Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»

многокрасочности.  Вспомним,  что  японская  ксилография  скоро  перешла  на
многоцветность  и осталась ей  верна.  В  Европе тоже делались неоднократные
попытки цветной гравюры. Одной из первых, как мы знаем, была сделана попытка
в области  ксилографии -- так  называемое  кьяроскуро  --  монументальное  и
вместе  с  тем в высокой  мере  графическое  решение  проблемы. В XVII  веке
попытки  продолжались  главным  образом  в  области  углубленной  печати  на
металле.  При этом  наметились  три основных  способа: 1. Печатание с  одной
доски в один  тон (черный,  бурый, сангина и  т. п.). 2.  Печатание  с одной
доски в несколько  тонов  (раскраска  от руки,  тампонами). 3.  Печатание  с
нескольких досок (цветная гравюра в настоящем смысле слова).
     Первую своеобразную попытку цветной гравюры на  металле сделал в начале
XVII века Геркулес Сегерс. Он использовал  только одну  доску,  обработанную
офортом,  в  которой  различные  части  покрывались  разной  краской.   Этот
красочный  эффект  Сегерс  еще  усиливал  применением  бумаги,  тонированной
различным  цветом.  Однако  техника  Сегерса  требовала  для всякого  нового
отпечатка новой  раскраски, и поэтому отпечатки с его цветных офортов крайне
редки.  Следующий важный  шаг  уже в  начале XVIII  века  сделал Жак Леблон.
Основываясь  на  теории Ньютона  о  трех  основных цветах (синем,  желтом  и
красном), из  смешения которых  можно получить  все  остальные тона,  Леблон
использовал  три доски  с тремя  основными цветами. Печатая одну доску сверх
другой, Леблон получал промежуточные тона --  зеленый,  лиловый,  оранжевый.
Кроме того, он вводил еще  четвертую доску в черном или  коричневом тоне для
получения  глубоких   теней.   Свои   доски  Леблон   обрабатывал   способом
меццо-тинто, преследуя  исключительно  репродукционные  цели. Оттиски  с его
досок  довольно редки; некоторые из них  производят эффектное, но грубоватое
впечатление.
     Настоящего  расцвета  цветная  гравюра  на  меди  достигает  во  второй
половине XVIII  века во Франции в связи  с техникой акватинты. Уже  Жанине в
своих цветных акватинтах не только блестяще воспроизводит живопись и рисунки
своих современников (Буше, Фрагонара, Юбера Робера и других), но и достигает
своеобразных  графических  эффектов.  Еще дальше  по  пути совершенствования
цветной  гравюры идет, еще смелей и тоньше действует  Дебюкур,  который  сам
создает композиции для  своих цветных  акватинт. Для его  техники характерна
сложность  печатания   (с  восьми-девяти  досок,  подготовленных  различными
графическими  техниками,  и  доски  с  рисунком  тушью,  которая  печаталась
последней для подчеркивания контуров).  Исключительная  мягкость  переходов,
напоминающая  акварель,  богатство  и тонкость  нюансов,  глубина и легкость
тонов характеризуют цветные гравюры Дебюкура (самое знаменитое  произведение
Дебюкура -- "Танец новобрачной" 1786 года).
     Вместе  с  тем в  его произведениях намечаются  чуть  заметная  реакция
классицизма  (в  подчеркивании  контуров  и  движений) и  легкая тенденция к
карикатурности.
     Новое возрождение  цветная гравюра переживает  в  период импрессионизма
(Рафаэлли и другие), в XX веке  (в самых различных техниках  глубокой печати
-- в офорте, акватинте, мягком лаке и др.).
     Между выпуклой  ксилографией и углубленной гравюрой на меди есть весьма
существенные различия,  если взглянуть  на  них с общественной точки зрения.
Прежде  всего,  как  мы  уже  отметили,  ксилография  часто  характеризуется
двойственностью -- сочетанием художника-рисовальщика и резчика-ремесленника.
В углубленной гравюре автор обычно объединяется в одном лице -- художник сам
рисует, гравирует,  печатает  и сам обычно является  распространителем своих
работ на рынке, у  издателя, позднее -- на выставке.  Кроме  того, оба  вида
гравюры обращаются к разным потребителям, особенно на раннем этапе развития.
Ксилография проще,  демократичней, распространяется  вместе с  книгой  или в
виде  летучки;  у  нее  большой тираж,  она  дешевле.  Углубленная  гравюра,
особенно в начале эволюции, меньше связана с книгой, с иллюстрациями;  у нее
более  постоянный,  изысканный характер,  ее  художественный язык  тоньше  и
труднее. С практической точки зрения гравюра на металле удовлетворяла в свое
время двум важным требованиям: 1.  Давала образцы и мотивы для  декоративных
композиций  (так  называемый  Ornamentstich  широко  расходившийся  по  всей
Европе). 2. Являлась самой подходящей техникой для  репродукционных целей --
рисунков,  картин,  статуй, зданий. 3. Кроме того, в  отличие от ксилографии
некоторые эпики  (XVII--XVIII  века)  культивировали углубленную  гравюру  в
очень  большом  формате,  обрамляя  ее  и  применяя  для украшения стен.  4.
Наконец,  гравюра на  дереве  часто  анонимна;  гравюра  на металле с самого
начала есть история художников; даже когда мы не знаем имени автора гравюры,
она всегда обладает признаками определенной индивидуальности.
     Столь  же  различны  ксилография  и  гравюра  на  металле  и по  своему
происхождению. Ксилография  связана с книгой, с буквами, с печатной машиной.
Углубленная гравюра  по своему  происхождению не имеет ничего  общего  ни  с
печатью, ни с письменностью вообще -- ее отличает декоративный характер, она
родилась  в  мастерской  ювелира  (любопытно, что граверы  на меди  получали
образование  в мастерской золотых дел мастеров, где украшали рукоятки мечей,
тарелки, кубки резьбой и чеканкой).  В этом смысле у резцовой  гравюры очень
старинные корни: уже античных ювелиров можно назвать графиками, поскольку  с
каждой  металлической  поверхности  (например,  с  этрусского зеркала) можно
получить отпечаток. И в позднейшей резцовой гравюре, в ее блеске  и пышности
и в то же время точности, сохранились пережитки ювелирного искусства.
     Однако подлинное начало  резцовой гравюры следует вести с того момента,
когда изображения стали резать на металле с определенной целью их  печатать.
И тогда оказывается, что углубленная гравюра родилась  только  в середине XV
века, позднее ксилографии и, может быть, под ее влиянием.
     О связи углубленной  гравюры с ювелирной мастерской говорит техника так
называемого ниэлло, популярного в Италии во  второй половине XV века. Ниэлло
представляет собой резьбу в серебре, причем вырезываемый рисунок заполняется
чернью  из  сернистого  серебра, в  результате получается  черный рисунок на
светлой  поверхности. Итальянские ювелиры,  чтобы проверить  эффект,  делали
орнаментальные или фигурные отпечатки ниэлло на бумаге  -- отпечатки, вполне
родственные  резцовой  гравюре.  Согласно флорентийской  традиции,  резцовую
гравюру  изобрел  в  1458  году флорентийский  ювелир и  мастер ниэлло  Мазо
Финигуерра.  Эта традиция теперь опровергнута: в Италии  и Германии  найдены
более  старинные  образцы  углубленной гравюры --  древнейшая известная  нам
гравюра резцом датирована 1446 годом ("Бичевание Христа" неизвестного автора
немецкой школы).
     Первая более или менее определенная личность мастера резцовой гравюры в
Германии  -- Мастер  игральных карт  (действовавший  в  Базеле и  на верхнем
Рейне), названный так по своей главной работе -- серии гравированных карт. В
его гравюрах  чувствуется некоторая  неуверенность приемов, подсказанных  не
свойствами  материала  и техники, а стремлением подражать рисунку пером  или
"серебряным  грифелем:  то  непрерывные  контуры  без всякой моделировки, то

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства