|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» Любопытно обратить внимание на последовательную индивидуализацию
карикатуры. У Брейгеля -- безличные, коллективные пороки. В циклах Хогарта
-- судьба одного и того же, хоть и анонимного, но индивидуального героя.
Однако у Хогарта деформация и преувеличения касаются не столько личностей,
героев событий, сколько тех ситуаций, в какие они попали. При этом жало
карикатуры не связано с графическими средствами художника. Таким образом,
можно утверждать, что карикатура начинается с сюжета и значительно позднее
переходит на экспрессию и стилистические средства.
Расцвет английской карикатуры на рубеже XVIII--XIX веков совпадает с
напряжением общественной борьбы, классовых противоречийэтого периода -- Роуландсон. В его карикатурах деформация начинает
воздействовать на все восприятие натуры, подчиняет себе графический стиль,
почерк, ведение линии, упрощение силуэта и светотени. Следует отметить, что
параллельно "происходит экономическая и общественная эволюция карикатуры. 'В
середине XVIII века карикатура -- предмет роскоши, предназначенный только
для избранной публики (благодаря сложным графическим процедурам и раскраске
от руки ее оттиски очень дороги). Постепенно лавки торговцев-издателей все
растут в числе, карикатуры выставляются в витринах, они рассчитаны на массы,
отражают вкусы среднего класса. А так как средний класс требует
добродетельных и дешевых удовольствий, то карикатура становится все более
интимной, идиллической и менее острой и смелой. Для удешевления карикатура
должна сойти с металлической доски сначала на дерево, а потом на камень,
делается все менее самостоятельной, объединяется с книгой и журналом.
Писатель начинает руководить художником (в этом смысле очень поучительна
эволюция Теккерея -- от юмористического рисовальщика к сатирическому
романисту). Стоит запомнить также важную историческую дату -- 1841 год,
когда был основан сатирический журнал "Punch" -- образец либерально
буржуазного юмора для всей Европы.
Несколько в стороне от этой общеевропейской эволюции развивается
карикатура Гойи. У английских карикатуристов жало сатиры направлено на
комизм событий, действия, на физические свойства героев. У Гойи карикатура
посвящена духовным ситуациям, стремлению преувеличить и показать
человеческие эмоции. При этом у Гойи воздействие комического и
__________________
английском языке: до 1750 года "hieroglyphies" (ребус); после 1830 года --
"cartoon" (юмористическая картинка).
жуткого эффекта возникает не только из тематической концепции, из
искажения натуры, но и из экспрессии стилистических средств (произвольной
игры пропорций, излома контура, внезапного удара света и т. п.). Однако и в
карикатурах Гойи еще отсутствует ярко выраженный индивидуальный характер.
Эта персональная острота, индивидуальный комизм карикатуры блестяще
выявлены в литографиях Оноре Домье, самого выдающегося карикатуриста
европейского искусства.
В карикатурах Домье поразительна необычайная широта диапазона насмешки
-- мы найдем у него комизм и действия, и ситуации, и настроений, и чувств;
карикатуры Домье относятся не только к позам и мимике, но ко всей структуре
человеческого тела; можно было бы утверждать, что Домье как бы создает новую
анатомию человеческого тела -- самые диковинные уродства становятся
реальностью, органически возможными и убедительными. Мало того, карикатуре
Домье подчинены даже одежды и предметы, почти что свет и тень -- в динамике
линий, в их активности скрыто жало остроумия и раскаты угроз.
Расцвет карикатуры относится к 30--40-м, отчасти 50-м годам XIX века.
Затем наблюдаются некоторый перерыв, известное ослабление интереса к
карикатуре и новый подъем в конце XIX века, когда почти во всех крупных
европейских центрах появляются специальные сатирические журналы и ряд
выдающихся мастеров карикатуры -- Тулуз-Лотрек, Форен, Стейнлен, Гейне,
Гульбрансон, Цилле и другие.
Этот новый расцвет карикатуры сильно отличается от предшествующего.
Прежде всего тем, что он носит резкий классовый характер. Во-вторых, тем,
что карикатура этого периода менее индивидуальна, что ей присущи более
коллективные, типовые черты, что в ней больше пессимизма, мрачности, мизерии
-- перед нами резкая, обнаженная критика. Особый сокращенный язык карикатуры
этого времени и ее предпочтение к плоской силуэтной форме в значительной
мере совпадают с общим развитием западноевропейского искусства конца XIX--
начала XX века.
Особенно хотелось бы подчеркнуть два стилистических приема европейской
графики этого периода. Один из них -- это геометризация натуры,
орнаментальное упрощение и обобщение (этот прием, в частности, применяет
Гульбрансон). Другой -- когда юмористический эффект подчеркивается мнимой
инфантильностью, мнимо наивным и неловким ведением линии, когда деформацию
натуры диктует как будто не сознательный замысел художника, а создается
впечатление, что карикатура невольно, сама по себе вытекает из неуверенных,
как бы ребяческих штрихов, которые словно не сразу попадают на свое место
(этот прием, пожалуй, впервые применен: Тулуз-Лотреком, на нем основан
главный эффект графики Г. Гросса, его иногда используют в своих карикатурах
Кукрыниксы).
Нетрудно видеть, что карикатура переживает свой расцвет в годы сильных
социальных потрясений больших экономических и политических переломов. Так
происходит и с советской карикатурой. Ее подъемы падают на годы становления
социалистического государства (Моор, Дени и другие) и на период Великой
Отечественной войны (Кукрыниксы, Ефимов, Пророков, Сойфертис и многие
другие). Вместе с тем следует подчеркнуть, что карикатура принадлежит к
разделу несамостоятельной графики: ей необходим словесный; комментарий, она
всегда или агитирует, или протестует, или осуждает -- одним словом, ее
подтекстом является тенденция к убеждению.
Эта тенденция к убеждению сближает карикатуру с другим видом
несамостоятельной графики -- с плакатом. Сближает их и возраст. Но плакат
еще моложе по своему происхождению: подлинный плакат возникает только в
конце XIX века. Плакат появился в связи с рекламой, а реклама, в свою
очередь, связана с ростом капитализма, развитием промышленности. Кроме того,
плакат неотделим от движения многоликой толпы, от дистанций большого города.
Но и плакат, как карикатура, имеет свой пролог, свою предысторию.
Первыми, далекими предками плакатов являются так называемые "alba" --
объявления или извещения, которые, наподобие наших столбов или экранов,
ставились на самых оживленных улицах древнего Рима, Александрии, даже такого
провинциального центра, каким была Помпея. В средние века этот обычай
исчезает (если в средние века можно говорить о плакате, то только о
слуховом, фонетическом -- голос герольда) и начинает возрождаться только с
расцветом городской культуры. Первые стимулы для возникновения таких
Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |