острота,  индивидуальный  комизм  карикатуры  блестяще
выявлены   в  литографиях  Оноре  Домье,  самого  выдающегося  карикатуриста
европейского искусства.
     В карикатурах Домье поразительна необычайная широта  диапазона насмешки
-- мы найдем у него  комизм и действия,  и ситуации, и настроений, и чувств;
карикатуры Домье относятся не только к позам  и мимике, но ко всей структуре
человеческого тела; можно было бы утверждать, что Домье как бы создает новую
анатомию  человеческого  тела  --   самые  диковинные   уродства  становятся
реальностью, органически возможными и  убедительными. Мало того,  карикатуре
Домье подчинены даже одежды и предметы, почти что свет  и тень -- в динамике
линий, в их активности скрыто жало остроумия и раскаты угроз.
     Расцвет карикатуры относится  к  30--40-м, отчасти 50-м годам XIX века.
Затем   наблюдаются  некоторый  перерыв,  известное  ослабление  интереса  к
карикатуре  и новый подъем  в конце XIX века,  когда  почти во  всех крупных
европейских  центрах  появляются  специальные  сатирические  журналы  и  ряд
выдающихся  мастеров  карикатуры  --  Тулуз-Лотрек, Форен,  Стейнлен, Гейне,
Гульбрансон, Цилле и другие.
     Этот  новый  расцвет  карикатуры сильно отличается  от предшествующего.
Прежде  всего тем, что он  носит резкий классовый характер. Во-вторых,  тем,
что  карикатура этого  периода  менее индивидуальна,  что  ей присущи  более
коллективные, типовые черты, что в ней больше пессимизма, мрачности, мизерии
-- перед нами резкая, обнаженная критика. Особый сокращенный язык карикатуры
этого времени и ее  предпочтение к  плоской  силуэтной форме  в значительной
мере совпадают  с общим развитием западноевропейского искусства конца  XIX--
начала XX века.
     Особенно хотелось  бы подчеркнуть два стилистических приема европейской
графики   этого  периода.  Один   из  них  --   это  геометризация   натуры,
орнаментальное упрощение и обобщение (этот  прием,  в  частности,  применяет
Гульбрансон). Другой  -- когда юмористический эффект  подчеркивается  мнимой
инфантильностью, мнимо  наивным и неловким  ведением линии, когда деформацию
натуры диктует  как  будто не  сознательный замысел  художника,  а создается
впечатление, что карикатура невольно,  сама по себе вытекает из неуверенных,
как бы  ребяческих штрихов, которые словно  не сразу попадают на  свое место
(этот  прием,  пожалуй,  впервые применен: Тулуз-Лотреком,  на  нем  основан
главный эффект графики Г. Гросса, его  иногда используют в своих карикатурах
Кукрыниксы).
     Нетрудно видеть, что  карикатура переживает свой расцвет в годы сильных
социальных потрясений больших экономических  и  политических  переломов. Так
происходит и с  советской карикатурой. Ее подъемы падают на годы становления
социалистического  государства (Моор,  Дени  и другие) и на  период  Великой
Отечественной  войны  (Кукрыниксы,  Ефимов,  Пророков,  Сойфертис  и  многие
другие). Вместе  с  тем следует подчеркнуть,  что  карикатура  принадлежит к
разделу несамостоятельной графики: ей  необходим словесный; комментарий, она
всегда  или  агитирует, или протестует,  или  осуждает --  одним  словом, ее
подтекстом является тенденция к убеждению.
     Эта  тенденция   к   убеждению  сближает  карикатуру  с   другим  видом
несамостоятельной графики --  с плакатом.  Сближает их и возраст. Но  плакат
еще моложе  по своему происхождению:  подлинный  плакат возникает  только  в
конце  XIX века. Плакат появился  в  связи  с рекламой, а  реклама,  в  свою
очередь, связана с ростом капитализма, развитием промышленности. Кроме того,
плакат неотделим от движения многоликой толпы, от дистанций большого города.
     Но  и  плакат,  как  карикатура, имеет свой  пролог,  свою предысторию.
Первыми,  далекими  предками  плакатов являются  так  называемые  "alba"  --
объявления или извещения, которые,  наподобие  наших  столбов  или  экранов,
ставились на самых оживленных улицах древнего Рима, Александрии, даже такого
провинциального  центра, каким  была  Помпея.  В  средние века  этот  обычай
исчезает  (если  в  средние века  можно  говорить  о  плакате,  то  только о
слуховом, фонетическом --  голос герольда) и начинает  возрождаться только с
расцветом  городской  культуры.  Первые  стимулы  для  возникновения   таких

Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства