|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 » »» многокрасочности. Вспомним, что японская ксилография скоро перешла на
многоцветность и осталась ей верна. В Европе тоже делались неоднократные
попытки цветной гравюры. Одной из первых, как мы знаем, была сделана попытка
в области ксилографии -- так называемое кьяроскуро -- монументальное и
вместе с тем в высокой мере графическое решение проблемы. В XVII веке
попытки продолжались главным образом в области углубленной печати на
металле. При этом наметились три основных способа: 1. Печатание с одной
доски в один тон (черный, бурый, сангина и т. п.). 2. Печатание с одной
доски в несколько тонов (раскраска от руки, тампонами). 3. Печатание с
нескольких досок (цветная гравюра в настоящем смысле слова).
Первую своеобразную попытку цветной гравюры на металле сделал в начале
XVII века Геркулес Сегерс. Он использовал только одну доску, обработанную
офортом, в которой различные части покрывались разной краской. Этот
красочный эффект Сегерс еще усиливал применением бумаги, тонированной
различным цветом. Однако техника Сегерса требовала для всякого нового
отпечатка новой раскраски, и поэтому отпечатки с его цветных офортов крайне
редки. Следующий важный шаг уже в начале XVIII века сделал Жак Леблон.
Основываясь на теории Ньютона о трех основных цветах (синем, желтом и
красном), из смешения которых можно получить все остальные тона, Леблон
использовал три доски с тремя основными цветами. Печатая одну доску сверх
другой, Леблон получал промежуточные тона -- зеленый, лиловый, оранжевый.
Кроме того, он вводил еще четвертую доску в черном или коричневом тоне для
получения глубоких теней. Свои доски Леблон обрабатывал способом
меццо-тинто, преследуя исключительно репродукционные цели. Оттиски с его
досок довольно редки; некоторые из них производят эффектное, но грубоватое
впечатление.
Настоящего расцвета цветная гравюра на меди достигает во второй
половине XVIII века во Франции в связи с техникой акватинты. Уже Жанине в
своих цветных акватинтах не только блестяще воспроизводит живопись и рисунки
своих современников (Буше, Фрагонара, Юбера Робера и других), но и достигает
своеобразных графических эффектов. Еще дальше по пути совершенствования
цветной гравюры идет, еще смелей и тоньше действует Дебюкур, который сам
создает композиции для своих цветных акватинт. Для его техники характерна
сложность печатания (с восьми-девяти досок, подготовленных различными
графическими техниками, и доски с рисунком тушью, которая печаталась
последней для подчеркивания контуров). Исключительная мягкость переходов,
напоминающая акварель, богатство и тонкость нюансов, глубина и легкость
тонов характеризуют цветные гравюры Дебюкура (самое знаменитое произведение
Дебюкура -- "Танец новобрачной" 1786 года).
Вместе с тем в его произведениях намечаются чуть заметная реакция
классицизма (в подчеркивании контуров и движений) и легкая тенденция к
карикатурности.
Новое возрождение цветная гравюра переживает в период импрессионизма
(Рафаэлли и другие), в XX веке (в самых различных техниках глубокой печати
-- в офорте, акватинте, мягком лаке и др.).
Между выпуклой ксилографией и углубленной гравюрой на меди есть весьма
существенные различия, если взглянуть на них с общественной точки зрения.
Прежде всего, как мы уже отметили, ксилография часто характеризуется
двойственностью -- сочетанием художника-рисовальщика и резчика-ремесленника.
В углубленной гравюре автор обычно объединяется в одном лице -- художник сам
рисует, гравирует, печатает и сам обычно является распространителем своих
работ на рынке, у издателя, позднее -- на выставке. Кроме того, оба вида
гравюры обращаются к разным потребителям, особенно на раннем этапе развития.
Ксилография проще, демократичней, распространяется вместе с книгой или в
виде летучки; у нее большой тираж, она дешевле. Углубленная гравюра,
особенно в начале эволюции, меньше связана с книгой, с иллюстрациями; у нее
более постоянный, изысканный характер, ее художественный язык тоньше и
труднее. С практической точки зрения гравюра на металле удовлетворяла в свое
время двум важным требованиям: 1. Давала образцы и мотивы для декоративных
композиций (так называемый Ornamentstich широко расходившийся по всей
Европе). 2. Являлась самой подходящей техникой для репродукционных целей --
рисунков, картин, статуй, зданий. 3. Кроме того, в отличие от ксилографии
некоторые эпики (XVII--XVIII века) культивировали углубленную гравюру в
очень большом формате, обрамляя ее и применяя для украшения стен. 4.
Наконец, гравюра на дереве часто анонимна; гравюра на металле с самого
начала есть история художников; даже когда мы не знаем имени автора гравюры,
она всегда обладает признаками определенной индивидуальности.
Столь же различны ксилография и гравюра на металле и по своему
происхождению. Ксилография связана с книгой, с буквами, с печатной машиной.
Углубленная гравюра по своему происхождению не имеет ничего общего ни с
печатью, ни с письменностью вообще -- ее отличает декоративный характер, она
родилась в мастерской ювелира (любопытно, что граверы на меди получали
образование в мастерской золотых дел мастеров, где украшали рукоятки мечей,
тарелки, кубки резьбой и чеканкой). В этом смысле у резцовой гравюры очень
старинные корни: уже античных ювелиров можно назвать графиками, поскольку с
каждой металлической поверхности (например, с этрусского зеркала) можно
получить отпечаток. И в позднейшей резцовой гравюре, в ее блеске и пышности
и в то же время точности, сохранились пережитки ювелирного искусства.
Однако подлинное начало резцовой гравюры следует вести с того момента,
когда изображения стали резать на металле с определенной целью их печатать.
И тогда оказывается, что углубленная гравюра родилась только в середине XV
века, позднее ксилографии и, может быть, под ее влиянием.
О связи углубленной гравюры с ювелирной мастерской говорит техника так
называемого ниэлло, популярного в Италии во второй половине XV века. Ниэлло
представляет собой резьбу в серебре, причем вырезываемый рисунок заполняется
чернью из сернистого серебра, в результате получается черный рисунок на
светлой поверхности. Итальянские ювелиры, чтобы проверить эффект, делали
орнаментальные или фигурные отпечатки ниэлло на бумаге -- отпечатки, вполне
родственные резцовой гравюре. Согласно флорентийской традиции, резцовую
гравюру изобрел в 1458 году флорентийский ювелир и мастер ниэлло Мазо
Финигуерра. Эта традиция теперь опровергнута: в Италии и Германии найдены
более старинные образцы углубленной гравюры -- древнейшая известная нам
гравюра резцом датирована 1446 годом ("Бичевание Христа" неизвестного автора
немецкой школы).
Первая более или менее определенная личность мастера резцовой гравюры в
Германии -- Мастер игральных карт (действовавший в Базеле и на верхнем
Рейне), названный так по своей главной работе -- серии гравированных карт. В
его гравюрах чувствуется некоторая неуверенность приемов, подсказанных не
свойствами материала и техники, а стремлением подражать рисунку пером или
"серебряным грифелем: то непрерывные контуры без всякой моделировки, то
Страницы: «« « 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |