|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» попытки лепки формы короткими, врезанными линиями. Следующий шаг в развитии
резцовой гравюры делает мастер, известный под монограммой "E. S..",
по-видимому находившийся под сильным влиянием нидерландской живописи. У него
более широкий размах композиции и более сложные приемы -- разнообразная
штриховка, стремление к пластической округлости форм, в свету его линии
раздробляются на точки, в тени перекрещиваются и становятся глубже.
Наивысшие достижения в немецкой графике XV века принадлежат Мартину
Шонгауэру. В его ранних работах ("Успение Марии") еще сказываются пережитки
ювелирных традиций -- нагромождение мелочей, орнаментальные изломы контуров
и складок, бессистемные "перекрещивания линий. Позднее (например, "Мадонна
за оградой") графический стиль Шонгауэра становится более лапидарным и
систематизированным, а вместе с тем усиливаются контрасты глубоких теней и
светлых плоскостей. Влияние Шонгауэра сказалось в разных областях
европейского искусства (между прочим, он оказал воздействие на молодого
Микеланджело).
Несколько в стороне от общей эволюции немецкой резцовой гравюры стоит
таинственный художник конца XV века, прозванный Мастером Амстердамского
кабинета, или Мастером домашней книги (большинство его уникальных гравюр
хранится в гравюрном кабинете Амстердамского музея). Особенностью этого
мастера являются предпочтение светских тем религиозным и жанровая трактовка
религиозных сюжетов. Вместе с тем в стилистических приемах резцовой гравюры
он как бы предвосхищает появление офорта: наряду "с резцом широко применяет
иглу, живописно взрыхляет форму, меняя длину, направление, форму штриха и
стремясь достигнуть впечатления пронизанной светом атмосферы.
Итальянская резцовая гравюра несколько запаздывает в своем развитии, и
вместе с тем в ней особенно остро заметно ее происхождение из ювелирной
техники, ее, так сказать, орнаментальные корни. Одним из старейших образцов
является серия "Страстей" в Венском музее. В отпечатках эти гравюры
производят беспокойное, перегруженное впечатление. Но надо их представить
себе в металлическом оригинале в виде выпуклых или углубленных украшений на
бронзовой или серебряной поверхности -- тогда их узор приобретает
динамический размах и декоративную привлекательность. Почти к тому же
времени относится удивительный женский портрет (Берлинский гравюрный
кабинет), где в четкости профиля и экзотическом головном уборе проявляется
чисто ювелирная фантазия.
Другая особенность итальянской резцовой гравюры -- ее своеобразная
связь с монументальным искусством. Не только в том смысле, что многие
выдающиеся итальянские живописцы-монументалисты XV века (Поллайоло,
Мантенья) культивировали гравюру в своих мастерских, что итальянская
резцовая гравюра воспроизвела в большом формате много произведений живописи
и скульптуры. Здесь надо учитывать и другие особенности итальянской гравюры
эпохи Возрождения: ее гуманистические, ученые интересы, увлечение античной
мифологией, то, что главная ее тема -- образ героического человека, что ей
чужды дидактические тенденции и религиозные настроения.
Монументализация гравюры в особенности свойственна творчеству Андреа
Мантеньи. Художник выполнил только семь гравюр в последний период своей
жизни, но они обозначают коренной поворот в истории гравюры к мощным
соотношениям форм, к полной телесности, от повествовательной миниатюры к
концентрированной, законченной композиции. По природе своего искусства
Мантенья -- рисовальщик. Линии у него крепкие, звучат, как металлические
струны. Он режет на мягких досках тупым инструментом ровные, параллельные,
диагональные линии, которые лепят форму широкими? массами тени
("Вакханалия"). В его самых последних работах (например, "Положение во
гроб") экспрессивная сила линии, рисунок скал, облаков, складок воплощает
горечь и отчаяние. График" Мантеньи оказала сильное влияние на Дюрера.
Переход к Высокому Возрождению в итальянской гравюре осуществляет
венецианец Джулино Кампаньола. Его стиль, сложившийся под влиянием Джорджоне
и молодого Тициана, построен на; идиллии, бездействии, лирической
мечтательности ("Христос и самаритянка"), на мягких, музыкальных переходах
тона. Графический" ритм Кампаньолы состоит из сочетания линий и точек, то
сгущенных, то редких; фон -- спокойный контраст вертикальных и
горизонтальных линий; каждую группу предметов, каждый вид материи
характеризует особый ритм поверхности.
Произведения Мантеньи и Кампаньолы лучше всего подводят нас к пониманию
стилистической структуры резцовой гравюры. По сравнению с ксилографией
резцовая гравюра представляет собой гораздо более конструктивное и
логическое искусство -- не случайно, резцовая гравюра имела такой успех в
эпоху Высокого Возрождения; и в эпоху классицизма XVII века. И материал, и
инструменты резцовой гравюры естественно ведут гравера к определенной,
несколько абстрактной системе линий, придают его линиям математическую
точность, которая совершенно чужда свободному духу ксилографии: то это
параллельные диагонали Мантеньи, то точечная сеть Кампаньолы, то спиральные
нажимы Гольциуса или Клода Меллана. Вместе с тем если ксилография стремится
к пятнам, тональным плоскостям, то резцовая гравюра -- к телесной,
пластической лепке, к иллюзии материи. Ни одна графическая техника не дает
таких неограниченных возможностей для передачи структуры предмета, его тона,
поверхности (стекло, металл, мех и т. п.). Именно на этом основано, с одной
стороны, стремление некоторых мастеров резцовой гравюры к иллюзорности, а с
другой стороны, ее тенденция к репродукционным задачам.
Но репродуктивные тенденции резцовой гравюры поощрялись и еще одной
особенностью ее техники. Обрабатывая доску, гравер все-время должен
поворачивать ее в разных направлениях, и особенно вокруг своей оси (доска
лежит на мешке с песком), для того чтобы получить правильный изгиб линии.
Это "рассматривание рисунка со всех сторон", присущее резцовой гравюре,
приводит к тому, что гравер не чувствует свой рисунок как изображение, а как
графическую поверхность, как ритм линий, без верха и низа, без переднего и
заднего плана. Поэтому так трудно в резцовой гравюре создавать образы прямо
на доске (для этого обращаются к офорту) и надо точно держаться
предварительного рисунка. Поэтому в резцовой гравюре такое большое,
самоценное значение принадлежит процессу резьбы, высокому умению резчика.
Резцовая гравюра требует особой ловкости рук, острого глаза, глубоких
ремесленных традиций.
Однако в пределах общей логической системы стилистические варианты
резцовой гравюры могут быть очень различны: например, Дюрер и Маркантонио
Раймонди. Для Раймонди характерен классический стиль Высокого Возрождения,
сложившийся под влиянием Рафаэля -- мифологические темы, монументальная
композиция, обнаженное человеческое тело по античным образцам, отсутствие
жанра и мелких деталей, точность линий и пластическая лепка форм. У Дюрера
даже в религиозные композиции всегда включены элементы быта. Для Дюрера
Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |